Отечественные работы в области психодиагностики.
До 1917 года в России работы по психологическому тестированию в первую очередь связаны с именами выдающихся психологов и психиатров Г.И. Россолимо и Ф.Е. Рыбакова.
Г.И. Россолимо – профессор Московского университета. В 1908 году публикует шкалу для измерения уровня развития общих способностей “Психологические профили”. Для этого он разработал систему теоретических представлений о структуре личности и интеллекте. Цель теста – выработка критериев отличия нормальных детей от имеющих разные степени умственной отсталости.
Ф.Е. Рыбаков разработал тест для определения уровня развития пространственного воображения – «Фигуры Рыбакова». Тест быстро стал известен в мире.
Советский период. В 1920-1930-х гг. тесты получают широчайшее применение. В области психологического тестирования работают: М.Я. Басов, М.С. Берштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, В.М. Коган и др. Затем был длительный период запрета на применение тестов.
Возрождение исследований происходит в 1960-х годах. Огромный вклад был сделан Ленинградской психологической школой в становление советской психодиагностики. Под руководством Б.Г. Ананьева осуществлён грандиозный проект комплексного исследования человека с привлечением тестов интеллекта, личностных опросников и др. диагностических инструментов. Большой вклад в развитие психодиагностики был сделан Ленинградским психоневрологическим институтом.
Тесты активно начинают использовать в медико-психологических исследованиях, изучении разных возрастных групп, профориентации и профотборе, судебно-психологической экспертизе.
Разработаны оригинальные методики. Например:
· А.Е. Личко и др.,1983
· В.М. Мельников и Л.Т.Ямпольский,1985
· В.В. Столин и др., 1988
· А.А. Кроник, 1991
В Петербурге создан ИМАТОН (Госстандарт России) – предприятие, которое занимается подготовкой и продажей тестов для психологов.
Основные вехи, которые прошла психодиагностика в СССР – массовое использование на этапе становления, через длительный период запрета (50 лет), второе рождение в конце 60-х годов.
Семинарское занятие № 1. История становления психодиагностики (2 часа)
1. Предыстория психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование. Вклад Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине, Ч. Спирмена в развитие психодиагностики [36, С.36-40; 44, С. 8-25].
2. Развитие психодиагностики в ХХ веке. Отечественные работы в области психодиагностики [36, С.42-51; 44, С.26-81, 84-95].
Литература:
Основная: 36, 44
Дополнительная: 3, 45
Задачи и вопросы для самоконтроля:
Каковы истоки психодиагностики как науки? Назовите основные этапы в развитии психодиагностики. Кто из отечественных учёных внес существенный вклад в развитие психодиагностики?
Проанализируйте причины негативных установок по отношению к тестам в России и за рубежом. Приведите характеристику тестов, созданных в ХХ веке, названия которых были даны на лекции.