Психологическое тестирование. Вклад Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине, Ч. Спирмена в развитие психодиагностики.

Предыстория психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки.

Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые необходимо было даже нашим далёким предкам.

С древних времён люди пытаются создать упорядоченную систему для описания множества индивидуальных проявлений. Различные типологии, разрабатываемые с древних времён, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики.

История древних цивилизаций представляет свидетельства использования различных способов обнаружения индивидуальных различий.

Одна из основных причин зарождения психодиагностики – выдвинутая врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно-отсталых и душевнобольных людей.

Источниками психодиагностики являются:

· Экспериментальная психология

· Дифференциальная психология

Становление научной психодиагностики связано с проникновением в науку эксперимента, идеи измерения. Психическое становится особой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии.

Психодиагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века.

Импульсом к появлению первых тестов является научная проблема исследования индивидуальных различий.

Френсис Гальтон (1822-1911) – англичанин, родоначальник изучения индивидуальных различий. Он создал инструмент для их измерения – тест. Ф. Гальтон открыл коэффициент корреляции, создал первые тесты для измерения ума. Основная проблема, которая интересовала учёного – это проблема наследования способностей.Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей сенсорного различения можно оценить ум человека. Он использовал известные экспериментально-психологические приёмы определения порогов чувствительности, времени реакции, создал новые (свисток для определения предела восприятия звука, линейку для зрительного различения длины). В 1884 году на Лондонской международной выставке медицинского оборудования учёный представал созданные им тесты. Ф. Гальтон поставил вопрос об измерении личностных особенностей, создал предпосылки для появления тестов личности, проективной техники.

Джеймс Мак-Кин Кеттелл (1860-1944)американец,первый в мире профессор психологии. Президент Американской психологической ассоциации. Приверженец гальтоновских идей и методов измерения индивидуальных различий. В 1890 году публикует одну из самых известных в психодиагностике работ – «Умственные тесты и измерение». Он считал, что прежде всего тесты и статистический анализ – залог становления психологии, опирающейся на точное знание. Тесты элементарных психических функций Дж. Кеттелл считал наиболее подходящими для измерения ума (например: «наименее ощутимая разница в весе», «время реакции на звук», «время распознавания цветов»). Тесты к концу XIX века получили широчайшее распространение. Однако выяснилось, что фактически отсутствует связь между результатами теста и академической успеваемостью. Необходимы были иные теоретические представления о природе интеллекта и его функциях, на фундаменте которых могли бы создаваться новые тесты.

Альфред Бине (1857-1911) – основатель экспериментальной психологии. Пришёл к выводу, что для изучения индивидуальных различий в интеллекте необходимо обратиться к более сложным психическим процессам (например: измерение внимания, памяти, воображения, морального суждения, эстетической оценки и др.). Его работы имели решающее значение в появлении прообраза современных тестов интеллекта. Он считал, что тесты для определения умственных способностей должны давать информацию как о качественных, так и о количественных различиях. В 1905 году совместно с Теодором Симоном учёный создал первую шкалу, предназначенную для измерения интеллекта детей и состоящую из 30 заданий, расположенных в зависимости от возрастания трудности. В 1908 году вышла усовершенствованная шкала Бине-Симона. Для оценки результатов теста используются понятия: умственный возраст, базовый возраст, абсолютная мера интеллекта. Вильям Луис Штерн предложил определять относительную меру интеллекта – коэффициент IQ

Чарльз Спирмен – основоположник «Лондонской школы» психологии. Создал первую теорию организации интеллекта, основанную на статистическом анализе показателей тестов. Заложил основы факторного анализа. Предложил двухфакторную теорию интеллекта. Ч. Спирменом найден путь целенаправленного отбора тестов для измерения разных сторон интеллекта и опровергнуто мнение о том, что их следует конструировать на основе интуиции.