Деятельности музеев
Содержание и структура технологии выставочной
І
На креативном уровне музейные выставки участвуют в организации ре-
гионального культурного взаимодействия, создании и трансляции новых
культурных текстов, презентации культурных инноваций. Выставочное про
странство музея выступает в качестве коммуникативной площадки региона.
Данная задача музея реализуется при организации выставочных проектов,
направленных на активизацию коммуникации различных местных общно
стей и центров с региональным или локальным сообществом в целом. В ка-
щ честве участников данного взаимодействия сегодня выступают образова-
^ тельные учреждения и творческие объединения, архивы и библиотеки, этни-
ческие общности и национальные центры.
Музей через выставки имеет возможность представления ценностей и
традиций определенной общности всему региональному или локальному со
обществу. Например, посредством выставки «Немцы в истории Сибири, Си
бирь в истории немцев» (2004 г.), организованной Администрацией Новоси
бирской области, Институтом истории Сибирского отделения РАН, Новоси-
т бирским Областным Российско-Немецким Домом, Немецким исследователь-
ским Центром при НГУ и Новосибирским государственным краеведческим
музеем, была представлена история и самобытная культура немцев в Сибири,
их участие в межкультурном диалоге. В подготовке этой передвижной вы
ставки, позволившей немецкому населению заявить о себе всему региональ
ному сообществу, приняли участие практически все региональные краевед
ческие музеи (Новосибирский, Алтайский, Омский), Российско-Немецкие
Дома (Новосибирск, Барнаул, Томск), районные Центры немецкой культуры
v# и музеи истории российских немцев. Так же показателен выставочный про-
ект Красноярского музейного центра «Наш соловей теперь в другом месте» (2006 г.), отражающий изменении произошедшие в жизни переселившихся в Сибирь более ста лет назад эстонцев сету, но сохранивших свои национальные черты [240].
Участниками коммуникации с местным сообществом становятся не только этнические группы, творческие союзы, учреждения культуры и обра-
зования, но и различные социальные и даже профессиональные группы. Необычный выставочный проект «Homo museicus» был представлен в Государственном Дарвиновском музее (2004 г.). Сотрудники 13 музеев Москвы и Московской области решили рассказать о себе и своих увлечениях на примере собственных коллекций и авторских работ. Они выставили более 36 частных коллекций живописи, графики, росписи по стеклу, фотографии, курительных трубок, театральных программок, тряпичных кукол, монет, значков и т.д. [240].
Выставочная деятельность современных музеев направлена не только на представление регионального культурного наследия, но и на презентацию культурных инноваций. К примеру, ежегодная социокультурная акция Толь-яттинского краеведческого музея «Музейный пикник» призвана наладить связи между различными группами городского сообщества и представить новые идеи и тексты, открытый фестиваль культурных проектов «Мост» в г. Октябрьске- преследует цель создания пространства коммуникации и партнерства малых городов региона.
Выставочная деятельность функционирует в качестве канала региональной культуры, создающего и распространяющего культурные сообщения. Сообщением является текст музейной экспозиции, который презентиру-ет культурные инновации, формирует ценности и образы, обращаясь к местному сообществу. Необычное художественное решение, либо концепция выставки позволяют рассматривать экспозицию как художественное произведение, творческий акт, в процессе которого происходит обогащение и обновление региональной культуры. Например, использование инновационных художественных приёмов в экспозиции, позволило Нижнеудинскому районному краеведческому музею придать традиционным выставкам, характер значимого и запоминающегося события в культурной жизни региона. Идея выставки «Письмо с фронта» (2000 г.), (приуроченная ко дню Победы в ВОВ), заключалась в том, чтобы донести до посетителей, через выраженные в письме мысли и переживания человека на войне, понимание всего трагизма и
истинного героизма простого солдата. Организаторам выставки, за счет нетрадиционной подачи материала: изменение цвета и размера писем (абзацы и строки из некоторых писем были нанесены черным маркером на кальку, которую свесили сплошной стеной от потолка до пола перед окнами и межоконными простенками), удалось создать необычайно волнующее произведение, позволившее по-новому переосмыслить это историческое событие.
На выставке «О чем вещи мол chat» (2001 г.), вниманию аудитории бы-
11 ли представлены композиции, собранные из разных групп экспонатов и
^ представляющие образы XX века получившие названия: «Дорогая, Марк Ша-
гал на проводе», «Депутат-рабочий, или Чай - самый демократичный напиток всех времен и народов», «Новогоднее обращение президентов», «Охота пуще неволи», «Дама с горностаем» и т. п. Для посетителей были подготовлены листы бумаги, маркеры, кнопки, скотч и предложено дать свои варианты названий в зависимости от вызванных у них той или иной композицией ассоциаций. Этот проект стал ярким примером тому, что креативная деятель-
л ность музея порождает не только новые художественные тексты, образы, но
и способствует развитию творческого потенциала участника коммуникации, осознанию себя в историческом контексте через эмоциональное восприятие музейного предмета [74].
Презентации временных экспозиций за пределами региона происходит при организации передвижных выставок, в форме участия музея в конкурсах социокультурных проектов, фестивалях. В частности, в международном конкурсе музейных проектов «Интермузей», в Красноярских музейных биен-
,• нале, социокультурных акциях «Культурная столица», «Музейный пикник».
Текст музейной экспозиции ближе к художественному, нежели научному тексту, поэтому в нем присутствует архетипический уровень. При этом для регионального музея особенно значимыми оказываются те образы, которые отражают своеобразие конкретного «месторазвития». С другой стороны, местная история и культура обретают в музейной интерпретации свои миро-
. вые архетипические основания, тем самым они связываются в сознании по-
сетителя выставки с образом мировой культуры в целом.
В практике Российских музеев в последнее время выставочная деятельность выступает как инструмент формирования региональной идентичности и восстановления культурных традиций.
В качестве примера можно привести выставки: «Страна Артания» (Го
сударственный литературный мемориальный музей-заповедник Н.А. Некра-
I сова «Карабиха», 2005 г.), раскрывающую историю местности близ Ростова и
1* знакомящей с жизнью Древней Руси, «Кижи. Первобытная археология» (Го-
сударственный историко-архитектурный и этнографический музей-
заповедник «Кижи», 2005 г.) - посвященную истории и культуре острова
Кижи, «Карельские ярмарки» (Карельский государственный краеведческий
музей, 2005г.), «Алтайский хлеб» (Государственный художественный музей
Алтайского края, 2004 г.), посвященную 50-летию освоения целинных и за
лежных земель на Алтае; «Сибирская кунсткамера» (Алтайский государст-
^ венный краеведческий музей, 2003 г.), характеризующую культуру и быт на-
родов Сибири и др. [240].
Условность выделения данных уровней проявляется ещё и в том, что
взаимодействие музейной выставки и социокультурной среды региона может
происходить одновременно на инфраструктурном и креативном уровне, т.е.
способствовать сохранению, воспроизведению культурного наследия, в то же
время вырабатывая, актуализируя и транслируя ценности культуры. Это вы
ставки представляющие культурные ценности региона в нетрадиционном ас
ів пекте, новом, современном контексте и образе, каковыми являются концеп
ция выставки и соответствующее ей художественное решение, в результате
чего, получается самостоятельное и законченной художественное произведе
ние, имеющее собственное аксиологическое значение.
В соответствии с общими тенденциями в развитии современного российского общества, при организации выставок происходит ориентир на западные образцы. Наряду с понятием «выставка», употребляется понятие
«выставочный проект». Проектная сущность музейной выставки в последнее время всё более осознаётся теоретиками и практиками музейного дела. В отечественной музееведческой литературе нет четкой дефиниции «выставочного проекта», это словосочетание используют в двух разных значениях: как дизайн - проект экспозиции (т.е. проект как форма творчества, художественного конструирования) и разновидность социокультурного проектирования (т.е. проект как особый тип управленческого действия).
В последнее время в практике современной работы музеев чаще употребляется второе значение данного термина. Такое название получают все виды и формы выставок, независимо от того присутствует или нет художественный проект экспозиции: тематические, коллекционные выставки, разнообразные биеннале и персональные выставки художников, концептуальные выставки и выставки одной картины и др. Как правило, это масштабные выставки, либр ряд выставок, объединённых общей концепцией. Далеко не все музейные выставки предполагают дизайн-проект экспозиции, но практически каждая временная экспозиция сочетает в себе элементы художественного, технического, педагогического проектирования и областью её воздействия являются объекты социально-культурной сферы.
Правомерно ли считать каждую выставку проектом? Если исходить из этимология понятия «проект» (от лат. project), что означает «брошенный вперед», рассматривается как замысел, план, прообраз какого-либо объекта, то «проект - это идея, реализуемая в процессе, дающем определенные результаты» [Цит. по: 42]. С этой точки зрения любая выставка есть проект, так как всегда присутствует замысел, его реализация и результаты. Относительно выставки как художественного проекта, все достаточно ясно, однако, опять встаёт вопрос, какую выставку считать социокультурным проектом?
В.Ю.Дукельский, рассматривая культурные проекты, считает, что не каждое мероприятие, называемое проектом, является таковым и приводит основные критерии, которым должен соответствовать проект: целенаправленность, целостность, ограниченность во времени, инновационность, ком-
муникативность, адаптированность к внешним условиям [40]. По мнению других авторов [37], проект подразумевает придание равного значения результативности и экономичности как основным его итогам, и выставка есть разновидность культурного проекта.
Любая выставка, как форма социокультурной деятельности, предполагает наличие социокультурной технологии имеющей проектную сущность и невозможной без первоначального замысла, идеи. Выставка всегда ограничена во времени, коммуникативна, подразумевает процесс и результат и несет в себе инновации. Довольно много доводов для того, чтобы рассматривать каждую выставку как социокультурный проект, педагогически детерминированный и направленный на развитие и формирование личности. Однако прежде чем делать выводы рассмотрим ещё несколько вариантов определения этого понятия.
«Проект - это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой» [94, с. 10]. «Проектирование - это конструирование оптимального удовлетворения суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий; проектирование — это моделирование предполагаемых действий до их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате» [78, с. 6].
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. В основе проектной технологии лежит проблемно - целевой метод и принцип максимальной адаптации к конкретной социокультурной ситуации. Таким образом, главным критерием для определения, является ли выставка проектом, служит характер технологического
процесса. Музейная выставка может быть частью программы развития музея, которая строится с учётом социокультурной ситуации конкретного региона.
Каждая выставка способна стать социокультурным проектом. Однако часто желаемое выдаётся за действительное и то, что называют проектами, не всегда является таковым. В.Ю. Дукельский характеризуя псевдопроекты употребляет термин «прожекты». Всё многообразие музейных выставок не позволяет рассматривать каждую как социокультурный проект, но можно отметить, что современная российская выставочная практика весьма разнообразна: имеют место выставки, выставочные проекты и так называемые выставочные «прожекты».
Выставка предстаёт как культурное явление и лишь в некоторых случаях как социокультурный проект. К созданию экспозиций привлекаются различные специалисты: хранители, художники, дизайнеры, искусствоведы, историки, педагоги, специалисты в области новых технологий. Новые информационные возможности позволили музеям организовывать виртуальные выставки. В качестве примера можно привести проекты Государственного Исторического музея (2000 г.) - 365 виртуальных выставок [238] и совместный Российско-Канадский проект виртуальной выставки «Горизонты. Пейзаж в русской и канадской живописи (1860-1940)» [241].
Музейная выставка, может являться средством, способствующих решению не только культурных, но и социальных проблем, как мирового, так и регионального сообщества. Как отмечает Рой Стронг, выставки, в социальном плане, обладают далеко не однозначной ценностью, «в художественном музее они могут привлечь внимание общественности к разграблению культурного наследия, в музее естественной истории - к загрязнению окружающей среды... Выставки должны не только успокаивать и утешать, но и вызывать гнев» [183]. Такой же позиции придерживается и американский музеевед А. Рипли, который считает, что музеи в период кризиса должны активно вмешиваться в жизнь людей, помогать тем, кому они нужны [Цит. по: 134, с. 40].
К. Хадсон отмечает, что «музеи плохо приспособлены для того, чтобы быть орудиями решения проблем, хотя они могут быть полезны для выявления сути этих проблем» [205, с. 151]. На наш взгляд, выявить суть проблемы, значит, сделать первый шаг к её решению, кроме того, проблема становится достоянием широкой общественности, посредством специфических музейных средств, формируется ценностное отношение к ней. М. Кэррол писал «музей может быть распахнутым окном в мир. Он не в состоянии снять глобальные проблемы, но способен улучшить существование тех, кто живёт по соседству» [Цит. по: 134, с. 40].
Ценность выставки, как средства активизации населения в решении целого спектра проблем: экологических, политических и других, в настоящее время признана на мировом уровне, о чём свидетельствует название XIX Генеральной конференции РЇКОМА «Музеи меняют свою политику. Лицом к экономическим и социальным проблемам». В Российских музеях, значение «проблемных» выставок все более осознаётся, хотя пока по распространенности они занимают последнее место [223, с. 74].
В связи с обострением локальных и региональных экологических кризисов, осознанием их возможных глобальных последствий, в 1970-1980-е гг., экологические идеи начали активно проникать в содержание экспозиций многих, и в первую очередь естественнонаучных и гуманитарных музеев. Выставки экологической тематики не только участвуют в формировании ис-точниковой, базы, распространении соответствующих знаний, но и развитии системы экологических ценностей, освоении их массовым сознанием, в повышении экологической культуры населения, привлечении его к обсуждению и решению жизненно важных проблем охраны окружающей человека природной среды.
Весьма показательна выставочная деятельность Государственного Дарвиновского музея, осуществивших ряд выставочных проектов, объединенных общим названием «Изучаем Красную книгу Москвы» (2004 г.), выставку детского экологического рисунка и плаката «Помоги лучшим друзьям» (2006 г.)
^ и др., Архангельского областного краеведческого музея (фотоэкспозиция
«Спасём и сохраним», организованная в рамках российско-финского проекта: «ООПТ - надежный путь сохранения природного и культурного наследия», 2004 г.), Тверского краеведческого музея (экологическая интерактивная выставка «Помой-ка!», 2006 г.) и т.д. [240]. Выставочные проекты, зачастую, включают в себя широкий спектр задач. Например, всесибирская конкурсная выставка детско-юношеского художественного творчества «Сибирь. Мост
fi культуры», организованная музеем детского изобразительного искусства на-
v родов Сибири и Дальнего востока (г. Юрга, 2004 г.) была направлена одно-
временно на решение проблем экологии культуры и культурной интеграции сибирских регионов, презентацию многообразных форм художественной культуры Сибири в их мировоззренческом единстве, стимулирование творческой активности юных художников [240].
Музейные выставки актуализируют проблемы различных социальных и этнических групп, людей с особыми потребностями, в том числе имеющих
^ недостатки • физического и психического развития. Музеи поднимают про-
блему терроризма и занимаются профилактикой девиантного поведения подростков. Большее значение приобретает арттерапия, которая сегодня является важнейшей составляющей образовательного процесса, в первую очередь в художественных музеях. В сферу воздействия музейной выставки попадают всё новые категории реальных и потенциальных посетителей, в частности воспитанники детских домов, пожилые люди, участники военных конфлик-
| тов, беженцы, люди, находящиеся в местах лишения свободы и др.
v* Ярким событием стал проект «Свобода, которую я выбираю» (2003 г.),
организованный Кемеровским областным музеем изобразительных искусств совместно с Главным управлением исполнения наказаний Министерства Юстиции России по Кемеровской области.
Проект был направлен на развитие творческих связей между осужденными и гражданским обществом, поддержку художественного творчества осужденных, развитию интереса к истории и культуре собственной страны,
^, формированию эстетического начала и способствовал подготовке заключен
ных к свободной жизни, а общества - к встрече с ними. Основная идея - соз
дание долговременной стационарной выставки в Кемеровском областном му
зее изобразительных искусств и передвижных выставок в местах лишения
свободы. Экспонатами выставок стали лучшие работы заключённых про
шедшие конкурсный отбор. Проект предполагал осуществление целого ряда
мероприятий: мастер-классы для осужденных с участием профессиональных
\ji! художников, лекции по истории изобразительного искусства, сопровождаю-
щиеся слайд-шоу, демонстрацией видеофильмов [239].
Рассматривая выставку как фактор формирования социокультурной
среды региона мы будем придерживаться принятой в философии, культуро
логии и педагогике (С.Н. Иконникова М.С. Каган, В.Т. Пуляев, Э.В. Соколов
и др.) концепции, исходящей из того, что в центре экономических, политиче
ских, духовных процессов всегда остается человек и закономерности его
жизнедеятельности и развития. Личность является, по мнению Л.П. Буевой,
S своеобразной «микросистемой», микрокосмом, который формируется в про-
цессе усвоения социально-художественного опыта [18].
В связи с этим, на первое место выходит роль выставки в реализации
образовательно-воспитательной миссии музеев, которая привела к появле
нию такой вспомогательной научной дисциплины, как музейная педагогика.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем коммуника
ции музейной, нацелена на активизацию творческих способностей личности,
> на формирование ценностного отношения к культурному наследию, на поиск
* новых форм обращения посетителя с этим наследием. В таком ключе музей-
ную педагогику рассматривают современные отечественные исследователи: Е.Б. Ванслова, М.Б. Гнедовский, Е.Н. Мастеница, Е.Б. Медведева, Т. Н. Панкратова, Б.А.. Столяров, Л.М. Шляхтина, М.Ю. Юхневич и др.
М.Ю. Юхневич, определяет музейную педагогику как «научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом кото-рой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации»
[99, с. 19], подчеркивая при этом, что такое понимание термина наиболее близко позиции ученых-музееведов, а также практических работников музеев нехудожественного профиля.
В основе музейно-педагогического процесса лежат следующие исторически сформировавшиеся педагогические принципы:
• интерактивность, ибо человек запоминает только то, что делает;
• комплексность как включение всех каналов восприятия (чувственный, ■}1 логико-аналитический, психомоторный);
• • программность, которая обеспечивает усвоение информации и приоб
ретение умений на основе специально разработанных программ.
К. Пацвалл, исследуя структуру потребностей человека как совокуп
ность интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, видит спе
цифику музея в том, что здесь с помощью специально выбранных и соответ- ,.
ствующим образом организованных экспонатов, в которых опредмечены че
ловеческие знания, можно воздействовать одновременно на все эти процессы
^ и тем самым осуществлять многостороннее и весьма заметное влияние на
личность посетителя. Он отмечает, что различие профилей музея служит более тонкой дифференциации и соответственно удовлетворению потребностей -человека [Цит. по: 221, с. 149].
Как отмечает М.А. Коник, «музейная экспозиция - это, пожалуй, единственная форма культуры, где наука и искусство могут нас повести к познанию через соучастие, сопереживание, сотворчество, подобно тому, как это происходит в театре» [68, с. 101].
• Экспонаты исторических выставок, которые представляют собой доку
ментальный материал, играют значительную социальную роль. Согласно ис
следованиям Т.Т. Фисюк, факты и документы: выступают гарантом сохране
ния интеллектуального потенциала общества, укрепляют общественные свя
зи, консолидируют различные социальные слои, обладают мощным активно-
действенным потенциалом, как в личностном, так и социальном плане [204,
щ с. 103].
Выставка, представляя собой среду педагогической детерминации, заключает в себе огромный потенциал, способность влиять на сознание человека, его духовный мир, ценности и интересы.
М.А. Ариарский [6, с. 162] выделяет в качестве основных ценностей культуры, отражающих богатство и многообразие культуросозидающей деятельности человека и широту критериев ее оценки: витально-биологические, социальные, политические, моральные, эстетические, научные, религиозные, ценности. Приведенные выше ценности могут носить характер общечеловеческих, национальных, религиозных, групповых, личностных, могут одновременно удовлетворять и общечеловеческим, и национальным, и любым иным критериям.
В социальной педагогике, освоение культурных ценностей рассматривается как последовательный процесс социализации (включение человека в социум и освоение социального опыта), инкультурации (вовлечения в человека в мир культуры) и индивидуализации (стимулирование и создание условий для реализации творческих способностей, природных и социальных свойств человека [123, с. 103].
Музейная экспозиция демонстрирует вещь как предмет, интерпретирует её как «опредмеченного человека» (рассказывает о личности или эпохе) и заставляет человека, абстрагируясь от увиденного, через механизмы проекции и идентификации, определять и конкретизировать особенности собственного индивидуального культурного кода.
Существует точка зрения, согласно которой музей и музейная экспозиция, в том числе и временная, может рассматриваться как «виртуальная реальность» [3, с. 115-119]. Виртуальный (от лат, vitualis) - возможный, такой, который может или должен проявиться при определённых условиях [169, с. 103]. Виртуал, представляет собой необычное и непривычное состояние человека, возникающее в системе «человек - машина», для которого свойст-
64венно восемь основных характеристик: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность, изменённость статуса реальности, изме-нённость статуса личности, изменённость статуса сознания, изменённость статуса воли. В экспозиции музея, артефакты культуры, подчиняясь концептуальной идее, в процессе восприятия человеком, создают новое пространство (реконструированную часть прошлого, или творчества, или жизни конкретной личности), являющееся по сути виртуалом - реально существующим лишь в сознании, ощущениях, переживаниях, то есть - в состоянии человека. Основные характеристики виртуального состояния совпадают с характеристиками человека, помещённого в пространство экспозиции.
В музейной экспозиции, через объединение интеллектуально-аналитического (науки) и эмоционально-образного (искусство) начала, происходит адаптация человека к социокультурной среде через восстановление целостности мировосприятия.
Вышеназванные особенности музейной экспозиции определяют многообразные возможности использования выставочной деятельности в педагогическом процессе. В последнее время, развитие музейной педагогики, происходит посредством интенсификации процессов интеграции музея и образовательных учреждений. Происходит переосмысление концепции взаимодействия музея и школы на основе идей педагогики сотрудничества, что предполагает обновление школы, преодоление безвозрастности образования, его индивидуализацию, внимание к запросам и интересам личности. Сотрудничество школы и музея строится на основе создания особой музейной образовательной среды, которой в первую очередь является экспозиция. Временная экспозиция, как наиболее динамичный и обновляющейся канал музейной коммуникации, допускает более широкий выбор средств, форм и методов художественного решения экспозиции, проведение различных экспериментов, с целью оптимизации педагогического процесса.
Гибкие сроки проведения выставок, их тематическое разнообразие, позволяют подстраиваться под учебные программы конкретных образовательных учреждений. Если постоянные экспозиции рассчитаны, как правило, на все категории посетителей, то временная экспозиция может быть ориентированна на определённую возрастную или социальную группу. В последнее время получают распространение специализированные экспозиции для детей и юношества, в детских музеях работа ведётся путём создания дидактических выставок в тесном сотрудничестве с учителями. Необходимо отметить что, несмотря на то, что вопрос о роли музея в учебно-воспитательном процессе является центральным в музейной педагогике, нельзя ставить знак равенства между музейной педагогикой и работой музея со школой.
Главной задачей педагогики становится не столько образование, сколько необходимость формирования целостного мировосприятия личности. Некоторые авторы в качестве альтернативы «знаниям» выдвигают «опыт». При этом опыт рассматривается как необходимая предпосылка личностного развития. Создание в музее условий для приобретения опыта требует внимания к различиям, существующим между посетителями, учета их интересов и мотивов посещения музея. Сущность музейной педагогики обстоит в том, чтобы организовать восприятие посетителем оригиналов из прошлого, побудить его к активному взаимодействию с экспозицией и заложенной в ней информацией, при этом конечной целью руководства деятельностью посетителя является развитие личности.
В связи с этим особое значение приобретает досуговый характер му-зейно-педагогического процесса, который строится на широком использовании художественно-выразительных средств, на создании художественного образа, вызывающего интерес и доступного восприятию посетителей с разным уровнем общекультурного развития.
Таким образом, в процессе выставочной деятельности музей взаимодействует с компонентами социокультурной среды: социокультурными институтами, образовательными учреждениями, общественными организациями и др., способствуя:
- сохранению и воспроизводству культурных ценностей, восстановлений культурных традиций;
- формированию национального, регионального и профессионального самосознания;
- презентации культурных инноваций;
- актуализации и решению социально значимых проблем;
- укреплению международных связей, консолидации общества и организации регионального взаимодействия.
Педагогическое значение выставочной деятельности обеспечивает реализацию образовательно-воспитательной функции музея, в процессе которой выставки осуществляют многостороннее воздействие на личность посетителя:
- формируют мировоззрение и систему ценностей;
- активизируют познавательные процессы;
- расширяют культурный и художественный опыт;
- развивают творческие способности;
- способствует адаптации человека к социокультурной среде;
- улучшают психофизиологическое состояние.
Фактически музейная выставка выступает как среда социализации, ин-культурации и индивидуализации личности. Выставка является частью социокультурной среды региона, микросредой досуга и включает присущие ей элементы: вещественные, личностные и вещественно-личностные. Педагогические детерминанты выставки обеспечивает её способность влиять одновременно на интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы челове-
ка. Преимущество и особенность экспозиции состоит в том, что она представляет собой изменённую реальность, в которой характеристики личности соответствуют виртуальному состоянию.
Широкий вектор музейных функций, реализуемых посредством выставок, позволяет рассматривать выставочную деятельность как фактор формирования и преобразования социокультурной среды региона. Эффективность процесса коммуникации с оной стороны обеспечивается желанием посетителя усвоить информацию, заложенную в экспозиции, преобразовать её в личный опыт. С другой стороны способностями, знаниями, возможностями и умениями тех людей, которые организуют этот процесс: педагогов, художников, организаторов и т.д. Выбор технологии оказывает решающее значение не только на культуросозидающие возможности временной экспозиции музея, но и на развитие самого музея.
На наш взгляд, именно технология выставочной деятельности, обеспечивает эффективность выставок при формировании социокультурной среды региона. Поскольку «технология» является ключевым понятием, данному вопросу будет уделено особое внимание в следующем параграфе.
>'
Понятие «технология» стало одним из главных почти во всех направлениях науки и связывается с наличием научных принципов рабочего процесса, позволяющих принять их для системной организации в любой сфере человеческой деятельности.
Э.С. Маркарян приходит к достаточно широкому общенаучному ос-
I мыслению термина «технология». Он отмечает, что в определении, данном с
^ таких позиций, отражены средства деятельности, их структурно-
функциональные блоки (механизмы), взятые в активном деятельностном со
стоянии, предполагающем органическое сочетание объективизированных
средств деятельности, способностей и умений. Н. Стефанов определяет ее
как «деятельность», в результате которой достигается поставленная цель и
изменяется объект деятельности. Он пишет: «Технология не что-то внешнее,
чуждое социальным системам. Там, где человек относится к окружающим
^ его процессам активно и целенаправленно, где он стремится сознательно и
планомерно изменить естественную или социальную среды, в принципе возможна технология» [177, с. 23].
Социальные и социокультурные технологии рассматривали В.Г. Афа
насьев, С.Б! Брижатова, А.Д. Жарков, В.Н. Иванов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра-
сильников, Э.С. Маркарян, В.И. Патрушев, Г.К. Селевко, И.М. Слепенков, Н.
Стефанов, В.В. Ту ев, В.М. Чижиков и др.
> Методологические подходы к определению понятия и выявлению сущ-
V* ности социальных и социокультурных технологий разделяются на две груп-
пы: первый предполагает рассмотрение технологии как комплекса социальных действий, второй - как науки, области знаний.
Мы будем придерживаться первого подхода развитого в трудах Г.М. Бирженюка, СБ. Брижатовой, А.Д Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Кра-сильникова', В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, А.П. Маркова и др.
В данном ключе социальная технология рассматривается как
«специально организованная область знания о способах и эффективных процедурах оптимизации устойчивой жизнедеятельности человека и развития региона, общества в целом, в условиях современной нарастающей взаимозависимости, .динамики и кризисного развития общественных и социокультурных процессов» [16, с. 20].
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников характеризуют технологию как «механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности» [62, с. 102].
В.В. Ту ев считает, что технология это «специально организованная деятельность, которая представляет собой систему последовательно осуществляемых и взаимосвязанных стадий (этапов), процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и способствуют наиболее эффективному достижению поставленной цели» [196, с. 127].
Технологию так же рассматривают как «совокупность средств, форм и методов социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания» [170, с. 16].
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, выделяют:
• крупномасштабные технологии на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологии в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологии, которые направлены на определенные общественные
процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
А.Д. Жарков, рассматривая макро и микро технологии, определяет структуру технологического процесса в учреждениях культуры следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Результатом этого процесса является программа, её содержание - взаимоотношения между субъектом
- объектом - объектом - субъектом [44, с. 135].
Социокультурные технологии (в частности технология социокультурного проектирования и программирования) зарекомендовали себя в отечественной и зарубежной практике, как наиболее эффективное средство сознательного воздействия на социально-культурные процессы и явления с целью их оптимизации и совершенствования при ф ормировании социокультурной среды региона.
Особое место в системе специализированных технологий занимает технология социокультурного проектирования. Несмотря на то, что все социокультурные технологии по своей сущности имеют проектное начало, так как связаны с такими понятиями как «замысел», «творчество», «идея», всё же технология социокультурного проектирования имеет свою специфику.
Методологическую основу понимания технологии социокультурного проектирования составили труды Г.М. Бирженюка, Т.М. Дридзе, И.В. Жеж-ко, С.Э. Зуева, А.П. Маркова, Э.А. Орловой, В.М. Розина и др.
Социокультурное проектирование - это «специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей» [94, с. 9].
Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.
Проблемная ситуация в данном случае имеет четко выраженного социально-культурного субъекта - носителя определенного рода проблем, которому и адресуется проект. Ее границы фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.
Таким образом, при рассмотрении социокультурной технологии как комплекса социальных действий выделяются два различных подхода: технология как процесс целенаправленного воздействия на объект и технология как процесс создания конкретных форм социокультурной деятельности. Учитывая разнообразие видов и форм социокультурной деятельности и то, что каждое направление и каждая форма социокультурной деятельности строится по своим технологиям, обладающим определёнными особенностями, учитывающими специфику учреждения культуры, социокультурную ситуацию региона, возможности и ресурсы, то можно говорить об огромном множестве социокультурных технологий.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные [62, с. 104].
Общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности.
Функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
Дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. Существуют и другие подходы к классификации социальных и социокультурных технологий.
Выставочная деятельность музеев относится к функциональным, (отраслевым) технологиям, должна строится в соответствии с основными принципами её разработки, учётом специфики музейной деятельности, социокультурной ситуации и конкретных условий существования музея, и обеспечивать эффективность выставочной деятельности в решении проблем и выполнении социальной миссии музея.
Социальная и социокультурная технология, как отмечает СБ. Брижа-това, «по своему содержанию отличается наличием алгоритмизированных,
стандартизированных средств и процедурных приемов формирования и реализации социальных и социокультурных программ, социотехнических проектов» [15, с. 329].
Социокультурная технология имеет ярко выраженный прикладной характер, создаётся для решения конкретных задач, предполагает определённый тип деятельности, качество и эффективность действий, а так же воспроизводимость для решения однотипных задач на других объектах, с внесением необходимых корректив.
В структуре технологии выделяют такие составные элементы как:
- концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
- системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
- управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
- эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
- воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
Разработка социокультурной технологии имеет несколько этапов: теоретический - связан с определением цели, объекта технологизации; методический - выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации; процедурный - организацией практической деятельности по разработке социокультурных технологий. Совокупность теории, методики, процедуры представляет систему разработки социокультурных технологий и включает в свою очередь ряд процедур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций.
В основе выставочной деятельности музея, как и любого другого вида деятельности, лежит определённая технология, которая со временем моди-
^ фицируется. Для дальнейшего исследования необходимо раскрыть содержа-
ниє, основные подходы к формированию технологий выставочной деятельности музеев и их соответствие научным принципам разработки социокультурных технологий.
Технологический процесс выставочной деятельности и само понятие
«технология выставочной деятельности» практически не разрабатывалось в
отечественной музееведческой литературе. В современном маркетинге упот
ребляется термин «выставочные технологии», под которыми подразумевают:
I 1) форму организации выставки (выставка - форум, выставка - фести-
v валь и т.д.). Оптимальный набор методов и форм для получения запланиро-
ванного результата в конкретных условиях выставки;
2) подход, при котором методический уровень (выставочная категория) согласуется с конкретными выставочными технологиями - образцами выставочного творчества.
Основные признаки выставочной технологии: результативность, алго-
ритмируемость, проектируемость, воспроизводимость, целостность, управ
ляемость, корректируемость, диагностичность целеобразования [208, с. 18].
* Фактически подразумевается проектный подход к организации выставки, без
учёта музейной специфики.
В музееведении, существует термин «музейное проектирование», кото
рый так же имеет несколько значений: 1) метод освоения культурного насле
дия 2) комплексная разработка концепций и программ по всем видам музей
ной деятельности 3) проектирование экспозиций, т.е. творческий процесс,
который включает разработку исходной документации для будущих экспо
зиций и осуществление авторского надзора [138, с. 11].
_ Второй вариант трактовки вышеназванного понятия может подразуме-
вать, в том числе и технологию выставочной деятельности музея. Однако это понятие на наш взгляд слишком обобщённое, к тому же чаще всего его применяют для характеристики экспозиционного проектирования. Технология создания выставочных проектов относится к выставочным технологиями и технологиям социокультурного проектирования. Однако целью данного исследования является рассмотрение общей технологии выставочной деятель-ности
ч В числе выставочных технологии следует выделить технологию выста-
вочной деятельности (она относится так же к технологиям музейного проектирования), под которой будем понимать специально организованную систему последовательных действий, обеспечивающую эффективность планирования и организации выставок в конкретных условиях функционирования музея.
Понятие «технология выставочной деятельности», сложнее и шире понятия «выставочная деятельность» и наиболее соответствует изменившейся
* миссии музеев. Понятие «технология», в отличие от понятия «деятельность»
указывает не только на процесс организации выставок, но и на определенный
системный характер самой деятельности, наличие принципов, приёмов и
процедур, характерных для любого технологического процесса. Принципи
альным отличием технологии выставочной деятельности можно считать
смещение акцентов с экспозиционной и научно-просветительской деятельно
сти на процесс управления. Соотношение системы планирования, проектиро
вания и организации выставок характеризуют технологию выставочной дея
тельности музея.
• Технологию выставочной деятельности музея можно представить как
отраслевую технологию социокультурного учреждения, имеющего свои цели
и задачи в зависимости от профиля музея, имеющихся средств, ресурсов,
специфики социокультурной ситуации конкретного региона. Технология
представляет собой совокупность средств, форм (различных видов выставок)
и методов обуславливающих реализацию основных функций музея. Каждый
музей имеет свою собственную технологию выставочной деятельности, ха-
, рактеризующуюся составом коллекций, знаниями, умениями и навыками
Л специалистов и т.д.
Проблема осуществления выставочной деятельности и разработке её технологии на сегодняшний день является наиболее актуальной для большинства региональных музеев, о чём свидетельствуют научные публикации музееведов, вопросы, обсуждаемые на научно-практических конференциях и Интернет - сайте «Музеи России» [240]. Ситуация, сложившаяся сегодня в культурной жизни России, наиболее ярко выразилась в проблемах выставочной деятельности музеев и галерей, которая приобретает особую актуаль-
ность, подталкивает к перепроверке методов, предпосылок и исторических традиций. В практике музеев отмечаются следующие сложности при осуществлении выставочной деятельности: недостаток обмена опытом, недостаток обобщения мирового и отечественного опыта, недостаток выставочной методики и выставочной экономики, особенно их соотношений [58, с. 11]. Отсутствуют чёткие ориентиры: «подчас этот процесс в силу реальных условий жизни музея воспринимается как спонтанное, мало поддающееся регулированию явление» [21, с. 77]. Фактически речь идёт о необходимости разработке технологии, имеющую под собой научную основу и учитывающую современный опыт и состояние музейной отрасли в нашей стране.
Более точно характеризует технологию выставочной деятельности понятие «выставочная политика». Оно, как правило, употребляется в зарубежной музееведческой литературе и означает «основное управленческое средство, определяющее приоритеты выставочной программы; идеологию предъявления объектов; количество, частоту, размеры и тематику временных экспозиций» [83, с. 107]. Кроме того, под выставочной политикой подразумевает конкретную технологию выставочной деятельности, в основе которой лежит проектный метод выставочной практики, т.е. каждая выставка планируется и осуществляется как социокультурный проект, являющейся составной частью программы. В практическом плане определение выставочной политики представляет собой разработку научной концепции развития выставочной деятельности. В последнее время и в отечественной музейной практике стали употреблять это понятие [21]. Однако зачастую при характеристике так называемой выставочной политики имеет место описание опыта выставочной деятельности.
Поскольку понятия «технология» и «политика» имеют различное значение, то понятие «технология выставочной деятельности» не может полностью соответствовать вышеназванному определению, она гораздо шире и вариативнее. Понятие «выставочная политика», может соотносится с понятием «музейное проектирование», как один из его видов.
В отечественном музееведении на сегодняшний день нет ни одной работы, дающей полную характеристику технологии выставочной деятельности музеев и принципы её разработки. Большинство авторов статей, моно-
графий и учебных пособий, рассматривая выставочную деятельность музеев, ограничиваются вопросами, касающихся проектирования экспозиций. Впервые в отечественном музееведении, попытка рассмотреть выставочную деятельность музеев как самостоятельное направление, была предпринята в трудах И.М. Коссовой. Автор пишет о стремлении «очертить систему выставочной работы, в которой огромное значение имеет, прежде всего, научный, всесторонний подход в разработке её тематики» [69, с. 107].
И.М. Коссова указывает на необходимость разработки концепции всей музейной выставочной работы, включающей в себя следующие вопросы: принципы разработки, формирования тематики выставок вообще в музеях и в каждом конкретном музее, планирование текущее и перспективное выставочной работы, создание в крупных музеях специальных выставочных отделов либо рабочих групп, занимающихся этим направлением работы; определение особенностей той или иной задуманной выставки, координацию с другими музеями, а также учреждениями, творческими союзами, отделами народного образования, домами культуры, клубами и т. д., то есть всеми организациями, которые заинтересованы в выставочной работе музеев.
Отмечается значимость научного обоснования разработки выставочных планов и участие в этом процессе всех структурных подразделений музея, необходимость изучения интересов, запросов и потребностей посетителей, создание наряду с выставками, ориентированными на широкую музейную аудиторию, специализированных выставок с учётом профиля музея, характера, особенностей музейного собрания и системы музейной экспозиции; современного уровня развития соответствующих профильных дисциплин. Особое внимание уделяется актуальности и своевременности выставок, особенностям создаваемой выставки и культурному развитию региона в целом.
Данная концепция, раскрывая особенности и специфику выставочной деятельности музеев, не даёт чёткого представления о структуре технологического процесса, носит рекомендательный характер. Всё же из всех публикаций отечественных музееведов по этому вопросу, в работах И.М. Коссовой технология выставочной деятельности была проанализирована наиболее полно.
Технологический процесс выставочной деятельности просматривается в работе зарубежных авторов Б. Лорд, Г.Д. Лорд «Менеджмент и маркетинг в музейном деле» [83]. Он предполагает определение выставочной политики и формирование выставочной программы и включает в себя методическую и организационную часть.
«Выставочная политика призвана определить основные принципы, ко
торых должны придерживаться сотрудники музея, решая сложнейшие про
блемы согласования компетентности музея в своей области и его открытости
І при планировании и проектировании выставки» [83, с. 110].
Так же указывается на необходимость разработки и оценки эффективности выставочной программы, внесения соответствующих корректив и рекомендаций, при этом не даётся характеристика и принципы разработки самой программы. Описание процесса выставочной деятельности позволяет сделать вывод, что под выставочной программой подразумевается последовательность проведения выставок, т.е. программа выставочной деятельности фактически соответствует выставочным планам музеев.
Существенным отличием является то, что каждая выставка рассматри-
* вается как проект определённой группы людей. Как отмечают авторы, про-
цесс подготовки выставок объединяет все сложившиеся в музее на данный момент способы координации ресурсов. В проектную группу должны входить представители всех музейных подразделений: подразделение коллекций: (хранение, консервация, документация); подразделение программ, адресованных публике: (выставки, дизайн, образование, издание, маркетинг); (администрация: финансы, развитие, безопасность, обслуживание посетителей).
Данный подход даёт наиболее полное представление о тех направлениях работы, которые объединяет выставочная деятельность музея. Проектный подход уже апробирован и успешно реализуется в зарубежных музеях. Несмотря на чёткую схему и выделение выставочной деятельности в качестве важнейшей составляющей музейной работы, описанная зарубежными авторами технология, не может быть полностью применена в современных Российских музеях. В вышеназванных концепциях содержатся методологиче-ские предпосылки, однако недостаточно рассмотрена методика, позволяю-
щая разрабатывать технологии выставочной деятельности с учётом изменё-ний состояния социокультурной среды, развитие музейного дела и ориентироваться на конкретные условия функционирования музея.
В практике некоторых музеев нашей страны уже предпринимаются по
пытки строить выставочную деятельность на основе самостоятельной, от
личной от других видов деятельности технологии и использовать в работе
программно-проектные методы. Большинством музеев разработаны научные
концепции, включающие в себя и концепцию развития выставочной деятель-
1г ности. Так же разрабатываются и выставочные программы, которые чаще
всего представляют собой перспективный план, в котором указаны наиболее значимые выставки.
Перспективная программа временных выставок разработана и частично реализована в Дарвиновском музее, Государственном художественном музее Алтайского края, Тверской картинной галереи и др. В последней, под выставочной программой подразумевают «концентрацию отдельных ранее запланированных выставок в определённый момент времени» [5, с. 65].
В Дарвиновском музее в рамках общей программы развития музея вы-
^ ставочная деятельность отделена от экспозиционной и других видов музей-
ной работы, однако ограничивается основными направлениями и тематикой выставок [53].
Как уже отмечалось, этот процесс происходит спонтанно. Не имея четкой методологической и методической базы для разработки технологии выставочной деятельности, сотрудникам музея достаточно сложно за небольшой промежуток времени оптимизировать этот процесс.
Для того чтобы полностью представить технологию выставочной дея-
. тельности музеев, необходимо так же раскрыть технологию организации вы-
ставки, т.е. технологию создания формы социально-культурной деятельности, которая определяется как «комплекс мероприятий, связанных с созданием и эксплуатацией музейной выставки» [186, с. 90].
Технологию организации выставки рассматривали Де Бари М.-О., М. Драгичевич-Шешич, И.М. Коссова, Б. Лорд, Г.Д. Лорд, А.В. Мельтон, В.И. Ревякин, Е.О. Торопова. Несмотря на то, что подходы несколько разли-чаются, все же можно выделить основные этапы, характерные для этого про-
цесса в современной социокультурной ситуации:
1. Формирование концепции выставки.
2. Проектирование экспозиции (научное, художественное, техническое, рабочее).
3. Разработка и проведение рекламной компании.
4. Определение форм и методов работы с посетителями.
5. Монтаж, оценка и открытие выставки.
6. Демонтаж выставки и оценка результатов работы.
На всех этапах технологического процесса осуществляется контроль и по необходимости, вносятся коррективы. Многообразие технологий в этом случае обусловлено различными видами выставок и методами построения экспозиции. Процесс организации современной музейной выставки не ограничивается экспозиционной работой, что ещё раз подтверждает особенное значение выставочной деятельности и её отличие от постоянной экспозиции.
Технология организации выставки является частной по отношению к технологии выставочной деятельности музеев. Подготовка и проведение каждой выставки является составной частью всей выставочной деятельности музея, а методика организации выставок характеризует её в той или иной степени и раскрывает все грани технологического процесса.
Технология выставочной деятельности музеев включает в себя технологии организации различных типов выставок (в том числе выставок для конкретных социально-демографических групп, выставочных проектов). В Российской музейной энциклопедии обозначены следующие типы музейных выставок: тематические; фондовые; отчётные - по результатам комплектования музейных фондов (выставки новых поступлений), реставрационных работ, издательской деятельности музеев [156, с. 126]. В сборнике «Терминологические проблемы музееведения», классифицируются выставки по различным признакам: по тематике, содержанию и характеру музейных материалов: монографические, художественные, фотовыставки; по месту размещения: внутримузейные, внемузейные, выездные и передвижные; по продолжительности работы: постоянная и временная [186, с. 64]. Последний признак был оценен авторами монографии «Музейная выставка: история, проблемы, перспективы», как парадоксальный (с чем нельзя не согласиться) и был предло-
жен языковой принцип классификации, в соответствии с которым все выставки можно разделить на художественные (в которых используются методы художественного проектирования) и нехудожественный [86, с. 139].
Выставочная работа музеев постоянно рождает новые типы выставок. На сегодняшний день ни одна из вышерассмотренных классификаций не отражает в полной мере все многообразие видов музейных выставок. Методическое осмысление выставок, получивших распространение в музейной практике, носит скорее случайный характер, ряд выставок современных музеев, весьма затруднительно классифицировать по традиционным признакам: развлекательно-коммерческие, концептуальные выставки [211], выставочные проекты и др.
В данной работе не ставится задача классификации выставок, однако вышеизложенное позволяет не только осознать множество видов выставок и соответственно множество технологий их организации, но и показать всю сложность и разнообразие технологии выставочной деятельности музеев.-При разработке технологии выставочной деятельности каждый музей, в зависимости от поставленных целей, может использовать любую классификацию по собственному усмотрению.
Технология выставочной деятельности музея должна строится на основе методики разработки социокультурных технологий. Основными условиями технологизации социальных и социокультурных процессов являются [15, с. 327]:
- объект должен обладать определённой степенью сложности;
- определены элементы его, структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;
- субъект управления должен быть способен формализовать реальные процессы и представить их в виде показателей, операций и процедур;
- создавать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления.
Данные положения являются основой для рассмотрения выставочной деятельности как объекта социокультурного программирования.
Результаты диссертационного исследования, позволяют заключить, что технология выставочной деятельности, включая все направления музейной
работы, складывается в определённую систему. Сотрудники музеев уже осознали неотрывность выставочной деятельности от собирательской, храни-тельской, научно-исследовательской, реставрационной, образовательной деятельности. Выставочная деятельность предполагает использования на разных этапах практически всех средств и методов социокультурной деятельности. Всеми понимается необходимость социологических и маркетинговых исследований, совершенствования музейного обслуживания, экспозиционного дизайна и т.д. Многообразие форм средств и методов, используемых в выставочной деятельности музеев, характеризуют всю сложность, как самого технологического процесса, так и оценку его эффективности.
Как уже отмечалось в первой главе, основной функцией всей системы выставочной деятельности является обеспечение и обновление потока коммуникации, совершенствование всех направлений музейной деятельности в процессе целенаправленного и последовательного создания специфических форм — временных экспозиций.
Структуру технологии выставочной деятельности как системы, можно представить в виде нескольких подсистем, соответствующим основным направлениям деятельности в процессе планирования и создания выставок: подсистема управления и маркетинга, подсистема экспозиционной работы, подсистема образовательно-развлекательной деятельности (табл. 1).
Таблица 1 Структура технологии выставочной деятельности музея
Подсистема
управления и
маркетинга
Подсистсма экспозиционной работы |
І ,
Подсистема образовательно-развлекательной деятельности
В отличие от традиционного понимания выставочной деятельности, как области экспозиционной работы, где процесс создания экспозиции имеет ре-
шающее значение, данный подход к рассмотрению технологии выставочной
деятельности предполагает зависимость функционирования системы, от вы
полнения целевых функций составляющих её подсистем, главной из которых
является подсистема управления и маркетинга, влияющая и на эффектив
ность других подсистем. Основные взаимосвязи обусловлены функциональ
ными назначениями каждой из подсистем (основные линии). Обратная связь
обеспечивается функцией контроля подсистемы управления и маркетинга,
предполагающей сбор информации и оценку эффективности всех подсистем
^ (пунктирные линии).
Данная модель, на наш взгляд, позволяет не только более полно рас
крыть все составляющие технологии выставочной деятельности, но и систе
матизировать процесс оценки её эффективности, наиболее чётко выделить и
исследовать факторы, влияющие на успешность выставочной деятельности
музея. Для характеристики структуры (описания каждой подсистемы) выста
вочной деятельности необходимо рассматривать практически все направле
ния музейной работы. Многогранность музейной деятельности не позволяет
в одном исследовании дать исчерпывающую характеристику всех направлен
• ний и методик её осуществления, поэтому мы обозначим лишь основные
функции, тенденции, средства, методы и формы присущие каждой подсистеме.
Основной подсистемой музея традиционно считается подсистема экспозиционной работы, остальные подсистемы направлены на обеспечение эффективного функционирование временной экспозиции музея и рассматриваются как обслуживающие подсистемы. Процесс экспозиционной работы исследовался искусствоведами и музееведами неоднократно, что нашло отражение в Российской музейной энциклопедии [157, с. 353-354].
Преимущественно содержание экспозиционной работы составляет проектирование экспозиции, кроме того, в экспозиционную работу входит реэкспозиция, наблюдение за состоянием экспозиции, монтаж и демонтаж экспозиции. Проектирование экспозиции, как особая форма организации процесса создания экспозиции, включает в себя: разработку основных идей и конкретного содержания будущей экспозиции (научное проектирование); архитектурно-художественных принципов и решений (художественное проек-
тирование), результаты которых фиксируются в последовательном ряде письменных и графических документов.
Экспозиционная работа органически связана с другими направлениями музейной деятельности. Создание научной концепции невозможно без работы в фондах музея, знания коллекций, имеющих отношение к выбранной экспозиционной теме. Это сложный процесс, требующий профессиональных знаний и умений, чёткого взаимодействия экспозиционера и художника экспозиции. Особое значение имеет комментирование экспозиции, включающее создание специальных текстов и научно-вспомогательных материалов. Главным моментом в процессе экспозиционной работы является выбор экспозиционных средств.
Экспозиционные средства, по мнению Т.П. Полякова, подразделяются следующим образом [138, с. 112-148]:
Основные - музейные предметы (как подлинные свидетели моделируемого историко-художественного процесса, явления, события) на уровне символа (знака), выражая потенциальную суть художественной идеи, во многом определяют применение всех остальных экспозиционных средств.
Вспомогательные экспозиционные средства или средства функционально-декоративного оформления (ФДО). Подчинены музейному предмету в смысловом и физическом отношении и способствуют созданию системы экспозиционно-художественных образов. К ним относятся экспозиционно-технические средства (витрины, осветительная и аудиовизуальная техника), архитектурно-художественные средства и вспомогательные экспонаты.