Музейная аудитория

I

Выставки

А

С S

Ь

I

А

Р S


Монтаж экспозиции

Подготовка пояснительных материалов

Демонтаж экспозиции

Контроль за сохранностью экспонатов


S ы в


Проведение экскурсий, мас­совых мероприятий ит.д.

Работа синдивидуальными посетителями

Координация и учет групповых посещений

Анализ отзывов посетителей, оценка эффективности реализованных программ



II. ФОРИМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ

Использование при формировании технологий выставочной деятельности принципа программности позволяет эффективно увязывать все компоненты и механизмы данного процесса в единую систему, дает возможность сочетать инновационные управленческие подходы с традиционной системой планирования, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности в процессе формирования социально -культурной среды региона.

Как отмечает СБ. Брижатова, «любая программа представляет собой увязанный по ресурсам и срокам завершения комплекс планируемых мероприятий различного характера, обеспечивающих достижение важнейших для развития социально-экономических целей» [2, с.339].

Многосторонне влияние • и значимость выставочной деятельности в процессе формирования социокультурной среды региона, определяет возможность руководствоваться при разработке её технологии принципами создания целевой комплексной социально-культурной программы регионального развития.

В соответствии с принятой методологией в каждой программе должны быть сформулированы: состояние проблемы, основные достоинства её программного решения, главная цель программы, место в общей системе целей и задач народного хозяйства, система целей и основных задач программы, целевые показатели, характеризующие конечные результаты её реализации^ пути их достижения; система других мероприятий, организационная структура управления программой, информация о необходимости ресурсов, сроки реализации программы, оценка эффективности, пути внедрения программы в жизнь.

Исходным пунктом является решение о разработке программы административных органов, каковыми могут выступать органы управления культурой или администрация музея. Заказчик мотивирует разработку программы, определяет основные цели, а так же назначает коллектив исполнителей (рабочая группа по разработке программы выставочной деятельности). Руководитель рабочей группы предварительно изучает проблематику задания, исходные предпосылки и ограничения, объём работ и


212 т.д. В процессе исследования должен быть проведён анализ документов, архивных и статистических материалов, литературных источников по заданной теме.

Таблица 2 Технология выставочной деятельности музея

Анализ ситуации

Разработка программы выставочной деятельности

Реализация программы выставочной деятельности музея

Планирование выставок

Выставочная работа

Оценка выставочной деятельности музея

Изучение задания на разработку программы предполагает уяснение и оценку следующей группы вопросов:

побудительные мотивы решения о разработке программы (основные проблемы выставочной деятельности, изменения социокультурной ситуации региона, общественная инициатива и т.д.);

роль и место программы в общей системе региональных и музейных программ;

соотношение программы с предшествующими, степень реализации последних, их влияние на цели и задачи данной программы (цели и задачи данной программы, принципиальная возможность их достижения);

время разработки и реализации программы;

научный и профессиональный потенциал коллектива разработчиков программы;


213 степень разработанности научной проблематики программы, доступные методы и научный инструментарий проработки проблем.

Результатом должен стать план исследования и разработки программы.

Эффективность программы во многом определяется всесторонним анализом социокультурных условий, представляющим научное обоснование проблемы. Этот процесс предполагает накопление, формирование, анализ и систематизацию исходной информации (годовые отчёты музея, отчёты по посещаемости, отчёты по выставкам, тематико-экспозиционные планы выставок, книги отзывов, результаты социологических исследований и т.д.).

Анализ исходной информации включает в себя:

1. Оценку внешних условий осуществления выставочной
деятельности:

- социокультурные особенности региона (численность населения,
национальные особенности, традиции, демографические и географические
особенности, творческий потенциал, экономическое положение региона);

- положение выставочной деятельности музея на рынке идентичных
услуг (оценка конкурирующих организаций, сравнительный анализ,
выделение факторов конкурентного преимущества);

- внешние связи музея (сотрудничество с образовательными
учреждениями, учреждениями культуры, предприятиями и фирмами региона,
межрегиональные и международные связи).

2. Характеристику аудитории музея:

- характеристика реальной аудитории музея (количество посетителей,
социальный, демографический и возрастной состав аудитории, количество
групповых и одиночных посетителей, частота и характер посещения,
уровень восприятия музейного предмета, музейное поведение, запросы и
потребности);

характеристика потенциальной аудитории музея (досуговые предпочтения, досуговая активность, оценка восприятия музея, запросы и потребности).

3. Оценку внутренних условий осуществления выставочной деятельности:

- экспозиционные площади музея (количество, размеры и пропускная
способность экспозиционных площадей);

- музейные фонды (количество, состав, сохранность музейных


214 предметов);

кадровый состав (штат сотрудников, уровень профессиональной подготовленности сотрудников всех подразделений, стимулирование труда, психологический климат, отношение к труду);

- материально-техническая база (финансовое, техническое обеспечение
выставок, выставочное оборудование, транспорт).

4. Оценку существующей технологии выставочной деятельности:

- анализ развития выставочной деятельности (ретроспективная оценка
изменений выставочной деятельности, выявление позитивных и негативных
тенденций);

- организация работы всех подразделений занятых в выставочной деятельности (эффективность управления, положения о выставочной деятельности, должностные инструкции, планирование и использование рабочего времени, методическое обеспечение);

-соответствие выставочной деятельности профилю, целям и миссии музея;

- анализ эффективности выставочной деятельности (посещаемость,
экономическая и педагогическая эффективность выставок, оценка факторов
эффективности).

Мы считаем, что наиболее эффективно при этом рассматривать выставочную деятельность как систему, где основные структурные компоненты (подсистемы) выступают единицами анализа. Для характеристики инструментария приведём примерные группы показателей.

1. Для характеристики подсистемы управления и маркетинга: соотношение разного рода выставок для реализации поставленных целей (по характеру экспозиционного фонда: внешний и внутренний, по масштабу, по экономической эффективности и т.д.), соответствие тематики выставок и представленных экспонатов запросам и потребностям населения, сроки проведения выставок, разработка нормативных документов, положений о выставках, должностных инструкций, организационная структура выставочной деятельности (наличие отделов, количество сотрудников занятых в выставочной работе), разработка системы стимулирования труда, необходимость повышения квалификации сотрудников, возможности совершенствования материально-технической базы, рекламной компании выставок, программа маркетинговых исследований, возможности


215 привлечения внебюджетных средств, основные направления работы с общественностью др.

2. Для характеристики экспозиционной работы: приоритеты и соотношения основных экспозиционных средств, использование вспомогательных средств, в том числе оценка и возможности совершенствования технических средств, выставочного оборудования, использование новых технологий в экспозиционной работе, определение методов и- основных приёмов построения экспозиции, необходимость изменений, анализ кадрового состава, возможности дополнительного привлечения сотрудников, методическое обеспечения и пути повышения профессионального уровня сотрудников занятых в данной работе и пр.

3. Для характеристики образовательно-развлекательной деятельности: насыщенность образовательно-развлекательной программы выставок, виды мероприятий, прогрессивность, качественный уровень и разнообразие форм работы, соотношение форм работы для реальной и потенциальной аудитории, групповых и одиночных посетителей, эффективность от проведения мероприятий, оценка методов работы и подачи материала, адаптированность материала под разные возрастные и социальные группы, степень технического оснащения, материально -технической базы и т.д.

В итоге научной разработки темы необходимо иметь полное представление об истории, динамике, современном состоянии и тенденциях развития выставочной деятельности. Должны быть выявлены основные проблемы, произведено ранжирование проблем, определена главная цель выставочной программы в соответствии с миссией музея, целевые показатели, характеризующие конечные результаты программы. Анализ исходной информации позволяет приступить к более целенаправленному проведению исследований по основным направлениям и проблемам.

Методическим завершением должно быть принятие системы концептуальных и методических принципов для непосредственной разработки программы. На наш взгляд для программы выставочной деятельности музея таковыми должны стать:

- обеспечение равного доступа для всех социально-демографических групп к художественным и историческим ценностям;

- приоритет образовательно-воспитательной функции временных


экспозиции;

- максимальное соблюдение музейной специфики выставок.

Таблица 3 Социокультурная модель анализа ситуации в технологии выставочной

деятельности музеев

Анализ состояния социокультурной среды региона


Рынок

идентичных

услуг


Субъект (выставочная деятельность музея)


Объект

(характеристика, запросы и потребности аудитории)


 


Экспозиционная работа


Управление и маркетинг


Образовательно-развлекательная деятельность


Оценка эффективности

Формулировка проблем

По итогам работы составляются отчёты, включающие в себя основные выводы и предложения, проблемы и пути их решения, а так же положения рабочей концепции и методические принципы. В приложение включается план разработки программы. Научный отчёт утверждается административными органами, по необходимости вносятся коррективы и уточнения.

Процесс разработки программы заключается в формировании рабочей концепции, разработки проекта программы и определения механизмов её реализации.


Таблица 4 Процесс разработки программы

 

 

 

 

 

Формирован ие концепции   Разработка проекта программы   Определение механизма реализации программы   Утвержде­ние проекта программы
     

Содержание концепции должно чётко отражать принципиальные вопросы и проблемы, решающиеся посредством программы выставочной деятельности, В рабочей концепции программы выставочной деятельности могут быть изложены следующие вопросы:

- приоритетные направления выставочной деятельности;

- необходимость повышения посещаемости музейных выставок (общая посещаемость и посещаемость конкретных выставок);

- необходимость расширения географии выставок;

- изменение социально-демографического состава аудитории выставок;

- повышение экономической эффективности выставочной деятельности;

- усиление педагогической эффективности выставок и др.

В концепции должна быть определена целесообразность основных

путей решения проблем, экономические возможности, этапность решения задач. После выработки концепции начинается разработка проекта программы. Для этого необходимо уточнить структуру программы и определить принципы формирования программы. Принципы могут быть разнообразны и зависят от субъективных факторов характерных для конкретного музея и социокультурной среды региона. На наш взгляд, учитывая современное состояние выставочной деятельности музеев, наиболее удобным будет проблемно-целевой принцип, согласно которому, каждое из программных направлений формируется в разделы с дифференциацией по проблемам. Организация решения основных проблем, предусматривается в отдельных проектах, входящих в состав программы.

Определение механизма реализации программы не менее важный этап в её разработке. В первую очередь необходимо ещё раз оценить условия организационные возможности выставочной деятельности музея, для того


чтобы определить: состав исполнителей, источники финансирования, формы

реализации конкретных проектов. Далее проект программы утверждается на

методическом совете музея, по возможности приглашаются эксперты и

представители управленческих органов культуры.

Таблица 5 Разработка программных направлений

_________________ Проблема_________________

Программное направление