Объект психодиагностики мотивации.
Раздел 6
Тема: Диагностика мотивационной сферы личности
Цель: Создать условия для изучения методов диагностики мотивационной сферы личности.
Основные понятия: мотивация, мотив, потребность.
Установка к занятиям [14; 3; 36].
В структуре личности мотивация занимает ведущее место и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения. Это, в частности, отражается и на многозначности определений основных понятий этой области психологии, таких, как потребность, мотив, мотивация.
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее активность.
В отечественной литературе мотив понимается как осознанная потребность (А.Г. Ковалев, 1965), как предмет потребности (А.Н. Леонтьев, 1975) и отождествляется с потребностью (П.В. Симонов, 1981). Потребности конкретизируются в мотивах и реализуются через них. Потребности соответствует целый класс мотивов, а мотивы могут входить в разные потребностные классы. Диагностика мотивов и потребностей не тождественна, хотя тесно взаимосвязана. Мотивы, связанные с определённой потребностью – это иерархическая система.
Диагностика определенного мотива однозначно не обуславливает диагностику соответствующего ему вида мотивации. Необходимо учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Например, степень выраженности латентного мотива достижения может быть высокой, а актуальная мотивация достижения при этом может быть слабой, так как ситуация для человека не имеет личностного смысла. Таким образом, интенсивность актуальной мотивации складывается из интенсивности латентного мотива и интенсивности ситуационных детерминант мотивации. Эта особенность используется в экспериментальных и диагностических процедурах, когда через разные типы инструкций пытаются актуализировать разные типы и уровни мотивации в экспериментальной ситуации.
Индикаторы мотивации:
· Прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д. (когнитивная репрезентация).
· Искажение объекта перцепции под влиянием мотивационных тенденций.
· Повышенная апперцептивная восприимчивость к объекту актуальной мотивации (сенситивизация, принцип резонанса).
· Проявление мотивов в воображении и фантазии.
· Влияние мотивов на когнитивные оценки и тем самым на структурирование, классификацию и организацию определённого стимульного материала.
· Другие индикаторы [См.: 36, С. 223-224].