ПОЛОЖЕНИЕ
Приложение 2
Ж
выставочный проект | ||||||||||||||
♦ | * | ♦ | ||||||||||||
Планирование | Организация | Реализация | ||||||||||||
' | г | ч | г | 1Г | •У' | |||||||||
S | ||||||||||||||
-Исследование интересов и потребностей | -Подбор кадров, | -Координация деяте- | ||||||||||||
S X | аудитории; | исполнителей; | сотрудников; | |||||||||||
= Е | • формирование внешних | - определение | - реализация рекламной | |||||||||||
я & | связей; | полномочий, установка | компании, мониторинг сообщений в СМИ | |||||||||||
cs о. а. 2 с г | -целеполагание, | приоритетов | ^ | |||||||||||
прогнозирование, | -обеспечение | - определение пока- | ||||||||||||
>> | определение сроков; - определение источников финансирования. | экономических условий -формирование маркетинговой стратегии. | зателей, оценка и коре-ктировка деятельности -оценка эффективности деятельности | а я | ||||||||||
t | ||||||||||||||
♦ | * | ♦ | ||||||||||||
я | - Исследование | - Научное | - Монтаж экспозиции; | |||||||||||
н о | внутреннего фонда музея; | проектирование | - подготовка | к | ||||||||||
ю | - исследование внешнего | экспозиции; | пояснительных | |||||||||||
а | фонда; | - отбор, подготовка, | материалов; | о | ||||||||||
к а | - определение возможной | упаковка, | - демонтаж | " | ю о | |||||||||
s о | ||||||||||||||
- дополнительное | экспонатов; | - контроль за | 1> о | |||||||||||
комплектование фондов. | - художественное | сохранностью | я о о | |||||||||||
проектирование | экспонатов. | |||||||||||||
о с о | экспозиции; | а | ||||||||||||
- подготовка | к | |||||||||||||
вспомогательных | К | |||||||||||||
материалов. | о и о о | |||||||||||||
1 | т | і | і | ' | ||||||||||
А | - Музейно - | - Разработка | - Проведение | |||||||||||
Й | педагогические | образовательно - | экскурсий, лекций, | Он | ||||||||||
о a •о . | исследования аудитории; | развлекательных | массовых мероприятий | |||||||||||
- определение | программ; | и т.д.; | ||||||||||||
о 5 | приоритетных форм | - определение | -работа с | |||||||||||
3 " | работы с различной | приоритетных форм | индивидуальными | |||||||||||
5 2 | аудиторией; - методическое | работы с аудиторией; - инструктаж | посетителями; - координация и учет | |||||||||||
Я к | обеспечение выставок; | экскурсоводов, | групповых посещений; | |||||||||||
о я м 3 | - сотрудничество с | привлечение | • анализ отзывов | |||||||||||
Обра кател | образовательными | дополнительных | посетителей, оценка | |||||||||||
учреждениями. | сотрудников; -подготовка | эффективности реализованных | ||||||||||||
вспомогательных | программ. | |||||||||||||
т | соелств. | |||||||||||||
219 III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСТАВОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка эффективности технологии выставочной деятельности является важным моментом в её разработке и совершенствовании. Г.Л. Тульчинский, рассматривая проблемы и методы анализа эффективности менеджмента в сфере культуры отмечает, что с некоторой степенью условности виды эффективности могут различаться как «экономичность», «результативность», «целесообразность» [16, с.345].
В технологии выставочной деятельности, такой показатель как посещаемость, может служить критерием оценки эффективности выставочной деятельности и определять результативность. В то же время образовательно-воспитательная функция временных экспозиций выступает как одна из главных целевых установок выставочной деятельности. Поэтому педагогическое воздействие экспозиции на посетителя будет определять целесообразность выставочной деятельности и являться вторым критерием оценки эффективности.
Современное понимание эффективности предполагает ещё и оценку экономичности выставок. Эта категория в современной ситуации приобретает особую значимость для музеев, так как непосредственно влияет на развитие всех элементов его структуры: совершенствование материально-технической базы, стимулирование работы персонала, комплектование коллекций и, в конечном итоге, находит отражение в посещаемости и педагогической эффективности выставок.
Показатель результативности — посещаемость выставок, в
определённой степени отражает педагогическую и экономическую эффективность выставок. Однако нельзя переоценивать и ориентироваться только на посещаемость выставки. Выставки могут быть эффективны в плане экономичности и посещаемости, но оказывать слабое педагогическое воздействие на посетителя или негативно влиять на имидж музея и наоборот.
Таким образом, при оценке эффективности выставочной деятельности рассматриваются три критерия: посещаемость, экономичность выставок, педагогическое воздействие на личность посетителя. При этом все три характеристики находятся во взаимозависимости. Соотношение этих видов и определяет общую эффективность выставочной деятельности. Схематично это можно представить следующим образом:
Таблица 6 Оценка эффективности выставочной деятельности
Экономичность выставок | Педагогическая эффективность выставок | |||
Посещаемость | ||||
На эффективность выставочной деятельности оказывают влияние ряд основных и дополнительных факторов. По определению Р.А. Белоусова, «факторы эффективности - это причины, условия, обстоятельства, влияющие как на результаты, так и на издержки производства. Ими являются все основные элементы способа производства, а так же все социальные, политические, духовные процессы и явления, которые находятся с ними в причинно - следственной связи» [1, C.286].
Основные факторы условно можно разделить на внутренние и внешние. К первым относятся: экспозиционные площади, фонды, материально-техническая база музея, кадровый состав, организационная структура. К внешним факторам можно отнести: положение на рынке услуг, внешние связи музея, месторасположение музея, социальный заказ, состояние социокультурной среды региона. Однако учёта только основных факторов недостаточно для обеспечения эффективности выставочной деятельности. Эффективность выставок, определяемая в посещаемости как результате, и педагогическом воздействии экспозиции на посетителя как целесообразности, является наиболее зависимой от ряда дополнительных факторов.
При планировании и организации выставок учёт дополнительных факторов осуществляют подсистемы: управления и маркетинга, экспозиционной работы, образовательно-развлекательной деятельности, являющиеся структурными компонентом технологического процесса выставочной деятельности (табл. 7).
Таблица 7
Дополнительные факторы эффективности выставочной деятельности
Подсистема управления и маркетинга | Подсистема экспозиционной работы | Подсистема образовательно-развлекательной деятельности |
- частота проведения выставок; - ценовая политика; - заполненность экспозиционных залов; - актуальность тематики; - сроки проведения выставки; - рекламная компания выставок; - условия пребывания в музее; - уровень музейного обслуживания; - - дифференцированный подход. | - историческая и художественная ценность экспонатов; - разнообразие экспонатов; - художественное решение экспозиции; - методы построения экспозиции; - качество и содержание пбяснительных материалов; - выставочное оборудование; - - технические средства. | - востребованность форм деятельности; - разнообразие форм и методов подачи материала; - содержание и адаптивность материала; - личностные качества и профессиональные навыки экскурсовода. |
Данные факторы необходимо учитывать как при разработке выставочных проектов и программ, так и при характеристике и оценки существующей технологии выставочной деятельности музея. Например, выставки похожей тематики (или выставки одного художника) целесообразно проводить с интервалом в 3-5 лет при условии качественного изменения состава экспонатов. При разработке выставочного проекта продумывается ценовая политика (система скидок), направленная как на привлечение дополнительных посетителей (скидки на групповое, семейное, повторное посещение и т.д.), так и регулирование потока посетителей в определённой время (скидки в раннее время суток, в будние дни и т.д.).
Актуальность тематики определяется интересом аудитории (по результатам опроса), либо выставка посвящается наиболее значимому в данный период событию. При определении сроков необходимо руководствоваться общими тенденциями и закономерностями досуговой активности населения региона, посещаемости музея, востребованностью данной выставки в определённый период (в зависимости от тематики, учебных программ образовательных учреждений и т.д.). Рекламная компания разрабатывается в первую очередь исходя из приоритетных источников получения информации целевой аудитории, при этом учитывается финансовые возможности музея, определяется экономичность выставки, в том числе оценивается целесообразность и окупаемость затрат на рекламную компанию. Исходя из современных запросов целевой аудитории, по возможности совершенствуются условия пребывания в музее. Например, определяются и организуются дополнительные места для отдыха, вводятся
222 дополнительные услуги (приобретение информационных материалов, сувенирной продукции, фотосъёмка и т.д.). По необходимости расширяется гардероб, привлекается дополнительный обслуживающий персонал.
Дифференцированный подход предполагает адресность выставки и корректировку системы организационных действий в соответствии со спецефикой целевой аудитории. Данный фактор во многом влияет не только на посещаемость и педагогическую эффективность экспозиции, но и позволяет избежать излишних расходов и максимально спрогнозировать результаты. Такая позиция необходима для организации работы всех подсистем.
Так, _ наиболее вероятно, что экспонаты, вспомогательные и информационные материалы, выставочное оборудование, средства и методы художественного построения экспозиции привлекательные для молодёжной аудитории будут существенно отличаться от тех, что используются при организации выставки адресованной старшему поколению. Однако при этом экспонаты выставки должны обладать исторической и художественной ценностью и соответствовать музейному уровню, исчерпывающе раскрывать тематику выставки.
По возможности наиболее эффективно использовать и объединять в экспозиции разнообразные группы экспонатов (произведения изобразительного, декоративно - прикладного искусства, документальные материалы и т.д.). При этом, не нарушая общую концепцию и художественный образ экспозиции. Излишняя перегруженность экспонатами так же негативно сказывается на восприятии информации и общем впечатлении от выставки, как и однообразие, и скудность экспозиционных средств. Немаловажное значение имеют пояснительные материалы (этикетаж, аннотации, каталоги, буклеты, путеводители и др.). В первую очередь они должны быть удобны и доступны для чтения, а так же выполнены в едином художественном стиле. Выставочное оборудование и технические средства должны соответствовать современному уровню. При этом главным является удобство просмотра экспозиции в целом и каждого экспоната в частности. Например, удалённость заграждений должна быть соответствовать размерам экспонатов, экспонаты в витринах максимально обозримыми, освещение не вызывать зрительного напряжения, не давать световых искажений и бликов и т.д.
Разработка образовательных и досуговых программ так же в первую очередь требует учёта запросов целевых групп. Важна не только востребованность определённых мероприятий, но и их разнообразие, новизна, своевременность. Даже использование ретро-форм в музейно-педагогической работе на выставке предполагает их адаптивность к современным условиям.
Традиционные для музея экскурсии, тематические вечера и другие мероприятия могут стать более привлекательными для аудитории за счёт введения новых методов и средств подачи материала (например, музыкального сопровождения, элементов театрализации, использования технических средств), нетрадиционного названия мероприятия, привлечения дополнительных специалистов. При этом принципиальное значение имеет личностный фактор. Экскурсоводы и другие сотрудники, занятые в работе с посетителем в первую очередь должны быть тактичны, дружелюбны и внимательны к посетителям. Профессионализм экскурсовода определяется умением раскрыть содержание экспозиции, при этом избегая монотонности и переутомления посетителей. Усвоение материала достигается не только за счёт его адаптивности для различных социальных и возрастных групп (в соответствии с уровнем подготовки), но и использования разнообразных методов его подачи. Интерактивные методы для этих целей являются наиболее предпочтительными.
Необходимо отметить, что представленные факторы эффективности взаимосвязаны между собой. Их учет требует комплексного и дифференцированного подхода. Определённые факторы, взятые в отдельности, могут не существенно влиять на эффективность выставки, однако их совокупность оказывает решающие значение. В процессе выставочной деятельности они являются своеобразными звеньями, связывающими цель и результат, и обеспечивают целостность и эффективное функционирование всей системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Широкий вектор музейных функций, реализуемых посредством выставок, позволяет рассматривать выставочную деятельность как фактор формирования и преобразования социокультурной среды региона. Эффективность процесса коммуникации с оной стороны обеспечивается желанием посетителя усвоить информацию, заложенную в экспозиции, преобразовать её в личный опыт. С другой стороны способностями, знаниями, возможностями и умениями тех людей, которые организуют этот процесс: педагогов, художников, организаторов и т.д. Выбор технологии оказывает решающее значение не только на культуросозидающие возможности временной экспозиции музея, но и на развитие самого музея.
Именно технология выставочной деятельности, обеспечивает эффективность выставок при формировании социокультурной среды региона. Современная выставочная деятельность имеет в основе самостоятельную, отличную от других видов музейной деятельности технологию, структурными компонентами которой являются: подсистема управления и маркетинга, подсистема экспозиционной работы, подсистема образовательно-развлекательной деятельности. Каждая из подсистем собственную целевую функцию через определённую систему действий на конкретном этапе технологического процесса. Реализация данной модели позволяет обеспечивать эффективность выставочной деятельности музея в процессе формирования социально-культурной среды региона.
225 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Управление экономикой: Словарь. Основные понятия и категории / сост. Р.А.Белоусов, А.З. Селезнев. - М.: 1986. - 350с.
2. Брижатова, С. Б. Технологии формирования региональных программ социокультурного развития в современной России / С. Б. Брижатова. — Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000. - 101с.
3. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. - Новосибирск: TyGra, 2000. - 252 с.
4. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учеб. пособие для студ. вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУК : Профиздат, 2002. - 288 с.
5. Зуев, С. Э. Новые социальные технологии в сфере культуры (культурологические основания профессиограммы современного менеджера) / С. Э. Зуев // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - С. 5- 13.
6. Киселёва, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: Изд-во МГУК. - 1995. - 134 с.
7. Коссова, И. М. Выставочная работа музеев в современных условиях: конспект лекций / И. М. Косова. - М.: Всесоюзный ИПК работников культуры Министерства культуры СССР, 1988. - 53 с.
8. Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов-н/Д : Феникс, 2001. - 416 с.
9. Лорд, Б. Менеджмент в музейном деле / Лорд, Б., Лорд Г. Д.; пер. с англ.: Э. Н. Гусинского, Ю.И. Турчанской; под. ред. А. Б. Голубовского. -М.: Логос, 2002.-256 с.
10. Музеи. Маркетинг. Менеджмент. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. -224 с.
11. Поляков, Т. П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей» - 2 / Т. П. Поляков; МК РФ, АПРИКТ, Рос. ин-т культурологии. -М.:РИК,2003.-455с.
12. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - 504 с.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256с.
14. Технологии социальной работы: учеб. / под. общ. ред. Е. И. Холостовой. -М, 2001,-187с.
15. Торопова Е.О. Художественная выставка. Методика организации экспозиии. - Спб.: МартИнфо, - 2003. - 44с.
16. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский. - СПб.: Лань, 2001. - 384 с: ил.
17. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела: учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов / Л. М. Шляхтина, С. В. Фокин. -СПб.: СпецЛит, 2000. - 160 с