Тема 3. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ

Цель: Создать условия для изучения методики исследования личности.

Установка к занятиям[51].

1. История создания опросника. Краткая характеристика опросника.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942—49 гг., американскими психологами Маккинли и Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков.

Данные методики в своей основе имеют статистически достоверную математическую базу. Методика была задумана авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии.

При использовании методики в целях дифференциальной диагностики психологическое исследование помогает выявить в первую очередь сложную структуру психологических проблем больного.

Возможности метода преимущественно направлены на выявление феноменов психологического порядка. У метода большие возможности при решении сложных вопросов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата на промышленных предприятиях и др. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологической коррекции (в суицидологи, в семейном консультировании, в сфере педагогической психологии, в работе промышленных психологов и социологов и т.д.).

Методика построена по типу опросника, однако оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как «верные» или «неверные» по отношению к нему утверждения, которые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуациях, моделируемых айтемами (утверждениями) методики.

Валидность метода после проведенной модификации проверялась путем сопоставления данных обследования методикой СМИЛ 3000 испытуемых с результатами других психодиагностических методик и сведениями, полученными от самих обследуемых и их непосредствен него окружения (друзья, родственники, учителя, тренеры, руководство, сотрудники или соученики, лечащие врачи, данные из истории болезни или служебной характеристики). Репрезентативная группа, послужившая эталоном для получения среднестатической нормы состояла из 860 человек, 580 мужчин и 280 женщин; поровну были представлены разные возрастные группы от 16 до 70 лет. Среди них были лица с высшим, средним и неполным средним образованием, которые, помимо прочего, группировались по специфике их профессиональной или учебной занятости.

Опыт применения методики позволил разработать интерпретационную схему, значительно более углубленную по сравнению с американским подходом и использующую тезаурус современной дифференциальной психологии, ориентированной на целостныйподход в понимании личности как единства биологических и социальных факторов (Ананьев Б. Г., Симонов П. В., Голубева Э.А., Pуcaлов В. М. и др.). В основе подхода — положение С.Л.Рубинштейна, согласно которому формирование психики под влиянием социального опыта происходит оосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека.