Черты личности.

Тема 1. Личностные опросники

Раздел 3

Цель: изучение методов исследования и диагностики черт личности.

Основные понятия: черта личности, личностные тесты, личностные опросники.

Установка к занятиям [36, 44, 3, 14, 26, 27, 45].

 

Проблема исследования личности очень сложна. Исследователь сталкивается с множеством различных теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обуславливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов.

В большинстве психодиагностических методов человек предстаёт в виде набора параметров, который принято называть профилем личности. Каждый показатель из профиля обычно называется чертой.

Черта личности – «это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции» [36, С. 159].

По происхождению и сфере приложения различают следующие классы черт: конституциональные, индивидные, личностные [36].

Методики, с которыми работают психологи, измеряют черты, складывающиеся под влиянием всех трёх подсистем. Это влияние для каждой конкретной черты структурировано по-разному, представлено в разных пропорциях.

Теоретическая релевантность системы шкал должна определяться теоретической моделью или исторически сложившимися в данный момент в данной культурной популяции «опорными» (популярными) измерениями, которые выделяются и обосновываются эмпирически на уровне обобщений обыденного сознания. В конституциональной подсистеме предпочтение системы черт основывается на базе нейрофизиологических теорий.

Для социально-обусловленных черт выбор системы шкал определяется на основе какой – либо теории (например, теория акцентуаций К. Леонгарда) или может быть выбрана и эмпирически (например, опросник Р. Кеттелл).

Для третьей подсистемы подходят только индивидуально ориентированные экспериментальные методы. У каждого человека своя система субъективных параметров, которые он использует для оценки и предсказания своего поведения и поведения других людей, для оценки объектов и отношений. Для предсказания поведения конкретных людей в конкретных ситуациях, необходимо иметь возможность реконструировать их собственные системы рефлексивно-ситуативных черт (конструктов). Эти факторы играют доминирующую роль в предсказании оценок и отношений, самооценок и поведения людей в конкретной ситуации.