Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.
Психодиагностический процесс.
Понятие о психологическом диагнозе.
«Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально – психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования» [44, С.130].
Источниками неточностей, ошибок в диагнозе могут быть:
· недостаточность времени, отпущенного на обследование;
· отсутствие надёжной информации об испытуемом;
· низкий уровень наших знаний о законах, управляющих нарушениями поведения.
Диагностические ошибки могут быть связаны:
· Со сбором данных (ошибки наблюдения; ошибки регистрации; ошибки инструментальные)
· С переработкой данных (эффект «первого впечатления»; ошибка атрибуции; ошибка ложной причины; познавательный радикализм; познавательный консерватизм)
«Психологическое измерение относится к области установления симптома, а диагноз относится к окончательному суждению о явлении в целом, обнаруживающем себя в этих симптомах, не поддающемся непосредственному восприятию и оцениваемом на основании изучения, сопоставления и толкования данных симптомов» [Выготский Л.С., цит. по: 44, С.104]. Диагноз связан с прогнозом.
Основные этапы:
· Сбор данных в соответствии с задачей исследования: формулировка диагностической задачи; выбор соответствующих методик; проведение исследования.
· Переработка, интерпретация данных исследования.
· Вынесение решения (диагноз и прогноз). В диагнозе и прогнозе необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации. Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, рекомендаций по выбору оптимальных методов терапии заболевания, реабилитации. Описываются не результаты, полученные с помощью конкретных методик, а их психологическая интерпретация.
Основные идеи международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов:
· Ответственность
· Компетентность
· Этическая и юридическая правомочность
· Квалифицированная пропаганда психологии
· Конфиденциальность
· Благополучие клиента
· Профессиональная кооперация
· Информирование клиента о целях обследования
· Морально-позитивный эффект исследования
· Гражданственность и патриотизм
Пользователь теста должен знать сведения о валидности и надёжности методики, ограничения её применения.
Деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения».