Предмет и структура психодиагностики.

Тема 2. Психодиагностика как научное направление и область практической деятельности

Цель: Ознакомить с предметом, структурой, особенностями психодиагностического процесса.

Основные понятия: психодиагностика, психологический диагноз, психодиагностический процесс.

Установка к занятиям [3, 9, 16, 19, 20, 36, 44, 45, 54].

В психодиагностике, как и в любой другой науке, есть предмет, методы, области приложения, основные понятия.

Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху. Психологическое тестирование – термин, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуальных психологических различий. Термин появился с появлением первых тестов.

Понятие психодиагностика в современной психологической науке за рубежом:

● относится к методике Роршаха и другим проективным тестам. Психодиагностика – это обследование личности обследуемого методикой Роршаха и другими проективными методами.

● связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологическими средствами;

● иногда используется как синоним психологического тестирования, охватывающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий.

В бывшем СССР направление исследований, получившее название психологическая диагностика, появилось в конце 1960-х гг. во многом благодаря усилиям Бориса Герасимовича Ананьева (главы Ленинградской психологической школы). Определение, которое дал Ананьев, достаточно широко и охватывает весь спектр психологических и психофизиологических исследований.

В настоящее время большинство исследователей считает, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознавания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они показателями неблагополучия или отсутствия такового. Психодиагностика имеет дело не только с тестами, но также с качественными (нестандартными) оценками личности. Психодиагностика изучает природу индивидуальных различий.

“Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности” [44, С.104].

Отрасли общей психодиагностики:

· Образовательная. Измерение успешности усвоения учебного материала;

· Клиническая. Изучение индивидуально-психологических особенностей больного;

· Профессиональная психодиагностика.

Психодиагностика – теоретическая дисциплина и сфера практической деятельности психолога. Как теоретическая дисциплина, она рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила “диагностических умозаключений”, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия или выраженности этих психологических “переменных”.

Общая психодиагностика связана с общей, социальной и дифференциальной психологией. Частная психодиагностика – медицинская, возрастная, консультационная, юридическая, военная, психология труда, спорта и т.д.

Практические сферы применения психологического знания выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение переменных, выступающих как объекты психодиагностики.

2. Смежные направления исследований: дифференциальная психология, психометрия, психологическая оценка.

Наиболее тесно психодиагностика связана с дифференциальной психологией, психометрией и психологической оценкой (направления исследований в области психологии).

1. Психодиагностика и дифференциальная психология.

Предметные области исследования психодиагностики и дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытаются по тому признаку, что психологическая диагностика ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для дифференциальной психологии характерно познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Отрывая психодиагностику (понятую как практику тестирования) от дифференциальной психологии, тем самым лишают психодиагностику теоретического фундамента и, следовательно, статуса науки. Разделение психодиагностики и дифференциальной психологии носит искусственных характер, в действительности они дополняют друг друга, образуя единое целое.

2. Психодиагностика и психометрия.

Психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений – от психофизических до личностных. Психометрическое направление получает своё развитие в психологическом тестировании. В ряде случаев психодиагностика и психометрия отождествляются. Используется термин «психометрические тесты», под которыми понимаются стандартизированные методики, относительно которых известна валидность и надёжность, методики, удовлетворяющие принципам измерения.

3. Психодиагностика и психологическая оценка.

Понятие «Психологическая оценка» к настоящему времени во многих странах Западной Европы и США почти полностью вытеснило термин «Психологическое тестирование».

Понятие «Психологическая оценка» более широкое, чем психологическое тестирование. Психологическая оценка проводится не только с помощью тестов. Развивается внетестовая диагностика, связанная с качественными оценками. Оценка – это отбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями (например, с помощью интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, специальной аппаратуры и т.д.).