Исторические и теоретические основы интерпретации.

Тема 5 Рисуночные тесты

Цель: Создать условия для изучения особенностей рисуночных методик.

Основные понятия: символ, символизация, рисуночный тест

Установка к занятиям [25; 36].

Рисунок можно использовать как средство познания личности.

Отечественные работы в этой области.

Воронов В.К. Чада Ф., Кучаенко А.М. (1910, 1911, 1912 гг.);

Коренблинт М. и Надольская М. под руководством проф. А. Лазурского - “Уроки рисования как метод исследования личности” (1914 г.);

Ермаков И.Д., Карпов П.И. (1922 г.); Коган Я.М., Рыбников Н.А. (1926 г.);

В России длительное время исследования рисуночных методик не проводились, так как был запрещен психоанализ.

В зарубежных странах применение рисуночных методик особенно распространено.

1926 г. Ф. Гудинаф предлагает для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков тест “Нарисуй человека”.

1948 г.: выход в свет фундаментальной монографии методики Дж. Бука. Дж. Бук предложил проективную методику исследования личности “Дом – дерево – человек”.

1949 г.: выход в свет фундаментальной монографии методики Карен Маховер («Рисунок человека»).

50-60-е годы: рисуночные методики пользуются особой популярностью среди психологов-практиков.

1963 г.: Д. Харрис пересмотрел тест Гудинаф. Тест был расширен и опубликован как “Гудинаф – Харрис – тест рисования

А. Кох (1949 г.) и Е Хаммер (1965 г.) занимались использование рисунка в диагностике.

В основе анализа рисунков детей и взрослых – развитие психоаналитических концептуальных разработок.

В России активизация изучения рисуночных тестов происходит после выхода психоанализа из «подполья».

Е.С. Романова и О.Ф. Потемкина изучали диагностические возможности рисунка («Графические методы в психологической диагностике», 1992 г.).

М.Е. Бурно изучал терапевтическое воздействие на человека через рисунок («Терапия творческим самовыражением, 1989 г.»).

(Захаров А.И. «Психотерапия неврозов у детей и подростков», 1982 г.; Болдырева С.А. «Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией», 1974 г.; Мухина В.С. «Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта», 1981 г.).

Многие закономерности отражения задания в бессознательном человека разнятся в зависимости от языковых и культурных особенностей конкретных стран.

По рисуночным тестам с большей или меньшей долей вероятности можно говорить о наличии тех или иных проблем в бессознательном пациента. На их основе можно провести психотерапевтическую помощь.

Благодаря рисункам мы получаем материальное отражение деятельности бессознательного поля мышления клиента. В рисуночных методиках активно выясняются основные бессознательные переживания клиента, декомпенсирующие его состояние, используя методы, способные обойти это сопротивление пациента.