Деятельности музеев

Содержание и структура технологии выставочной

І

На креативном уровне музейные выставки участвуют в организации ре-

гионального культурного взаимодействия, создании и трансляции новых
культурных текстов, презентации культурных инноваций. Выставочное про­
странство музея выступает в качестве коммуникативной площадки региона.
Данная задача музея реализуется при организации выставочных проектов,
направленных на активизацию коммуникации различных местных общно­
стей и центров с региональным или локальным сообществом в целом. В ка-
щ честве участников данного взаимодействия сегодня выступают образова-

^ тельные учреждения и творческие объединения, архивы и библиотеки, этни-

ческие общности и национальные центры.

Музей через выставки имеет возможность представления ценностей и
традиций определенной общности всему региональному или локальному со­
обществу. Например, посредством выставки «Немцы в истории Сибири, Си­
бирь в истории немцев» (2004 г.), организованной Администрацией Новоси­
бирской области, Институтом истории Сибирского отделения РАН, Новоси-
т бирским Областным Российско-Немецким Домом, Немецким исследователь-

ским Центром при НГУ и Новосибирским государственным краеведческим
музеем, была представлена история и самобытная культура немцев в Сибири,
их участие в межкультурном диалоге. В подготовке этой передвижной вы­
ставки, позволившей немецкому населению заявить о себе всему региональ­
ному сообществу, приняли участие практически все региональные краевед­
ческие музеи (Новосибирский, Алтайский, Омский), Российско-Немецкие
Дома (Новосибирск, Барнаул, Томск), районные Центры немецкой культуры
v# и музеи истории российских немцев. Так же показателен выставочный про-

ект Красноярского музейного центра «Наш соловей теперь в другом месте» (2006 г.), отражающий изменении произошедшие в жизни переселившихся в Сибирь более ста лет назад эстонцев сету, но сохранивших свои националь­ные черты [240].

Участниками коммуникации с местным сообществом становятся не только этнические группы, творческие союзы, учреждения культуры и обра-


зования, но и различные социальные и даже профессиональные группы. Не­обычный выставочный проект «Homo museicus» был представлен в Государ­ственном Дарвиновском музее (2004 г.). Сотрудники 13 музеев Москвы и Московской области решили рассказать о себе и своих увлечениях на приме­ре собственных коллекций и авторских работ. Они выставили более 36 част­ных коллекций живописи, графики, росписи по стеклу, фотографии, кури­тельных трубок, театральных программок, тряпичных кукол, монет, значков и т.д. [240].

Выставочная деятельность современных музеев направлена не только на представление регионального культурного наследия, но и на презентацию культурных инноваций. К примеру, ежегодная социокультурная акция Толь-яттинского краеведческого музея «Музейный пикник» призвана наладить связи между различными группами городского сообщества и представить но­вые идеи и тексты, открытый фестиваль культурных проектов «Мост» в г. Октябрьске- преследует цель создания пространства коммуникации и парт­нерства малых городов региона.

Выставочная деятельность функционирует в качестве канала регио­нальной культуры, создающего и распространяющего культурные сообще­ния. Сообщением является текст музейной экспозиции, который презентиру-ет культурные инновации, формирует ценности и образы, обращаясь к мест­ному сообществу. Необычное художественное решение, либо концепция вы­ставки позволяют рассматривать экспозицию как художественное произве­дение, творческий акт, в процессе которого происходит обогащение и обнов­ление региональной культуры. Например, использование инновационных ху­дожественных приёмов в экспозиции, позволило Нижнеудинскому районно­му краеведческому музею придать традиционным выставкам, характер зна­чимого и запоминающегося события в культурной жизни региона. Идея вы­ставки «Письмо с фронта» (2000 г.), (приуроченная ко дню Победы в ВОВ), заключалась в том, чтобы донести до посетителей, через выраженные в письме мысли и переживания человека на войне, понимание всего трагизма и


истинного героизма простого солдата. Организаторам выставки, за счет не­традиционной подачи материала: изменение цвета и размера писем (абзацы и строки из некоторых писем были нанесены черным маркером на кальку, ко­торую свесили сплошной стеной от потолка до пола перед окнами и межо­конными простенками), удалось создать необычайно волнующее произведе­ние, позволившее по-новому переосмыслить это историческое событие.

На выставке «О чем вещи мол chat» (2001 г.), вниманию аудитории бы-

11 ли представлены композиции, собранные из разных групп экспонатов и

^ представляющие образы XX века получившие названия: «Дорогая, Марк Ша-

гал на проводе», «Депутат-рабочий, или Чай - самый демократичный напи­ток всех времен и народов», «Новогоднее обращение президентов», «Охота пуще неволи», «Дама с горностаем» и т. п. Для посетителей были подготов­лены листы бумаги, маркеры, кнопки, скотч и предложено дать свои вариан­ты названий в зависимости от вызванных у них той или иной композицией ассоциаций. Этот проект стал ярким примером тому, что креативная деятель-

л ность музея порождает не только новые художественные тексты, образы, но

и способствует развитию творческого потенциала участника коммуникации, осознанию себя в историческом контексте через эмоциональное восприятие музейного предмета [74].

Презентации временных экспозиций за пределами региона происходит при организации передвижных выставок, в форме участия музея в конкурсах социокультурных проектов, фестивалях. В частности, в международном кон­курсе музейных проектов «Интермузей», в Красноярских музейных биен-

,• нале, социокультурных акциях «Культурная столица», «Музейный пикник».

Текст музейной экспозиции ближе к художественному, нежели науч­ному тексту, поэтому в нем присутствует архетипический уровень. При этом для регионального музея особенно значимыми оказываются те образы, кото­рые отражают своеобразие конкретного «месторазвития». С другой стороны, местная история и культура обретают в музейной интерпретации свои миро-


. вые архетипические основания, тем самым они связываются в сознании по-

сетителя выставки с образом мировой культуры в целом.

В практике Российских музеев в последнее время выставочная дея­тельность выступает как инструмент формирования региональной идентич­ности и восстановления культурных традиций.

В качестве примера можно привести выставки: «Страна Артания» (Го­
сударственный литературный мемориальный музей-заповедник Н.А. Некра-
I сова «Карабиха», 2005 г.), раскрывающую историю местности близ Ростова и

1* знакомящей с жизнью Древней Руси, «Кижи. Первобытная археология» (Го-

сударственный историко-архитектурный и этнографический музей-
заповедник «Кижи», 2005 г.) - посвященную истории и культуре острова
Кижи, «Карельские ярмарки» (Карельский государственный краеведческий
музей, 2005г.), «Алтайский хлеб» (Государственный художественный музей
Алтайского края, 2004 г.), посвященную 50-летию освоения целинных и за­
лежных земель на Алтае; «Сибирская кунсткамера» (Алтайский государст-
^ венный краеведческий музей, 2003 г.), характеризующую культуру и быт на-

родов Сибири и др. [240].

Условность выделения данных уровней проявляется ещё и в том, что
взаимодействие музейной выставки и социокультурной среды региона может
происходить одновременно на инфраструктурном и креативном уровне, т.е.
способствовать сохранению, воспроизведению культурного наследия, в то же
время вырабатывая, актуализируя и транслируя ценности культуры. Это вы­
ставки представляющие культурные ценности региона в нетрадиционном ас­
ів пекте, новом, современном контексте и образе, каковыми являются концеп­
ция выставки и соответствующее ей художественное решение, в результате
чего, получается самостоятельное и законченной художественное произведе­
ние, имеющее собственное аксиологическое значение.

В соответствии с общими тенденциями в развитии современного рос­сийского общества, при организации выставок происходит ориентир на за­падные образцы. Наряду с понятием «выставка», употребляется понятие


«выставочный проект». Проектная сущность музейной выставки в последнее время всё более осознаётся теоретиками и практиками музейного дела. В отечественной музееведческой литературе нет четкой дефиниции «выставоч­ного проекта», это словосочетание используют в двух разных значениях: как дизайн - проект экспозиции (т.е. проект как форма творчества, художествен­ного конструирования) и разновидность социокультурного проектирования (т.е. проект как особый тип управленческого действия).

В последнее время в практике современной работы музеев чаще упот­ребляется второе значение данного термина. Такое название получают все виды и формы выставок, независимо от того присутствует или нет художест­венный проект экспозиции: тематические, коллекционные выставки, разно­образные биеннале и персональные выставки художников, концептуальные выставки и выставки одной картины и др. Как правило, это масштабные вы­ставки, либр ряд выставок, объединённых общей концепцией. Далеко не все музейные выставки предполагают дизайн-проект экспозиции, но практически каждая временная экспозиция сочетает в себе элементы художественного, технического, педагогического проектирования и областью её воздействия являются объекты социально-культурной сферы.

Правомерно ли считать каждую выставку проектом? Если исходить из этимология понятия «проект» (от лат. project), что означает «брошенный впе­ред», рассматривается как замысел, план, прообраз какого-либо объекта, то «проект - это идея, реализуемая в процессе, дающем определенные результа­ты» [Цит. по: 42]. С этой точки зрения любая выставка есть проект, так как всегда присутствует замысел, его реализация и результаты. Относительно выставки как художественного проекта, все достаточно ясно, однако, опять встаёт вопрос, какую выставку считать социокультурным проектом?

В.Ю.Дукельский, рассматривая культурные проекты, считает, что не каждое мероприятие, называемое проектом, является таковым и приводит основные критерии, которым должен соответствовать проект: целенаправ­ленность, целостность, ограниченность во времени, инновационность, ком-


муникативность, адаптированность к внешним условиям [40]. По мнению других авторов [37], проект подразумевает придание равного значения ре­зультативности и экономичности как основным его итогам, и выставка есть разновидность культурного проекта.

Любая выставка, как форма социокультурной деятельности, предпола­гает наличие социокультурной технологии имеющей проектную сущность и невозможной без первоначального замысла, идеи. Выставка всегда ограниче­на во времени, коммуникативна, подразумевает процесс и результат и несет в себе инновации. Довольно много доводов для того, чтобы рассматривать ка­ждую выставку как социокультурный проект, педагогически детерминиро­ванный и направленный на развитие и формирование личности. Однако пре­жде чем делать выводы рассмотрим ещё несколько вариантов определения этого понятия.

«Проект - это как бы локальная программа, ориентированная на пре­одоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимо­действия со средой» [94, с. 10]. «Проектирование - это конструирование оп­тимального удовлетворения суммы истинных потребностей при определен­ном комплексе условий; проектирование — это моделирование предполагае­мых действий до их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате» [78, с. 6].

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творче­ской деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, стро­ится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. В основе проектной технологии лежит про­блемно - целевой метод и принцип максимальной адаптации к конкретной социокультурной ситуации. Таким образом, главным критерием для опреде­ления, является ли выставка проектом, служит характер технологического


процесса. Музейная выставка может быть частью программы развития музея, которая строится с учётом социокультурной ситуации конкретного региона.

Каждая выставка способна стать социокультурным проектом. Однако часто желаемое выдаётся за действительное и то, что называют проектами, не всегда является таковым. В.Ю. Дукельский характеризуя псевдопроекты употребляет термин «прожекты». Всё многообразие музейных выставок не позволяет рассматривать каждую как социокультурный проект, но можно отметить, что современная российская выставочная практика весьма разно­образна: имеют место выставки, выставочные проекты и так называемые вы­ставочные «прожекты».

Выставка предстаёт как культурное явление и лишь в некоторых случа­ях как социокультурный проект. К созданию экспозиций привлекаются раз­личные специалисты: хранители, художники, дизайнеры, искусствоведы, ис­торики, педагоги, специалисты в области новых технологий. Новые инфор­мационные возможности позволили музеям организовывать виртуальные вы­ставки. В качестве примера можно привести проекты Государственного Ис­торического музея (2000 г.) - 365 виртуальных выставок [238] и совместный Российско-Канадский проект виртуальной выставки «Горизонты. Пейзаж в русской и канадской живописи (1860-1940)» [241].

Музейная выставка, может являться средством, способствующих ре­шению не только культурных, но и социальных проблем, как мирового, так и регионального сообщества. Как отмечает Рой Стронг, выставки, в социаль­ном плане, обладают далеко не однозначной ценностью, «в художественном музее они могут привлечь внимание общественности к разграблению куль­турного наследия, в музее естественной истории - к загрязнению окружаю­щей среды... Выставки должны не только успокаивать и утешать, но и вызы­вать гнев» [183]. Такой же позиции придерживается и американский музее­вед А. Рипли, который считает, что музеи в период кризиса должны активно вмешиваться в жизнь людей, помогать тем, кому они нужны [Цит. по: 134, с. 40].


К. Хадсон отмечает, что «музеи плохо приспособлены для того, чтобы быть орудиями решения проблем, хотя они могут быть полезны для выявле­ния сути этих проблем» [205, с. 151]. На наш взгляд, выявить суть проблемы, значит, сделать первый шаг к её решению, кроме того, проблема становится достоянием широкой общественности, посредством специфических музей­ных средств, формируется ценностное отношение к ней. М. Кэррол писал «музей может быть распахнутым окном в мир. Он не в состоянии снять гло­бальные проблемы, но способен улучшить существование тех, кто живёт по соседству» [Цит. по: 134, с. 40].

Ценность выставки, как средства активизации населения в решении це­лого спектра проблем: экологических, политических и других, в настоящее время признана на мировом уровне, о чём свидетельствует название XIX Ге­неральной конференции РЇКОМА «Музеи меняют свою политику. Лицом к экономическим и социальным проблемам». В Российских музеях, значение «проблемных» выставок все более осознаётся, хотя пока по распространен­ности они занимают последнее место [223, с. 74].

В связи с обострением локальных и региональных экологических кри­зисов, осознанием их возможных глобальных последствий, в 1970-1980-е гг., экологические идеи начали активно проникать в содержание экспозиций многих, и в первую очередь естественнонаучных и гуманитарных музеев. Выставки экологической тематики не только участвуют в формировании ис-точниковой, базы, распространении соответствующих знаний, но и развитии системы экологических ценностей, освоении их массовым сознанием, в по­вышении экологической культуры населения, привлечении его к обсужде­нию и решению жизненно важных проблем охраны окружающей человека природной среды.

Весьма показательна выставочная деятельность Государственного Дар­виновского музея, осуществивших ряд выставочных проектов, объединенных общим названием «Изучаем Красную книгу Москвы» (2004 г.), выставку дет­ского экологического рисунка и плаката «Помоги лучшим друзьям» (2006 г.)


^ и др., Архангельского областного краеведческого музея (фотоэкспозиция

«Спасём и сохраним», организованная в рамках российско-финского проекта: «ООПТ - надежный путь сохранения природного и культурного наследия», 2004 г.), Тверского краеведческого музея (экологическая интерактивная вы­ставка «Помой-ка!», 2006 г.) и т.д. [240]. Выставочные проекты, зачастую, включают в себя широкий спектр задач. Например, всесибирская конкурсная выставка детско-юношеского художественного творчества «Сибирь. Мост

fi культуры», организованная музеем детского изобразительного искусства на-

v родов Сибири и Дальнего востока (г. Юрга, 2004 г.) была направлена одно-

временно на решение проблем экологии культуры и культурной интеграции сибирских регионов, презентацию многообразных форм художественной культуры Сибири в их мировоззренческом единстве, стимулирование творче­ской активности юных художников [240].

Музейные выставки актуализируют проблемы различных социальных и этнических групп, людей с особыми потребностями, в том числе имеющих

^ недостатки • физического и психического развития. Музеи поднимают про-

блему терроризма и занимаются профилактикой девиантного поведения под­ростков. Большее значение приобретает арттерапия, которая сегодня являет­ся важнейшей составляющей образовательного процесса, в первую очередь в художественных музеях. В сферу воздействия музейной выставки попадают всё новые категории реальных и потенциальных посетителей, в частности воспитанники детских домов, пожилые люди, участники военных конфлик-

| тов, беженцы, люди, находящиеся в местах лишения свободы и др.

v* Ярким событием стал проект «Свобода, которую я выбираю» (2003 г.),

организованный Кемеровским областным музеем изобразительных искусств совместно с Главным управлением исполнения наказаний Министерства Юс­тиции России по Кемеровской области.

Проект был направлен на развитие творческих связей между осужден­ными и гражданским обществом, поддержку художественного творчества осужденных, развитию интереса к истории и культуре собственной страны,


^, формированию эстетического начала и способствовал подготовке заключен­
ных к свободной жизни, а общества - к встрече с ними. Основная идея - соз­
дание долговременной стационарной выставки в Кемеровском областном му­
зее изобразительных искусств и передвижных выставок в местах лишения
свободы. Экспонатами выставок стали лучшие работы заключённых про­
шедшие конкурсный отбор. Проект предполагал осуществление целого ряда
мероприятий: мастер-классы для осужденных с участием профессиональных
\ji! художников, лекции по истории изобразительного искусства, сопровождаю-

щиеся слайд-шоу, демонстрацией видеофильмов [239].

Рассматривая выставку как фактор формирования социокультурной
среды региона мы будем придерживаться принятой в философии, культуро­
логии и педагогике (С.Н. Иконникова М.С. Каган, В.Т. Пуляев, Э.В. Соколов
и др.) концепции, исходящей из того, что в центре экономических, политиче­
ских, духовных процессов всегда остается человек и закономерности его
жизнедеятельности и развития. Личность является, по мнению Л.П. Буевой,
S своеобразной «микросистемой», микрокосмом, который формируется в про-

цессе усвоения социально-художественного опыта [18].

В связи с этим, на первое место выходит роль выставки в реализации
образовательно-воспитательной миссии музеев, которая привела к появле­
нию такой вспомогательной научной дисциплины, как музейная педагогика.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем коммуника­
ции музейной, нацелена на активизацию творческих способностей личности,
> на формирование ценностного отношения к культурному наследию, на поиск

* новых форм обращения посетителя с этим наследием. В таком ключе музей-

ную педагогику рассматривают современные отечественные исследователи: Е.Б. Ванслова, М.Б. Гнедовский, Е.Н. Мастеница, Е.Б. Медведева, Т. Н. Пан­кратова, Б.А.. Столяров, Л.М. Шляхтина, М.Ю. Юхневич и др.

М.Ю. Юхневич, определяет музейную педагогику как «научную дис­циплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом кото-рой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации»


[99, с. 19], подчеркивая при этом, что такое понимание термина наиболее близко позиции ученых-музееведов, а также практических работников музеев нехудожественного профиля.

В основе музейно-педагогического процесса лежат следующие истори­чески сформировавшиеся педагогические принципы:

• интерактивность, ибо человек запоминает только то, что делает;

• комплексность как включение всех каналов восприятия (чувственный, }1 логико-аналитический, психомоторный);

• • программность, которая обеспечивает усвоение информации и приоб­
ретение умений на основе специально разработанных программ.

К. Пацвалл, исследуя структуру потребностей человека как совокуп­
ность интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, видит спе­
цифику музея в том, что здесь с помощью специально выбранных и соответ- ,.
ствующим образом организованных экспонатов, в которых опредмечены че­
ловеческие знания, можно воздействовать одновременно на все эти процессы
^ и тем самым осуществлять многостороннее и весьма заметное влияние на

личность посетителя. Он отмечает, что различие профилей музея служит бо­лее тонкой дифференциации и соответственно удовлетворению потребностей -человека [Цит. по: 221, с. 149].

Как отмечает М.А. Коник, «музейная экспозиция - это, пожалуй, един­ственная форма культуры, где наука и искусство могут нас повести к позна­нию через соучастие, сопереживание, сотворчество, подобно тому, как это происходит в театре» [68, с. 101].

• Экспонаты исторических выставок, которые представляют собой доку­
ментальный материал, играют значительную социальную роль. Согласно ис­
следованиям Т.Т. Фисюк, факты и документы: выступают гарантом сохране­
ния интеллектуального потенциала общества, укрепляют общественные свя­
зи, консолидируют различные социальные слои, обладают мощным активно-
действенным потенциалом, как в личностном, так и социальном плане [204,

щ с. 103].


Выставка, представляя собой среду педагогической детерминации, за­ключает в себе огромный потенциал, способность влиять на сознание чело­века, его духовный мир, ценности и интересы.

М.А. Ариарский [6, с. 162] выделяет в качестве основных ценностей культуры, отражающих богатство и многообразие культуросозидающей дея­тельности человека и широту критериев ее оценки: витально-биологические, социальные, политические, моральные, эстетические, научные, религиозные, ценности. Приведенные выше ценности могут носить характер общечелове­ческих, национальных, религиозных, групповых, личностных, могут одно­временно удовлетворять и общечеловеческим, и национальным, и любым иным критериям.

В социальной педагогике, освоение культурных ценностей рассматри­вается как последовательный процесс социализации (включение человека в социум и освоение социального опыта), инкультурации (вовлечения в чело­века в мир культуры) и индивидуализации (стимулирование и создание усло­вий для реализации творческих способностей, природных и социальных свойств человека [123, с. 103].

Музейная экспозиция демонстрирует вещь как предмет, интерпретиру­ет её как «опредмеченного человека» (рассказывает о личности или эпохе) и заставляет человека, абстрагируясь от увиденного, через механизмы проек­ции и идентификации, определять и конкретизировать особенности собст­венного индивидуального культурного кода.

Существует точка зрения, согласно которой музей и музейная экспози­ция, в том числе и временная, может рассматриваться как «виртуальная ре­альность» [3, с. 115-119]. Виртуальный (от лат, vitualis) - возможный, такой, который может или должен проявиться при определённых условиях [169, с. 103]. Виртуал, представляет собой необычное и непривычное состояние человека, возникающее в системе «человек - машина», для которого свойст-


64венно восемь основных характеристик: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность, изменённость статуса реальности, изме-нённость статуса личности, изменённость статуса сознания, изменённость статуса воли. В экспозиции музея, артефакты культуры, подчиняясь концеп­туальной идее, в процессе восприятия человеком, создают новое пространст­во (реконструированную часть прошлого, или творчества, или жизни кон­кретной личности), являющееся по сути виртуалом - реально существующим лишь в сознании, ощущениях, переживаниях, то есть - в состоянии человека. Основные характеристики виртуального состояния совпадают с характери­стиками человека, помещённого в пространство экспозиции.

В музейной экспозиции, через объединение интеллектуально-аналитического (науки) и эмоционально-образного (искусство) начала, про­исходит адаптация человека к социокультурной среде через восстановление целостности мировосприятия.

Вышеназванные особенности музейной экспозиции определяют много­образные возможности использования выставочной деятельности в педаго­гическом процессе. В последнее время, развитие музейной педагогики, про­исходит посредством интенсификации процессов интеграции музея и образо­вательных учреждений. Происходит переосмысление концепции взаимодей­ствия музея и школы на основе идей педагогики сотрудничества, что предпо­лагает обновление школы, преодоление безвозрастности образования, его индивидуализацию, внимание к запросам и интересам личности. Сотрудни­чество школы и музея строится на основе создания особой музейной образо­вательной среды, которой в первую очередь является экспозиция. Временная экспозиция, как наиболее динамичный и обновляющейся канал музейной коммуникации, допускает более широкий выбор средств, форм и методов ху­дожественного решения экспозиции, проведение различных экспериментов, с целью оптимизации педагогического процесса.


Гибкие сроки проведения выставок, их тематическое разнообразие, по­зволяют подстраиваться под учебные программы конкретных образователь­ных учреждений. Если постоянные экспозиции рассчитаны, как правило, на все категории посетителей, то временная экспозиция может быть ориентиро­ванна на определённую возрастную или социальную группу. В последнее время получают распространение специализированные экспозиции для детей и юношества, в детских музеях работа ведётся путём создания дидактических выставок в тесном сотрудничестве с учителями. Необходимо отметить что, несмотря на то, что вопрос о роли музея в учебно-воспитательном процессе является центральным в музейной педагогике, нельзя ставить знак равенства между музейной педагогикой и работой музея со школой.

Главной задачей педагогики становится не столько образование, сколь­ко необходимость формирования целостного мировосприятия личности. Не­которые авторы в качестве альтернативы «знаниям» выдвигают «опыт». При этом опыт рассматривается как необходимая предпосылка личностного раз­вития. Создание в музее условий для приобретения опыта требует внимания к различиям, существующим между посетителями, учета их интересов и мо­тивов посещения музея. Сущность музейной педагогики обстоит в том, что­бы организовать восприятие посетителем оригиналов из прошлого, побудить его к активному взаимодействию с экспозицией и заложенной в ней инфор­мацией, при этом конечной целью руководства деятельностью посетителя является развитие личности.

В связи с этим особое значение приобретает досуговый характер му-зейно-педагогического процесса, который строится на широком использова­нии художественно-выразительных средств, на создании художественного образа, вызывающего интерес и доступного восприятию посетителей с раз­ным уровнем общекультурного развития.


Таким образом, в процессе выставочной деятельности музей взаимо­действует с компонентами социокультурной среды: социокультурными ин­ститутами, образовательными учреждениями, общественными организация­ми и др., способствуя:

- сохранению и воспроизводству культурных ценностей, восстановле­ний культурных традиций;

- формированию национального, регионального и профессионального самосознания;

- презентации культурных инноваций;

- актуализации и решению социально значимых проблем;

- укреплению международных связей, консолидации общества и организации регионального взаимодействия.

Педагогическое значение выставочной деятельности обеспечивает реа­лизацию образовательно-воспитательной функции музея, в процессе которой выставки осуществляют многостороннее воздействие на личность посетите­ля:

- формируют мировоззрение и систему ценностей;

- активизируют познавательные процессы;

- расширяют культурный и художественный опыт;

- развивают творческие способности;

- способствует адаптации человека к социокультурной среде;

- улучшают психофизиологическое состояние.

Фактически музейная выставка выступает как среда социализации, ин-культурации и индивидуализации личности. Выставка является частью со­циокультурной среды региона, микросредой досуга и включает присущие ей элементы: вещественные, личностные и вещественно-личностные. Педагоги­ческие детерминанты выставки обеспечивает её способность влиять одно­временно на интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы челове-


ка. Преимущество и особенность экспозиции состоит в том, что она пред­ставляет собой изменённую реальность, в которой характеристики личности соответствуют виртуальному состоянию.

Широкий вектор музейных функций, реализуемых посредством выста­вок, позволяет рассматривать выставочную деятельность как фактор форми­рования и преобразования социокультурной среды региона. Эффективность процесса коммуникации с оной стороны обеспечивается желанием посетите­ля усвоить информацию, заложенную в экспозиции, преобразовать её в лич­ный опыт. С другой стороны способностями, знаниями, возможностями и умениями тех людей, которые организуют этот процесс: педагогов, художни­ков, организаторов и т.д. Выбор технологии оказывает решающее значение не только на культуросозидающие возможности временной экспозиции му­зея, но и на развитие самого музея.

На наш взгляд, именно технология выставочной деятельности, обеспе­чивает эффективность выставок при формировании социокультурной среды региона. Поскольку «технология» является ключевым понятием, данному во­просу будет уделено особое внимание в следующем параграфе.


>'

Понятие «технология» стало одним из главных почти во всех направ­лениях науки и связывается с наличием научных принципов рабочего про­цесса, позволяющих принять их для системной организации в любой сфере человеческой деятельности.

Э.С. Маркарян приходит к достаточно широкому общенаучному ос-
I мыслению термина «технология». Он отмечает, что в определении, данном с

^ таких позиций, отражены средства деятельности, их структурно-

функциональные блоки (механизмы), взятые в активном деятельностном со­
стоянии, предполагающем органическое сочетание объективизированных
средств деятельности, способностей и умений. Н. Стефанов определяет ее
как «деятельность», в результате которой достигается поставленная цель и
изменяется объект деятельности. Он пишет: «Технология не что-то внешнее,
чуждое социальным системам. Там, где человек относится к окружающим
^ его процессам активно и целенаправленно, где он стремится сознательно и

планомерно изменить естественную или социальную среды, в принципе воз­можна технология» [177, с. 23].

Социальные и социокультурные технологии рассматривали В.Г. Афа­
насьев, С.Б! Брижатова, А.Д. Жарков, В.Н. Иванов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра-
сильников, Э.С. Маркарян, В.И. Патрушев, Г.К. Селевко, И.М. Слепенков, Н.
Стефанов, В.В. Ту ев, В.М. Чижиков и др.
> Методологические подходы к определению понятия и выявлению сущ-

V* ности социальных и социокультурных технологий разделяются на две груп-

пы: первый предполагает рассмотрение технологии как комплекса социаль­ных действий, второй - как науки, области знаний.

Мы будем придерживаться первого подхода развитого в трудах Г.М. Бирженюка, СБ. Брижатовой, А.Д Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Кра-сильникова', В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, А.П. Маркова и др.

В данном ключе социальная технология рассматривается как


«специально организованная область знания о способах и эффективных про­цедурах оптимизации устойчивой жизнедеятельности человека и развития региона, общества в целом, в условиях современной нарастающей взаимоза­висимости, .динамики и кризисного развития общественных и социокультур­ных процессов» [16, с. 20].

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников характеризуют технологию как «механизм реализации теории в практику социально-педагогической дея­тельности» [62, с. 102].

В.В. Ту ев считает, что технология это «специально организованная деятельность, которая представляет собой систему последовательно осуще­ствляемых и взаимосвязанных стадий (этапов), процедур и операций, кото­рые выполняются более или менее однозначно и способствуют наиболее эф­фективному достижению поставленной цели» [196, с. 127].

Технологию так же рассматривают как «совокупность средств, форм и методов социально-культурной деятельности, которые используются в учеб­ном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания» [170, с. 16].

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, выделяют:

• крупномасштабные технологии на уровне страны, республики, региона;

• макротехнологии в отдельных городах, трудовых объединениях, социаль­ных и общественных институтах и т.д.;

• микротехнологии, которые направлены на определенные общественные
процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

А.Д. Жарков, рассматривая макро и микро технологии, определяет структуру технологического процесса в учреждениях культуры следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства дос­тижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспе­чение, корректировка цели, конечные результаты. Результатом этого процес­са является программа, её содержание - взаимоотношения между субъектом


- объектом - объектом - субъектом [44, с. 135].

Социокультурные технологии (в частности технология социокультур­ного проектирования и программирования) зарекомендовали себя в отечест­венной и зарубежной практике, как наиболее эффективное средство созна­тельного воздействия на социально-культурные процессы и явления с целью их оптимизации и совершенствования при ф ормировании социокультурной среды региона.

Особое место в системе специализированных технологий занимает технология социокультурного проектирования. Несмотря на то, что все со­циокультурные технологии по своей сущности имеют проектное начало, так как связаны с такими понятиями как «замысел», «творчество», «идея», всё же технология социокультурного проектирования имеет свою специфику.

Методологическую основу понимания технологии социокультурного проектирования составили труды Г.М. Бирженюка, Т.М. Дридзе, И.В. Жеж-ко, С.Э. Зуева, А.П. Маркова, Э.А. Орловой, В.М. Розина и др.

Социокультурное проектирование - это «специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникнове­ния, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей» [94, с. 9].

Основными результатами технологии социокультурного проектирова­ния являются программа и проект.

Проблемная ситуация в данном случае имеет четко выраженного соци­ально-культурного субъекта - носителя определенного рода проблем, кото­рому и адресуется проект. Ее границы фиксируют территориальную, соци­ально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономиче­ской, политической, образовательной или социально-культурной сфере жиз­недеятельности.


Таким образом, при рассмотрении социокультурной технологии как комплекса социальных действий выделяются два различных подхода: техно­логия как процесс целенаправленного воздействия на объект и технология как процесс создания конкретных форм социокультурной деятельности. Учи­тывая разнообразие видов и форм социокультурной деятельности и то, что каждое направление и каждая форма социокультурной деятельности строит­ся по своим технологиям, обладающим определёнными особенностями, учи­тывающими специфику учреждения культуры, социокультурную ситуацию региона, возможности и ресурсы, то можно говорить об огромном множестве социокультурных технологий.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференциро­ванные [62, с. 104].

Общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности.

Функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокуп­ность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельно­го творчества и ряд других);

Дифференцированные технологии представляют собой методики, на­правленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. Существуют и другие подходы к классификации со­циальных и социокультурных технологий.

Выставочная деятельность музеев относится к функциональным, (от­раслевым) технологиям, должна строится в соответствии с основными прин­ципами её разработки, учётом специфики музейной деятельности, социо­культурной ситуации и конкретных условий существования музея, и обеспе­чивать эффективность выставочной деятельности в решении проблем и вы­полнении социальной миссии музея.

Социальная и социокультурная технология, как отмечает СБ. Брижа-това, «по своему содержанию отличается наличием алгоритмизированных,


стандартизированных средств и процедурных приемов формирования и реа­лизации социальных и социокультурных программ, социотехнических про­ектов» [15, с. 329].

Социокультурная технология имеет ярко выраженный прикладной ха­рактер, создаётся для решения конкретных задач, предполагает определён­ный тип деятельности, качество и эффективность действий, а так же воспро­изводимость для решения однотипных задач на других объектах, с внесением необходимых корректив.

В структуре технологии выделяют такие составные элементы как:

- концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

- системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;

- управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средст­вами и методами для достижения результатов;

- эффективность современных технологий должна заключаться в ко­нечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

- воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.

Разработка социокультурной технологии имеет несколько этапов: тео­ретический - связан с определением цели, объекта технологизации; методи­ческий - выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекоменда­ции; процедурный - организацией практической деятельности по разработке социокультурных технологий. Совокупность теории, методики, процедуры представляет систему разработки социокультурных технологий и включает в свою очередь ряд процедур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций.

В основе выставочной деятельности музея, как и любого другого вида деятельности, лежит определённая технология, которая со временем моди-


^ фицируется. Для дальнейшего исследования необходимо раскрыть содержа-

ниє, основные подходы к формированию технологий выставочной деятель­ности музеев и их соответствие научным принципам разработки социокуль­турных технологий.

Технологический процесс выставочной деятельности и само понятие
«технология выставочной деятельности» практически не разрабатывалось в
отечественной музееведческой литературе. В современном маркетинге упот­
ребляется термин «выставочные технологии», под которыми подразумевают:
I 1) форму организации выставки (выставка - форум, выставка - фести-

v валь и т.д.). Оптимальный набор методов и форм для получения запланиро-

ванного результата в конкретных условиях выставки;

2) подход, при котором методический уровень (выставочная категория) согласуется с конкретными выставочными технологиями - образцами выста­вочного творчества.

Основные признаки выставочной технологии: результативность, алго-
ритмируемость, проектируемость, воспроизводимость, целостность, управ­
ляемость, корректируемость, диагностичность целеобразования [208, с. 18].
* Фактически подразумевается проектный подход к организации выставки, без

учёта музейной специфики.

В музееведении, существует термин «музейное проектирование», кото­
рый так же имеет несколько значений: 1) метод освоения культурного насле­
дия 2) комплексная разработка концепций и программ по всем видам музей­
ной деятельности 3) проектирование экспозиций, т.е. творческий процесс,
который включает разработку исходной документации для будущих экспо­
зиций и осуществление авторского надзора [138, с. 11].
_ Второй вариант трактовки вышеназванного понятия может подразуме-

вать, в том числе и технологию выставочной деятельности музея. Однако это понятие на наш взгляд слишком обобщённое, к тому же чаще всего его при­меняют для характеристики экспозиционного проектирования. Технология создания выставочных проектов относится к выставочным технологиями и технологиям социокультурного проектирования. Однако целью данного ис­следования является рассмотрение общей технологии выставочной деятель-ности


ч В числе выставочных технологии следует выделить технологию выста-

вочной деятельности (она относится так же к технологиям музейного проек­тирования), под которой будем понимать специально организованную систе­му последовательных действий, обеспечивающую эффективность планиро­вания и организации выставок в конкретных условиях функционирования му­зея.

Понятие «технология выставочной деятельности», сложнее и шире по­нятия «выставочная деятельность» и наиболее соответствует изменившейся

* миссии музеев. Понятие «технология», в отличие от понятия «деятельность»
указывает не только на процесс организации выставок, но и на определенный
системный характер самой деятельности, наличие принципов, приёмов и
процедур, характерных для любого технологического процесса. Принципи­
альным отличием технологии выставочной деятельности можно считать
смещение акцентов с экспозиционной и научно-просветительской деятельно­
сти на процесс управления. Соотношение системы планирования, проектиро­
вания и организации выставок характеризуют технологию выставочной дея­
тельности музея.

• Технологию выставочной деятельности музея можно представить как
отраслевую технологию социокультурного учреждения, имеющего свои цели
и задачи в зависимости от профиля музея, имеющихся средств, ресурсов,
специфики социокультурной ситуации конкретного региона. Технология
представляет собой совокупность средств, форм (различных видов выставок)
и методов обуславливающих реализацию основных функций музея. Каждый
музей имеет свою собственную технологию выставочной деятельности, ха-

, рактеризующуюся составом коллекций, знаниями, умениями и навыками

Л специалистов и т.д.

Проблема осуществления выставочной деятельности и разработке её технологии на сегодняшний день является наиболее актуальной для боль­шинства региональных музеев, о чём свидетельствуют научные публикации музееведов, вопросы, обсуждаемые на научно-практических конференциях и Интернет - сайте «Музеи России» [240]. Ситуация, сложившаяся сегодня в культурной жизни России, наиболее ярко выразилась в проблемах выставоч­ной деятельности музеев и галерей, которая приобретает особую актуаль-


ность, подталкивает к перепроверке методов, предпосылок и исторических традиций. В практике музеев отмечаются следующие сложности при осуще­ствлении выставочной деятельности: недостаток обмена опытом, недостаток обобщения мирового и отечественного опыта, недостаток выставочной мето­дики и выставочной экономики, особенно их соотношений [58, с. 11]. Отсут­ствуют чёткие ориентиры: «подчас этот процесс в силу реальных условий жизни музея воспринимается как спонтанное, мало поддающееся регулиро­ванию явление» [21, с. 77]. Фактически речь идёт о необходимости разработ­ке технологии, имеющую под собой научную основу и учитывающую совре­менный опыт и состояние музейной отрасли в нашей стране.

Более точно характеризует технологию выставочной деятельности по­нятие «выставочная политика». Оно, как правило, употребляется в зарубеж­ной музееведческой литературе и означает «основное управленческое сред­ство, определяющее приоритеты выставочной программы; идеологию предъ­явления объектов; количество, частоту, размеры и тематику временных экс­позиций» [83, с. 107]. Кроме того, под выставочной политикой подразумевает конкретную технологию выставочной деятельности, в основе которой лежит проектный метод выставочной практики, т.е. каждая выставка планируется и осуществляется как социокультурный проект, являющейся составной частью программы. В практическом плане определение выставочной политики пред­ставляет собой разработку научной концепции развития выставочной дея­тельности. В последнее время и в отечественной музейной практике стали употреблять это понятие [21]. Однако зачастую при характеристике так на­зываемой выставочной политики имеет место описание опыта выставочной деятельности.

Поскольку понятия «технология» и «политика» имеют различное зна­чение, то понятие «технология выставочной деятельности» не может полно­стью соответствовать вышеназванному определению, она гораздо шире и ва­риативнее. Понятие «выставочная политика», может соотносится с понятием «музейное проектирование», как один из его видов.

В отечественном музееведении на сегодняшний день нет ни одной ра­боты, дающей полную характеристику технологии выставочной деятельно­сти музеев и принципы её разработки. Большинство авторов статей, моно-


графий и учебных пособий, рассматривая выставочную деятельность музеев, ограничиваются вопросами, касающихся проектирования экспозиций. Впер­вые в отечественном музееведении, попытка рассмотреть выставочную дея­тельность музеев как самостоятельное направление, была предпринята в тру­дах И.М. Коссовой. Автор пишет о стремлении «очертить систему выставоч­ной работы, в которой огромное значение имеет, прежде всего, научный, все­сторонний подход в разработке её тематики» [69, с. 107].

И.М. Коссова указывает на необходимость разработки концепции всей музейной выставочной работы, включающей в себя следующие вопросы: принципы разработки, формирования тематики выставок вообще в музеях и в каждом конкретном музее, планирование текущее и перспективное выста­вочной работы, создание в крупных музеях специальных выставочных отде­лов либо рабочих групп, занимающихся этим направлением работы; опреде­ление особенностей той или иной задуманной выставки, координацию с дру­гими музеями, а также учреждениями, творческими союзами, отделами на­родного образования, домами культуры, клубами и т. д., то есть всеми орга­низациями, которые заинтересованы в выставочной работе музеев.

Отмечается значимость научного обоснования разработки выставочных планов и участие в этом процессе всех структурных подразделений музея, необходимость изучения интересов, запросов и потребностей посетителей, создание наряду с выставками, ориентированными на широкую музейную аудиторию, специализированных выставок с учётом профиля музея, характе­ра, особенностей музейного собрания и системы музейной экспозиции; со­временного уровня развития соответствующих профильных дисциплин. Осо­бое внимание уделяется актуальности и своевременности выставок, особен­ностям создаваемой выставки и культурному развитию региона в целом.

Данная концепция, раскрывая особенности и специфику выставочной деятельности музеев, не даёт чёткого представления о структуре технологи­ческого процесса, носит рекомендательный характер. Всё же из всех публи­каций отечественных музееведов по этому вопросу, в работах И.М. Коссовой технология выставочной деятельности была проанализирована наиболее полно.


Технологический процесс выставочной деятельности просматривается в работе зарубежных авторов Б. Лорд, Г.Д. Лорд «Менеджмент и маркетинг в музейном деле» [83]. Он предполагает определение выставочной политики и формирование выставочной программы и включает в себя методическую и организационную часть.

«Выставочная политика призвана определить основные принципы, ко­
торых должны придерживаться сотрудники музея, решая сложнейшие про­
блемы согласования компетентности музея в своей области и его открытости
І при планировании и проектировании выставки» [83, с. 110].

Так же указывается на необходимость разработки и оценки эффектив­ности выставочной программы, внесения соответствующих корректив и ре­комендаций, при этом не даётся характеристика и принципы разработки са­мой программы. Описание процесса выставочной деятельности позволяет сделать вывод, что под выставочной программой подразумевается последо­вательность проведения выставок, т.е. программа выставочной деятельности фактически соответствует выставочным планам музеев.

Существенным отличием является то, что каждая выставка рассматри-
* вается как проект определённой группы людей. Как отмечают авторы, про-

цесс подготовки выставок объединяет все сложившиеся в музее на данный момент способы координации ресурсов. В проектную группу должны вхо­дить представители всех музейных подразделений: подразделение коллек­ций: (хранение, консервация, документация); подразделение программ, адре­сованных публике: (выставки, дизайн, образование, издание, маркетинг); (администрация: финансы, развитие, безопасность, обслуживание посетите­лей).

Данный подход даёт наиболее полное представление о тех направлени­ях работы, которые объединяет выставочная деятельность музея. Проектный подход уже апробирован и успешно реализуется в зарубежных музеях. Не­смотря на чёткую схему и выделение выставочной деятельности в качестве важнейшей составляющей музейной работы, описанная зарубежными авто­рами технология, не может быть полностью применена в современных Рос­сийских музеях. В вышеназванных концепциях содержатся методологиче-ские предпосылки, однако недостаточно рассмотрена методика, позволяю-


щая разрабатывать технологии выставочной деятельности с учётом изменё-ний состояния социокультурной среды, развитие музейного дела и ориенти­роваться на конкретные условия функционирования музея.

В практике некоторых музеев нашей страны уже предпринимаются по­
пытки строить выставочную деятельность на основе самостоятельной, от­
личной от других видов деятельности технологии и использовать в работе
программно-проектные методы. Большинством музеев разработаны научные
концепции, включающие в себя и концепцию развития выставочной деятель-
1г ности. Так же разрабатываются и выставочные программы, которые чаще

всего представляют собой перспективный план, в котором указаны наиболее значимые выставки.

Перспективная программа временных выставок разработана и частично реализована в Дарвиновском музее, Государственном художественном музее Алтайского края, Тверской картинной галереи и др. В последней, под выста­вочной программой подразумевают «концентрацию отдельных ранее запла­нированных выставок в определённый момент времени» [5, с. 65].

В Дарвиновском музее в рамках общей программы развития музея вы-
^ ставочная деятельность отделена от экспозиционной и других видов музей-

ной работы, однако ограничивается основными направлениями и тематикой выставок [53].

Как уже отмечалось, этот процесс происходит спонтанно. Не имея чет­кой методологической и методической базы для разработки технологии вы­ставочной деятельности, сотрудникам музея достаточно сложно за неболь­шой промежуток времени оптимизировать этот процесс.

Для того чтобы полностью представить технологию выставочной дея-
. тельности музеев, необходимо так же раскрыть технологию организации вы-

ставки, т.е. технологию создания формы социально-культурной деятельно­сти, которая определяется как «комплекс мероприятий, связанных с создани­ем и эксплуатацией музейной выставки» [186, с. 90].

Технологию организации выставки рассматривали Де Бари М.-О., М. Драгичевич-Шешич, И.М. Коссова, Б. Лорд, Г.Д. Лорд, А.В. Мельтон, В.И. Ревякин, Е.О. Торопова. Несмотря на то, что подходы несколько разли-чаются, все же можно выделить основные этапы, характерные для этого про-


цесса в современной социокультурной ситуации:

1. Формирование концепции выставки.

2. Проектирование экспозиции (научное, художественное, техниче­ское, рабочее).

3. Разработка и проведение рекламной компании.

4. Определение форм и методов работы с посетителями.

5. Монтаж, оценка и открытие выставки.

6. Демонтаж выставки и оценка результатов работы.

На всех этапах технологического процесса осуществляется контроль и по необходимости, вносятся коррективы. Многообразие технологий в этом случае обусловлено различными видами выставок и методами построения экспозиции. Процесс организации современной музейной выставки не огра­ничивается экспозиционной работой, что ещё раз подтверждает особенное значение выставочной деятельности и её отличие от постоянной экспозиции.

Технология организации выставки является частной по отношению к технологии выставочной деятельности музеев. Подготовка и проведение ка­ждой выставки является составной частью всей выставочной деятельности музея, а методика организации выставок характеризует её в той или иной степени и раскрывает все грани технологического процесса.

Технология выставочной деятельности музеев включает в себя техно­логии организации различных типов выставок (в том числе выставок для конкретных социально-демографических групп, выставочных проектов). В Российской музейной энциклопедии обозначены следующие типы музейных выставок: тематические; фондовые; отчётные - по результатам комплектова­ния музейных фондов (выставки новых поступлений), реставрационных ра­бот, издательской деятельности музеев [156, с. 126]. В сборнике «Терминоло­гические проблемы музееведения», классифицируются выставки по различ­ным признакам: по тематике, содержанию и характеру музейных материалов: монографические, художественные, фотовыставки; по месту размещения: внутримузейные, внемузейные, выездные и передвижные; по продолжитель­ности работы: постоянная и временная [186, с. 64]. Последний признак был оценен авторами монографии «Музейная выставка: история, проблемы, пер­спективы», как парадоксальный (с чем нельзя не согласиться) и был предло-


жен языковой принцип классификации, в соответствии с которым все вы­ставки можно разделить на художественные (в которых используются мето­ды художественного проектирования) и нехудожественный [86, с. 139].

Выставочная работа музеев постоянно рождает новые типы выставок. На сегодняшний день ни одна из вышерассмотренных классификаций не от­ражает в полной мере все многообразие видов музейных выставок. Методи­ческое осмысление выставок, получивших распространение в музейной практике, носит скорее случайный характер, ряд выставок современных му­зеев, весьма затруднительно классифицировать по традиционным признакам: развлекательно-коммерческие, концептуальные выставки [211], выставочные проекты и др.

В данной работе не ставится задача классификации выставок, однако вышеизложенное позволяет не только осознать множество видов выставок и соответственно множество технологий их организации, но и показать всю сложность и разнообразие технологии выставочной деятельности музеев.-При разработке технологии выставочной деятельности каждый музей, в зави­симости от поставленных целей, может использовать любую классификацию по собственному усмотрению.

Технология выставочной деятельности музея должна строится на осно­ве методики разработки социокультурных технологий. Основными условия­ми технологизации социальных и социокультурных процессов являются [15, с. 327]:

- объект должен обладать определённой степенью сложности;

- определены элементы его, структуры, особенности их строения и за­кономерности функционирования;

- субъект управления должен быть способен формализовать реальные процессы и представить их в виде показателей, операций и процедур;

- создавать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления.

Данные положения являются основой для рассмотрения выставочной деятельности как объекта социокультурного программирования.

Результаты диссертационного исследования, позволяют заключить, что технология выставочной деятельности, включая все направления музейной


работы, складывается в определённую систему. Сотрудники музеев уже осознали неотрывность выставочной деятельности от собирательской, храни-тельской, научно-исследовательской, реставрационной, образовательной дея­тельности. Выставочная деятельность предполагает использования на разных этапах практически всех средств и методов социокультурной деятельности. Всеми понимается необходимость социологических и маркетинговых иссле­дований, совершенствования музейного обслуживания, экспозиционного ди­зайна и т.д. Многообразие форм средств и методов, используемых в выста­вочной деятельности музеев, характеризуют всю сложность, как самого тех­нологического процесса, так и оценку его эффективности.

Как уже отмечалось в первой главе, основной функцией всей системы выставочной деятельности является обеспечение и обновление потока ком­муникации, совершенствование всех направлений музейной деятельности в процессе целенаправленного и последовательного создания специфических форм — временных экспозиций.

Структуру технологии выставочной деятельности как системы, можно представить в виде нескольких подсистем, соответствующим основным на­правлениям деятельности в процессе планирования и создания выставок: подсистема управления и маркетинга, подсистема экспозиционной работы, подсистема образовательно-развлекательной деятельности (табл. 1).

Таблица 1 Структура технологии выставочной деятельности музея

Подсистема

управления и

маркетинга

Подсистсма экспозиционной работы

І ,

Подсистема образовательно-развлекательной деятельности

В отличие от традиционного понимания выставочной деятельности, как области экспозиционной работы, где процесс создания экспозиции имеет ре-


шающее значение, данный подход к рассмотрению технологии выставочной
деятельности предполагает зависимость функционирования системы, от вы­
полнения целевых функций составляющих её подсистем, главной из которых
является подсистема управления и маркетинга, влияющая и на эффектив­
ность других подсистем. Основные взаимосвязи обусловлены функциональ­
ными назначениями каждой из подсистем (основные линии). Обратная связь
обеспечивается функцией контроля подсистемы управления и маркетинга,
предполагающей сбор информации и оценку эффективности всех подсистем
^ (пунктирные линии).

Данная модель, на наш взгляд, позволяет не только более полно рас­
крыть все составляющие технологии выставочной деятельности, но и систе­
матизировать процесс оценки её эффективности, наиболее чётко выделить и
исследовать факторы, влияющие на успешность выставочной деятельности
музея. Для характеристики структуры (описания каждой подсистемы) выста­
вочной деятельности необходимо рассматривать практически все направле­
ния музейной работы. Многогранность музейной деятельности не позволяет
в одном исследовании дать исчерпывающую характеристику всех направлен
• ний и методик её осуществления, поэтому мы обозначим лишь основные

функции, тенденции, средства, методы и формы присущие каждой подсисте­ме.

Основной подсистемой музея традиционно считается подсистема экс­позиционной работы, остальные подсистемы направлены на обеспечение эф­фективного функционирование временной экспозиции музея и рассматрива­ются как обслуживающие подсистемы. Процесс экспозиционной работы ис­следовался искусствоведами и музееведами неоднократно, что нашло отра­жение в Российской музейной энциклопедии [157, с. 353-354].

Преимущественно содержание экспозиционной работы составляет про­ектирование экспозиции, кроме того, в экспозиционную работу входит ре­экспозиция, наблюдение за состоянием экспозиции, монтаж и демонтаж экс­позиции. Проектирование экспозиции, как особая форма организации про­цесса создания экспозиции, включает в себя: разработку основных идей и конкретного содержания будущей экспозиции (научное проектирование); ар­хитектурно-художественных принципов и решений (художественное проек-


тирование), результаты которых фиксируются в последовательном ряде письменных и графических документов.

Экспозиционная работа органически связана с другими направлениями музейной деятельности. Создание научной концепции невозможно без рабо­ты в фондах музея, знания коллекций, имеющих отношение к выбранной экспозиционной теме. Это сложный процесс, требующий профессиональных знаний и умений, чёткого взаимодействия экспозиционера и художника экс­позиции. Особое значение имеет комментирование экспозиции, включающее создание специальных текстов и научно-вспомогательных материалов. Глав­ным моментом в процессе экспозиционной работы является выбор экспози­ционных средств.

Экспозиционные средства, по мнению Т.П. Полякова, подразделяются следующим образом [138, с. 112-148]:

Основные - музейные предметы (как подлинные свидетели модели­руемого историко-художественного процесса, явления, события) на уровне символа (знака), выражая потенциальную суть художественной идеи, во мно­гом определяют применение всех остальных экспозиционных средств.

Вспомогательные экспозиционные средства или средства функцио­нально-декоративного оформления (ФДО). Подчинены музейному предмету в смысловом и физическом отношении и способствуют созданию системы экспозиционно-художественных образов. К ним относятся экспозиционно-технические средства (витрины, осветительная и аудиовизуальная техника), архитектурно-художественные средства и вспомогательные экспонаты.