Установление надежности через триангуляцию

Кейс стади известен как исследовательская стратегия с использо­ванием триангуляции. Термин триангуляция пришел в социологию из навигационной практики моряков, которые, как правило, определяют месторасположение корабля, изучая пересечение двух прямых. Впервые это термин использовал Д.Кемпбелл, выразив мнение, что данные, подтвержденные двумя независимыми источни­ками, более убедительны, чем те, которые взяты из одного источника [115]. Триангуляция в исследовательском смысле обычно означает, что привлекаются различные источники данных, различные методы исследований, нескольких исследователей и/или различные теоре­тические перспективы, чтобы изучить одно специфическое явление.

Н.Дензин [130] отводил одно из центральных мест в своих изысканиях исследовательской триангуляции, которую он иначе называл комбинацией методологий и считал, что любой социолог должен исследовать проблему с различных методологических пер­спектив. Именно тогда, когда социолог соединяет в своем иссле­довании различные подходы, могут возникать достаточно обосно­ванные и проверенные теории. Н.Дензин достаточно серьезно занимался проблемами триангуляции и составил предлагаемую ниже типологию существующих подходов.

Триангуляция данных. Источники данных могут быть объекта­ми триангуляции, и исследователь должен стремиться к исполь­зованию как можно большего количества источников, которые оказываются в его распоряжении. Но, как настаивал Дензин, дол­жно быть понимание того, что существует отличие между источ­никами, с помощью которых исследователь получает те или иные данные, и методами сбора информации. Так, при исследовании организации источниками могут быть не только данные, получен­ные с помощью методов интервью, наблюдения, но и статистичес­кие данные, материалы совещаний, собраний, митингов, забасто­вочных комитетов, протоколы заседаний профсоюзных комитетов.


Временная триангуляция. Любое социологическое исследова­ние в стиле кейс стади проводится, как правило, не в один день, а растягивается во времени. Кроме того, деятельность тех или иных групп людей, изучаемых социологами, как правило, изучается в определенной социальной среде. Именно поэтому упор на время необходим. С точки зрения времени, очень интересно то, как оп­ределенные виды деятельности претерпевают изменения с тече­нием времени. Необходимость изучения определенных процессов в динамике привело к тому, что в настоящее время все больше и больше исследований в стиле кейс стади проводится в течение длительного периода времени.

Временная триангуляция помогает проследить, какие процес­сы неизменны с течением времени, какие изменяются кардиналь­но, какие просто исчезают. Например, в исследовании двух заво­дов, одного английского, другого российского, где проводилось изучение неформальных отношений, было интересно посмотреть, как видоизменялись с течением времени некоторые аспекты не­формальных отношений [163]. Надо отметить, что фактор време­ни имел достаточно большое значение для анализа ситуаций на двух заводах. Так, многое дало сравнение активности рабочих на заводах в обычные дни и в конце месяца. Достаточно интересные события развивались на английском заводе в конце финансового года, когда нужно было сделать план любой ценой1. Описание та­ких событий в определенные временные моменты, как правило, дают неоценимую информацию исследователю.

Пространственная триангуляция. Как правило, исследование в стиле кейс стади затрагивает сложные объекты, с многоуровневой системой управления. В таких исследованиях необходим сбор дан­ных на разных уровнях организации. В этом исследователям помо­гает так называемая пространственная триангуляция, которая под­разумевает: во-первых, сбор данных на разных уровнях изучаемого объекта, например, в организации это может быть сбор данных по исследовательскому вопросу, начиная от высшего менеджмента и кончая изучением процессов на уровне рабочего места.

С другой стороны, исследование, казалось бы, двух социально от­даленных организаций - завода в Великобритании и завода в России, на первый взгляд, не могло дать ничего общего, учитывая также то, что у нас в России существует достаточно стойкое понимание того, что на Западе все работает как часы, а у нас все плохо. И вместе с

1 В конце финансового года на английском предприятии также наблюдалось знакомое нам по России явление штурмовщины.


тем, выводы, сделанные на основе детального изучения двух организаций, принадлежащих двум разным социальным системам, позволили утверждать, что некоторые социальные процессы имеют универсальный характер и не знают границ.

В исследованиях, проводимых ИСИТО, пространственная три­ангуляция достигается путем сравнения собранных фактов на предприятиях различных регионов. Сделать это помогают ежегод­ные семинары, в которые вовлечены исследователи из всех регио­нов, где проводятся исследования.1

Исследовательская триангуляция. Чем больше исследователей привлечены для изучении того или иного случая, тем более досто­верная и менее искаженная информация будет получена. Это одна из возможностей снизить субъективность одного исследователя, поскольку наблюдение одного исследователя дополняется наблюде­нием нескольких исследователей за одним и тем же событием, или наоборот, нескольких исследователей, наблюдающих за разными событиями, но являющимися звеньями одной и той же цепи.

На наш взгляд, достаточно перспективна позиция самарской исследовательской группы из ИСИТО, которая использует сле­дующую исследовательскую триангуляцию при исследовании организаций. При планировании проведения исследования соци­ологи распределяют между собой уровни организации: часть исследователей работает с так называемыми «верхними эшелона­ми власти», другая - разрабатывает уровень среднего и низшего звена, работает на уровне цехов. Ни для кого не секрет, что соци­олог на предприятии должен «примелькаться», к нему должны привыкнуть, и он должен стать своего рода частью окружающей среды (этот подход мои самарские коллеги называют эффектом «фонарного столба»: когда человек, проводящий исследование, настолько сжился с окружающей средой, что стал как бы её час­тью.) Именно это помогает самарским социологам на каждом из этих уровней выявить своих собственных ключевых информан­тов, получить наиболее интересную информацию, а затем на своих исследовательских методологических семинарах проанали­зировать, какая информация подтверждается на всех уровнях, какая - заведомая «липа», а над какой информацией еще стоит поработать, и какой уровень для этого наиболее приемлем.

1 На момент написания книги в команду ИСИТО входят социологи, представ­ляющие следующие города: Москва, Самара, Кемерово, Сыктывкар, Санкт-Пе­тербург, Пермь, Екатеринбург.


Теоретическая триангуляция. Это наиболее сложный вид триангуляции, и по свидетельствам множества западных иссле­дователей очень незначительная часть социологов достигает определенных высот в теоретической триангуляции. Как прави­ло, в начале исследования существует некоторая сеть предполо­жений, по которым и собираются данные. Было бы более пред­почтительно, если бы гипотезы или предположения выдвигались на основе совершенно различных теорий, подчас даже и совершен­но противоречивых. Объяснение одних и тех же фактов с точки зрения различных теоретических положений - это одно из средств снизить критические замечания в адрес исследователей.

Почему необходима теоретическая триангуляция? В некоторых областях, например в таких, где очень высока вероятность теорети­ческой несовместимости, необходимость в теоретической триангуля­ции особенно высока. Так, например, взаимодействия внутри групп объясняют очень много теорий. Некоторые считают, что эти взаимо­действия можно объяснить с помощью теорий обмена, другие счита­ют, что здесь необходим функционалистский подход. Символичес­кие интеракционисты отстаивают правоту своей теории и так далее. И, как результат, нет единой обоснованной теории в этой области. Очевидная трудность в данном случае состоит в том, что аргументы типа «мы-то знаем, что только наша теория объясняет действитель­ное положение вещей» - сами по себе очень ограничены и очень не­надежны для подбора определенных предположений и гипотез.

В некоторых случаях у исследователя появляются свои соб­ственные теоретические объяснения, которые присоединяются к уже существующим и отдаляют все социологическое сообщество от синтеза теорий и результатов полевых исследований. Эти тео­рии наиболее близки к тому, что Мертон называл «теориями сред­него уровня» и годятся порой только для объяснения данных, ана­лизируемых в каждом конкретном случае. Глэйзер и Страусе призывали в своей работе [144] к появлению обоснованных, определяющих сущность социологических теорий. Дензин [127] советует развивать концептуальные модели с позиции теоретичес­кой триангуляцией, что означает подход к данным с различных направлений и множеством гипотез в голове. Когда одна из теорий исчерпывает себя, можно привлечь следующую для объяс­нения фактов, которые остались необъясненными.

Шаги теоретической триангуляции. Вести (Westie, 1957) рекомендовал основные шаги процедуры теоретической триангу­ляции, которые, на наш взгляд, актуальны и поныне:

* 75


1. Сформулируйте все возможные предположения, имеющие право на существование в данной области;

2. Дайте возможные интерпретации по всем выдвинутым пред­положениям;

3. Предпринятое исследование проводится для того, чтобы определить, какие из этих гипотетических явлений существуют на эмпирическом уровне.

4. Те предположения, которые с треском провалились при про­ведении исследования, выбросьте в корзину, как и те интерпрета­ции, которые с ними были связаны.

5. Самые удачные из предположений, которые были сформули­рованы, отбираются в ходе последующих эмпирических наблюдений.

6. В заключение сделайте перечень тех предположений, которые прошли проверку, и тех, которые провалились, и сделайте переоценку тех теорий, из которых они проистекали. Обозначьте теперь перефор­мулированную теоретическую систему, основанную на всех точках рассмотрения и эмпирических подтверждениях, которые вы только что получили.

Преимущества теоретической триангуляции. Во-первых, как указывал Вести, теоретическая триангуляция минимизирует вероят­ность того, что исследователь будет представлять себе и миру недос­таточно зрелые предположения, в рамках которых какие-либо проти­воречия будут игнорироваться. Во-вторых, имеет место еще одно преимущество теоретической триангуляции - это возможность исполь­зовать наиболее широкие обобщения. Социологи могут двигаться от специфических теоретических исследований к обобщенным теорети­ческим исследованиям, тем самым, подводя исследователя к «более обобщенному значению его эмпирических находок». И, наконец, триангуляция поощряет систематическую преемственность в теории и исследованиях.

Методологическая триангуляция. Этот тип триангуляции бывает двух видов: внутриметодный и межметодный.

Внутриметодная триангуляция - это когда исследователь исполь­зует только один метод, но внутри этого метода прибегает к множест­венным стратегиям для работы с данными. Тем не менее, внутриметод­ная триангуляция имеет свои собственные недостатки и представляет определенную угрозу валидности исследования.

Межметодная триангуляция - это использование нескольких исследовательских методов таким образом, что один метод усиливает


другой. И исследователь может достичь наилучших результатов, поскольку при таком подходе снижаются недостатки отдельного метода.

Как правило, межметодная триангуляция принимает различные формы, но в основном используют несколько методов для того, чтобы исследовать один и тот же объект.

Проблемы, связанные с построением исследования с помощью множественной триангуляции. Наиболее часто встречаемыми про­блемами являются:

1. Определение объекта анализа, для которого могут быть при­влечены различные теории.

2. Дефицит времени и денег для проведения исследования. Не всегда представляется возможным нанять большое количество социологов, проводить лонгэтюдные исследования ввиду ограни­ченности ресурсов. В этом случае, конечно, остается использовать наиболее полноценно то, что имеется в наличии.

3. Недоступность некоторых исходных данных, так как теории могут требовать наблюдения за очень интимными или скрытыми от глаз процессами.

На наш взгляд, к описанным выше типам триангуляции можно также добавить и триангуляцию респондентов: дать возможность респондентам оценить основные результаты исследования. Мы можем изложить перед респондентами в конце исследования тот или иной взгляд и записать их реакцию на него.

Итак, мы рассмотрели типы триангуляции, которые в основном применимы к исследованиям предприятий или организаций. Вместе с тем, на наш взгляд, к исследованию личности нужно подходить точно так же, как и к анализу организаций. При изуче­нии индивидов необходимо учитывать возможности изменений в их стратегиях, жизненных траекториях с течением времени, а также их пространственные перемещения. Именно поэтому важна как пространственная, так и временная триангуляция. Так, напри-Мер, при изучении одиноких матерей [37] изучались стратегии их выживания, а также изменения, которые произошли в их жизни, с Интервалом в 9-12 месяцев. Такой подход к исследованию был оправдан, поскольку невозможно изучать стратегии, обращаясь только к одному определенному моменту в жизни одинокой Женщины. Для того чтобы понять, как изменяются планы, Жизненные обстоятельства одиноких женщин, были проведены Повторные интервью с респондентками через определенный


период времени, а в некоторых особо интересных случаях была проведена целая серия интервью, и именно это позволило установить достаточно тесный личный контакт с респондентами и появилась возможность взять у респондентов дневники с описанием событий их жизни.

Согласно Дензину [128], по отношении к личности существует три разных вида анализа:

• агрегированный анализ - то, что обычно встречается в опросах общественного мнения, это когда для анализа привлекаются именно индивиды, но не их взаимоотношения;

• интерактивный анализ - когда единицей анализа является скорее взаимодействие определенных групп, общностей, индивидов;

• анализ общностей - способ, часто отождествляемый со структурно-функциональным анализом. В данном случае объек­том для наблюдения является общность: группа, коллектив или даже целое общество. А взаимоотношения уже уходят на второй план, и они рассматриваются как отражающие определенное дав­ление на эту общность или коллектив.

И, наконец, одно из главных требований Дензина состоит в том, что исследователь должен осуществлять синтез всех уровней и типов данных. Любое исследование должно комбинировать раз-личные уровни и типы данных.


Глава 9

Основные методы качественного

исследования:

э тногра фи чес кий метод

«Ежедневная беседа иногда содержит более сложную филосо­фию жизни и большее осмысление проблем, чем многие академи­ческие обсуждения»

Blackwetl Dictionary of 20th Century Social Thought: 211, 1993

Прежде чем перейти к описанию видов анализа исследования, выполненного в качественной традиции, необходимо разделить по­нятия «качественный метод получения информации» и «качествен­ное исследования», которые часто смешиваются. Набор способов получения информации в эмпирической социологии ограничен, глав­ным образом, тремя классами методов: опрос, наблюдение, анализ документов. Каждый из указанных методов располагает широким набором модификаций. В зависимости от степени формализации, метод может быть «жестким» (количественным) или «мягким» (качественным). Например, различные виды опроса располагаются в континууме от жестко формализованного (анкета) до нарративно­го интервью - свободного изложения без вмешательства со стороны интервьюера. Наблюдение, помимо степени включенности, может быть в различной степени формализованным или свободным. Анализ документов в зависимости от задач исследования тоже может предполагать определенную степень формализации. «Мяг­кие» варианты методов сбора данных предполагают получение ино­го типа информации, что влечет за собой и иные методы ее анализа.

Итак, при проведении исследования в стиле кейс стади могут быть использованы различные исследовательские методы и их разновидности, такие как:


1) наблюдение;

2) включенное наблюдение;

3) индивидуальное интервью;

4) групповое интервью;

5) анкетный опрос;

в) анализ документов;

7) анализ дневников, ведущихся участниками событий по просьбе исследователя (дневник рабочего дня, рабочей недели и т.п.);

8) метод истории жизни (биографический метод);

9) этнографический метод.

Мы не будем останавливаться конкретно на каждом методе', только укажем, что выбор того или иного метода зависит от целей исследования, предрасположешюстей исследователя к тому или иному методу, финансовых возможностей и т.п.

Особое место занимает этнографический подход, который, как правило, может включать в себя использование нескольких методов и представляет собой синтез стилей. Поскольку этнографическое исследование носит длительный характер (порой в течение несколь­ких лет), то исследователь сам определяет, на каких этапах, какие методы удобнее использовать.

Этнографический подход и его преимущества

и недостатки

Этнография - это и дисциплина, и подход, и комплекс мето­дов, которые все чаще используются в социальных науках при проведении качественных исследований.

История этнографических исследований отражает результат длительного постижения западной цивилизацией инаковости как значимого социального и культурного явления. Первоначальные относящиеся к ранней этнографии XVIII-XIX веков описания «других» культур отличал акцент на экзотике и враждебности, увеличивавшими дистанцию между различными цивилизациями. Антропологи были первыми, кто постарался утилизировать этног­рафическую технику для сбора социальных научных данных. Первые академические полевые исследования связывают с име-

1 Для более глубокого ознакомления с каждым из методов мы рекомендуем читателю книгу Семеновой В.В. Качественные методы. -М.: Добросвет, 1998.

О


нами Бронислава Малиновского, Альфреда Рэдклифф-Брауна, Маргарет Мид. Так, в 1910-х гг. Малиновский, например, провел несколько месяцев среди аборигенов Тробриандских островов в Новой Гвинее для того, чтобы собрать данные об их жизни. Он говорил, что ученые должны непосредственно взаимодейство­вать и жить среди туземцев, изучать их обычаи, представления и происходящие социальные процессы.

Представители Чикагской школы социологии также применяли этнографические методы для исследования городских локальных сообществ. В настоящее время методологию этнографического исследования используют различные исследователи, стоящие на различных теоретических и идеологических позициях: марксисты, феминисты, постмодернисты и т.д.

В отличие от ученых-позитивистов, проводивших исследования в контролируемой среде, ранние этнографы и их последователи признали важность значений и культурных практик людей, наблюда­емых изнутри среды их повседневного пребывания, в которой эти явления имеют место. Такой подход был назван «натурализмом».

Натуралисты, в отличие от позитивистов, проводящих ограничен­но контролируемые эксперименты, идут в поле и присоединяются к тем, кого они хотят наблюдать. Когда этнографы проводят исследо­вания таким образом, их, как правило, называют включенными наблюдателями. Этнографы, таким образом, заинтересованы в сборе богатых описаний повседневной жизни людей внутри сообществ и групп, которые они изучают вместо того, чтобы тестировать научную «правду», как это принято в позитивистских исследованиях.

Geertz С. The interpretation of cultures. New York: Basic Books, 1973.

Метод подробного описания социальных действий Гиртц и назвал «насыщенным описанием».

Различия между этнографическим и каким-либо другим исследо­ванием не должны быть преувеличены, поскольку этнографы очень часто используют другие методологии в качестве дополнения к сво­им исследованиям. Этнографы могут использовать и смешенные типы исследований, когда они берут на вооружение и количествен­ные, и качественные методы, комбинируя всевозможные опросы об­щественного мнения, государственную статистику, статистический анализ с этнографическим описанием тех или иных процессов. Статистические и другие количественные данные очень часто исполь-

I 81


зуются для того, чтобы усилить валидность исследования и иногда подтвердить возможность обобщения данных.

Найджел Филдинг назвал метод этнографии «методом откры­тий», поскольку последний, с его точки зрения, помогает прово­дить исследования и получать серьезные выводы, когда очень мало или совсем ничего не известно об изучаемом объекте [138].

На сегодняшний день понимание этнографического исследования существенно расширилось и включает в себя изучение культурных образцов и символов любого сообщества. Через этнографические описания исследователи представляют голоса «других» - социальных изгоев, замалчиваемых или осуждаемых в средствах массовой инфор­мации и общественном сознании. Исследования социальных отно­шений внутри различных в плане культуры групп: больниц, преступ­ных группировок, тюрем, домов инвалидов - получали устойчивое название этнографии. Более того, сложилось понимание этнографии как непозитивистской, или качественной методологии.

Особенности познавательного аппарата этнографии оказались привлекательными при изучении социальных феноменов развитых индустриальных обществ и постепенно оформились в самостоятель­ную традицию. Крупные консалтинговые фирмы Запада предлагают своим клиентам, планирующим делать бизнес за рубежом, в том чис­ле и в России, информацию в виде видеофильмов о менталитете пред­принимателей, о культуре труда в промышленности.

Этнография имеет несколько отличительных черт:

Самая главная характерная черта этнографии состоит в том, что этнограф присутствует, открыто или скрыто в повседневной жизни людей в течение достаточно долгого периода. Он наблюдает за тем, что происходит в поле зрения, слушает то, что говорится, задает воп­росы и фактически собирае! всю доступную информацию по тому исследовательскому вопросу, который является фокусом исследова­ния... Все социальные исследователи в каком-то смысле являются включенными наблюдателями, и в результате этого границы этног­рафического исследования являются достаточно размытыми.

Atkinson P. Understanding Ethnographic Texts. Thousand Oaks CA: Sage, 1992.

Итак, этнографические методы чаще всего связываются с исследовательской практикой, основанной на включенном наблю­дении и с детальным описательным характером научной репре­зентации.


Одной из задач, стоящих первоначально на стадии полевых работ, является поиск посредников, способных ввести исследователя в интересующую его группу, а затем в общении с «ключевыми фигура­ми», хранителями знаний о традициях и нормах данного сообщества.

Этнографический подход предполагает детальное описание процессов, наблюдаемых на изучаемом объекте. Основным методом сбора информации является включенное наблюдение. Главная задача исследователя, тем не менее, не просто сбор информации об объекте, но также и представление полученных данных в форме научного отчета или научной публикации. Исследователь должен представить данные не только с точки зрения людей, находящихся на этом объекте, отражая специфику данной культуры, но также дать и более широкий взгляд с точки зрения социальной науки. Поэтому взгляд исследо­вателя на наблюдаемые им процессы может быть отличен от взглядов обследуемых людей.

Основные процессы, происходящие в поле зрения исследователя, должны найти свое отражение при описании событий в поле. Для этого исследователем, как правило, применяются следующие приемы:

• цитирование из транскриптов проведенных интервью;

• приведение выдержек из протоколов собраний, совещаний, митингов;

• цитирование из дневников участников событий и т.д.

Цитаты и выдержки помогают увидеть те или иные события глазами участника и вместе с тем показать, насколько близка иссле­довательская интерпретация к реальным процессам.

Грамотное этнографическое исследование всегда опирается на Доступные документальные источники, в том числе на статистичес­кие данные. При любой возможности необходимо собирать статисти­ческую информацию об объекте. Но, тем не менее, использование статистики в этнографическом исследовании привносит и множество проблем. Одна из таких проблем заключается в том, что статисти­ческие данные не всегда корректны и не всегда отражают реальную Картину, реальные процессы.

Предмет этнографического исследования

Основным отличием этнографическою исследования является то, Что исследователь ищет определенные культурные образцы поведе­ния или мышления. Исследователь отслеживает, каким образом определенные шаблоны поведения повторяются в различных ситуа­циях с различными людьми. Эти шаблоны поведения могут повто-



рятьсяв различных реальностях: на различных объектах, в различ­ных странах. Поиск определенных стереотипов - эта одна иззадач анализа.

Этнографначинает сфиксации недифференцированных идей, образцов поведения и, таким образом, собирая огромный материал, начинает сравнивать эту информацию суже имеющейся, противо­поставлять ее,сортировать некоторые категории до тех пор, пока не будет вырисовываться более или менее четкая картина. Поскольку в самомначале исследователь сформулировал какие-то гипотезы, то, слушая и наблюдая, он старается сопоставить то, что он видит, с ого первоначальной моделью. Таким образом, в исследовательской лаборатории постоянно идет работа над теми или иными катего­риями, образцами поведения. На практике исследователь постоянно работает над многими категориями. Уровень понимания процессов повышается с продвижением исследователя по концептуальной лестнице: просматривая одни категории и образцы поведения, срав­нивая их с другими, укрупняя и способствуя тем самым к появлению новой теории.