Современное значение музейной выставки как фактора формирования социально-культурной среды региона

V

Зо

всего, с нечёткостью понятия «музейный предмет». В основном всё различие понимания музейного предмета сводится к тому, что одни исследования на­зывают таковыми практически все предметы, имеющие историческую или художественную ценность, другие лишь те, которые стали единицами хране­ния музея.

Авторы уже неоднократно упоминавшийся монографии «Музейная вы­ставка: история, проблемы, перспективы» заявляя, что «основными струк­турными элементами экспозиции, как выставочной, так и стационарной -безусловно являются музейные предметы и данный тезис не вызывает со­мнений ни у традиционалистов, ни у авангардистов от музейного дела» [86, с. 14], понимают музейный предмет довольно широко. Для того, чтобы обо­значить разницу между предметом прошедшим и не прошедшим все стадии научной обработки, употребляют музееведческий термин «предметы музей­ного значения».

В качестве обоснования, якобы несуществующей разницы между вы­ставляемыми на временной и постоянной экспозиции предметами приводят пример возникновения музеев в конце XIX века и в 1930-х годах, а точнее пишут о том, то музеи возникали как из немузейных выставок, так из выста­вок, созданных из предметов, изъятых из государственных музеев и храни­лищ в порядке административного приказа. На наш взгляд это не является аргументом, поскольку рассматривать необходимо не музей, созданный на базе выставки, а выставку созданную на базе музея, так как именно она явля­ется объектом исследования. Во-вторых, мы, прежде всего, исходим из со­временного значения выставки, а оно отличается от того, которое существо­вало в начале века.

Мы будем рассматривать музейный предмет как «одно из центральных понятий музееведения, служащее для обозначения предметных результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной исто­рии, ставших объектами познавательного и ценностного отношения и вклю­чённых в состав собрания музейного» [156, с.405].


Для того чтобы внести некоторую ясность, характеризуя выставку и её отличие от постоянной экспозиции, мы будем использовать понятие экспо­нат, т.е. «предмет, выставленный для обозрения, начальный, структурный элемент экспозиции» [157, с. 358]. Использование экспонатов в музее зависит от субъективной оценки его музейными сотрудниками, профиля музея, ха­рактеризует профессиональный уровень специалистов и формирует имидж музея.

Что же касается «вспомогательных экспонатов» (копий, муляжей, со­временных иллюстраций и т.п.), количество которых, по мнению авторов монографии [86], обратно пропорционально музейной ценности как выста­вочной, так и основной экспозиции, то и они могут включаться в число му­зейных предметов, когда способны и должны выполнять функцию первоис­точника (в случае утраты подлинника, его недоступности), при условии точ­ности и научности воспроизведения. В постоянной экспозиции находятся именно музейные предметы, причём из коллекции музея - организатора. На выставках демонстрируются музейные предметы различных музеев, предме­ты музейного значения и даже одушевлённые предметы (например, живот­ные, которые не являются единицами хранения).

Таким образом, обозначим выявленные отличительные черты музейной выставки от постоянной экспозиции: временность, широта используемых средств (в т.ч. большая активность художественного языка), актуальность тематики, мобильность (кинетические возможности). Приведённых выше до­водов, на наш взгляд уже достаточно для того, чтобы убрать знак равенства между временной и постоянной экспозицией музея и соответственно выста­вочной и экспозиционной работой.

Исходя из современного состояния музейной теории и практики, мож­но заключить, что точное понимание музейной выставки ещё не сформиро­валось. Все же обозначим тенденции развития и спорные моменты в опреде­лении её значения. В настоящее время становится очевидно, что музейная выставка отступила от музейных канонов и, прежде всего, относительно экс-


понатов и экспозиционного дизайна. Выставки, по утверждению Роланда Ба­ра, являются «одновременно и историческим обзором и зрелищем» [224]. Современный музей возлагает на выставки большие надежды, и они оправ­даны. Выставка живёт в своём ритме, она относительно самостоятельна и всё же она музейная, так как «работает» на музей. Кроме того, в последнее время выставочная деятельность музеев уже с трудом умещается в рамки экспози­ционной работы музея. Этому способствует социальный заказ, интенсивное развитие новых технологий и их внедрение в музейную деятельность, боль­шое разнообразие форм и методов в организации выставок.

Н.В. Мазный, разделяя выставки на художественные и нехудожествен­ные, выделяет еще один выставочный «текст», выходящий за границы экспо­зиционного показа. Речь идет о «театрализованных выставках», аналогом ко­торых являются так называемые «живые музеи». Здесь основной акцент ста­вится, порой, не на музейном предмете, а на актерах, демонстрирую эти предметы в процессе разнообразных шоу-программ (музейном спектакле, перформансе, художественной акции и т.п.). Автор пишет, что не следует ка­тегорически отказываться от подобных нетрадиционных форм музейной коммуникации, поскольку их элементы, в случае создания соответствующих сценарных проектов могли бы. органично войти в экспозиционную среду и оживить порой довольно скучные выставочные залы [86, с. 143].

Разнообразие форм построения экспозиции предполагает и разнообра­зие методов их интерпретаций: традиционных и нетрадиционных. Образова­тельные программы стали неотъемлемой частью выставок. Стал употреб­ляться термин «edutaiment», означающий тесную связь образования и развле­чения или точнее образование через развлечение.

Популярная выставка все чаще приобретает черты шоу, снимаются всякие ограничения. Именно это вызывает тревогу у музейных специалистов. Спор, развитый в трудах Д. Камерона [57], по поводу того, что есть музей -храм или форум, на сегодня становится как никогда актуальным. С одной стороны понимается необходимость развлекательности выставок, с другой -


сохранение храмовой сущности музея. A.M. Кантор, размышляя над этой проблемой, пытается найти «золотую середину», признавая то, что выставка выделятся иным строем, ритмом, интенсивностью, контрастностью, а её сущность все-таки выдумка и фантазия, добавляет: «но рациональная выдум­ка и рациональная фантазия» [58, с. 9-10].

Однозначно признается всеми, что выставка в музее, стала значитель­ным событием, в ряде случаев международного значения. Выставка предста­ёт «в виде многогранника, где каждая грань - отдельное требование, аспект, невыполнение хотя бы одного из которых негативно отражается на целостно­сти выставки как художественного явления» [91, с. 188].

Выставка, в широком понимании этого слова, прежде всего, является значительным, атрибутом культуры и культурной жизни определённой среды, формой распространения культуры, используемая музеем для повышения эффективности его деятельности. Постоянная экспозиция - это уже сам му­зей, выставка ещё и его инструмент. С помощью выставок музей может ком­пенсировать отсутствие постоянной экспозиции, но постоянной экспозицией заменить выставки весьма трудно. Не ставя перед собой задачу, оценивать качество всех проходящих в музеях выставок и их соответствие музейной специфики, мы лишь отметим то, что выставка не всегда становится музей­ной, в том понимании, в каком определение «музейная» применяется к по­стоянной экспозиции. Выставка лишь инструмент, а как им воспользоваться зависит от самих музейных работников.

Таким образом, можно охарактеризовать музейную выставку, незави­симо от профиля музея, как форму социально-культурной деятельности, ис­пользуемую музеем, ограниченную временными рамками, основу которой со­ставляют композиционно организованные, комментированные, технически и художественно оформленные экспонаты.

Если учесть разнообразие значений музейной выставки, то возникает затруднение: относить выставочную деятельность к экспозиционной работе, научно-просветительской либо назвать публикацией и поставить в один ряд с


буклетами, книгами, мультимедийной продукцией. Опираясь на современное значение выставки и специфику её организации, можно сказать, что выста­вочная деятельность включает в себя все вышеперечисленные виды музей­ной деятельности.

Рассматривая выставочную деятельность в нашей стране, мы будем, прежде всего, исходить из опыта государственных музеев системы Мини­стерства культуры РФ. Так как в целом их практика выставочной деятельно­сти более богата и на сегодняшний момент именно в этих музеях складыва­ется благоприятная среда, большие возможности (фонды, кадровый состав, экспозиционные площади, постоянное финансирование, опыт работы и т. д.) для совершенствования исследуемой формы работы.

На наш взгляд, выставочная деятельность представляет собой чрезвы­чайно важное, особое направление работы музея и сложную систему. Мы предлагаем рассмотреть её в таком качестве, раскрыть её понимание, функ­циональное назначение, структуру, связи и динамику.

Как мы уже отмечали, понятие «выставка» разработано недостаточно, однако выставочная деятельность музеев в нашей стране исследовалась ещё меньше. Выставочной деятельности музеев не посвящена ни одна моногра­фическая работа в отечественном музееведении, если ни считать конспект лекций И.М. Коссовой «Выставочная работа музеев в современных услови­ях» (1988 г.). В различных учебных пособиях выставочной деятельности от­водится от двух до шести страниц, как правило, она рассматривается в контексте либо общей экспозиционной работы, либо научно-просветительной (массовой и политико-просветительной). Следует отметить, что чаще всего описывается процесс организации выставки.

Чётко сформулировано значение этого понятия в сборнике «Термино­логические проблемы музееведения». Под выставочной деятельностью музея понимается «область экспозиционной и научно-просветительной работы му­зея, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выста­вок» [186, с. 48-49].


Отмечается, что выставочная деятельность дополняет работу основной экспозиции и позволяет более полно раскрывать профиль и направления ра­боты музея, шире использовать возможности музейного собрания, привле­кать материалы из других музеев и из частных коллекций, осуществлять опе­ративную разработку актуальной тематики музейными средствами и охваты­вать большее число посетителей. Выставочная деятельность способствует также пополнению коллекций музея, отработке и совершенствованию мето­дов экспозиционной и научно-просветительной работы, реализации его соци­альных функций. Однако это определение и характеристика выставочной деятельности были даны два десятилетия назад, и за этот период произошли значительные изменения, как с самим музеем, так и его выставочной дея­тельностью.

Выставочная деятельность, в современных условиях обнаружила в себе особые функциональные качества, отличные от функций других подсистем, в том числе и от постоянной экспозиции музея. Функциональное значение вы­ставки, отличное от постоянной экспозиции музея было отмечено Н.В. Маз-ным, А.З. Крейном и подчёркнуто И.М. Кантором: «Без выставок музей во многом теряет свою привлекательность для города и гостей, к нему можно привыкнуть как к домашней рутине» [58, с.З].

Однако основная системообразующая функция, позволяющая выде­лить выставочную деятельность в качестве самостоятельной подсистемы не была сформулирована. Для того чтобы определить и выделить эту функцию музейной выставки, необходимо рассмотреть становление и развитие выста­вочной деятельности в метасистеме.

Понятие музейная выставка в современном её значении начинает скла­дываться в нашей стране с середины 20-х годов. До этого времени понятие «выставка» обозначало основную экспозицию музея. Появилось оно в связи с тем, что в здпасниках музея из-за нехватки экспозиционных площадей или в силу иных причин стали постепенно накапливаться музейные предметы и для того, чтобы их представить публики начали организовывать выставки на ко-


роткие сроки. За относительно временными экспозициями музеев закрепи­лось название «выставка», а за относительно постоянными - «основная экс­позиция».

Первая функция относительно временной экспозиции соответствовала изменившейся ситуации: на выставках показывали то, что хранилось в запас­никах. Сначала это были вспомогательные экспозиции, позволяющие демон­стрировать новые поступления, затем научно обработанные коллекции, не вошедшие в основную экспозицию и т.д.

Так, постепенно совершенствовалась ведущая выставочная функция, выставка рассматривалась как специфическая и оперативная форма публика­ции музейных коллекций. Позже в экспозиционную практику музеев прочно вошли и оправдали себя выставки, воспринимавшиеся как своеобразный ме­тод выявления и исследования произведений изобразительного искусства. Просветительская функция музейных выставок, стала доминирующей в сере­дине 20-х годов и полностью была подчинена господствующей идеологии коммунистической партии. Как отмечает Н.В. Серёгин, просвещение полно­стью сводится к политико-просветительной работе. «Искореняются плодо­творные попытки объяснять и изучать педагогические явления, человека. По существу, педагогика потеряла то главное, ради чего она возникла и развива­лась» [166, с.34].

В 1960-1980-е годы, когда понятие «массовая работа» все чаще стало заменяться, понятием «научно-просветительская деятельность», функция «публикации» сочеталась с «просветительской» и дополнялась еще одной функцией. Выставка стала осознаваться как нетрадиционная форма комплек­тования музейных коллекций, связанных с «современной тематикой». Всё же просветительская функция музейной выставки считалась ведущей вплоть до 70-х годов 20 века.

В 1960-е годы появляются иные взгляды на музей. Это связано с появ­лений коммуникационных представлений, которые быстро завоевывают ста­тус радикального теоретического нововведения, революционизирующего му-


зейную науку, соразмерного новой музейной практике. С этих пор, можно говорить о наличии в музееведении коммуникационного подхода, который развивается наряду (и во взаимодействии) как с традиционными теоретиче­скими направлениями (теория музейного предмета, теория музейной дея­тельности и т.д.), так и с другими подходами (средовым, проектным, сценар­ным и т.д.).

Одна из первых работ по теории музейной коммуникации принадлежит канадскому музееведу Д. Камерону, который рассматривает музей как ком­муникационную систему. В центре ее - музейный посетитель, который взаи­модействует, с одной стороны - с экспонатом и экспозицией в целом, с дру­гой - с работниками музея. Соотношение этих двух каналов связи -визуального и вербального и является предметом исследования Д. Камерона. Если в рамках традиционного подхода посетитель рассматривался как «объ­ект» обучения и воспитания, и содержание получаемых знаний и впечатлений определял музейный работник, то Д. Камерон дает посетителю статус «субъекта», равноправного участника коммуникации с правом самостоятельного отбора информации.

В отечественной музееведческой литературе коммуникационная тер­минология появляется с середины 1970-х годов в публикациях Е.А. Роземб-люма, Ю.П. Пищулина, Д.А. Равикович и развивается, Е.К. Дмитриевой, В.Ю. Дукельским, Т.П. Калугиной, Т.П. Поляковым, Н.А. Никишиным и др. Теория музейной коммуникации рассматривает выставку как площадку для диалога, где посетитель выступает как собеседник и партнёр, свободно вы­бирает свою роль в музее.

В 1980-х годах происходит осмысление роли музея как центра культу­ры, обладающего образовательными возможностями в широком смысле это­го слова. В 1990-х гг. понимание музея связано с развитием теоретического музееведения, которое позволяет на современном уровне осмыслить социо­культурное назначение музея. В рамках такого подхода музей рассматрива­ется как «специфическое средство извлечения информации, содержащейся в


овеществленных формах прошлой и современной культуры» и «средство рефлексии, формирования самосознания общества» [26, с. 19].

Именно в это время происходят существенные изменения выставочной деятельности музеев, переосмысливаются функции выставки. В конце 1980-1990-х годов отечественные музеи получили возможность создавать свою собственную идеологическую концепцию выставочной деятельности.

Несмотря на тяжёлые экономические условия, количество выставок возрастает, меняется характер выставок. Намечается переход от статичного констатирования факта к более заострённому, проблематичному типу показа, принцип которого просматривается от постановки проблемы, выбора мате­риала и заканчивается программированием восприятия выставки. Расширяет­ся тематический диапазон выставок. В художественных музеев намечается тенденции изменения искусствоведческих концепций выставок на культуро­логические.

В своей выставочной деятельности музеи начинают ориентироваться на зрителя, исходят из их интересов, пытаются делать прогнозы посещаемо­сти. В этот период осознаётся такая функция выставки, как привлечение средств в музей, причем расширяются и источники поступления. Привлече­ние посетителя в музей посредством выставок, начинает носить не только социальный, но и экономический и даже коммерческий характер. Это имело не только позитивное, но негативное воздействие. Сохранение музейной спе­цифики на выставках отходит на второй план, появляется термин «коммерче­ские» или «развлекательно-коммерческие выставки», как правило, это вы­ставки восковых персон, животных и другие выставки, несущие в себе эле­менты шоу. Такие выставки скорее можно представить на улице, в клубе или любой другой площадке, но не в музее. Однако именно музей, посредством выставок, берёт на себя функции клуба, парка, зоопарка, т.е. других экспози­ционных площадок. Экспонируется всё, что имеет спрос и, естественно, это вызывает негативные оценки отечественных музееведов.


Следует отметить, что качество экспонирования фактически остаётся неизменным, прежние залы, устаревшие выставочное оборудование и систе­мы освещение, условия пребывания в музеях оставляют желать лучшего. Большинство региональных музеев не может себе позволить профессиональ­ный дизайн выставочных экспозиций. Всё же именно в этот период выста­вочная деятельность приобретает динамичный характер, получает свободу и большую открытость.

К началу XXI века музей воспринимается символом культуры, вариан­том местного «культурного гнезда», объединяющего вокруг себя всех инте­ресующихся судьбой культуры и в котором сосуществуют различные мне­ния, позиции, точки зрения, определяющие как его внешние проявления, так и его глубинный социокультурный смысл.

Соответственно произошли перемены и в выставочной деятельности музея. Сама выставка получает значение культурного события, как правило, сопровождается специальными мероприятиями, оригинальными образова­тельными программами, конкурсами, викторинами и мастер-классами. Вы­ставочная деятельность становится более насыщенной и разнообразной за счёт привлечения к сотрудничеству других музеев, образовательных учреж­дений, частных коллекционеров. Добавляются такие функции выставки, как привлечение внимание СМИ, укрепление внешних связей, формирование имиджа музея. Проблемы выставочной деятельности становятся первооче­редными проблемами, и как отмечает A.M. Кантор «планы музейной работы - это в большей мере выставочные планы» [58, с. 11].

В тоже время выставочную деятельность музеев и галерей в последнем десятилетии характеризуют как «зону культурной неразличимости» [137]. Одни видят в ней явные симптомы намечающего кризиса [212], другие нахо­дят разнообразной по проблематике и средствам технического воплощения концепций [89]. Это объясняется тем, что в настоящее время, происходит преобразование музея как системы, т.е. изменение его функций и структуры.


Коммуникационный подход рассматривает преобразование системы

как коммуникационный кризис, приводящий к смене «музейных парадигм». Такие ситуации возникают в результате смен ы культурных установо к, рас­ширение спектра музейных ценностей, круга участников музейной коммуни­кации и приводят к реорганизации коллекций, модернизации экспозиций, выработке новых форм интерпретации собраний, новых методов взаимодей­ствия с аудиторией и т.д. Кризисы в истории развития музея возникали неод-

^ нократно и похожий процесс идет сегодня в нашей стране.

Происходящая в обществе переоценка ценностей заставляет пересмат­ривать отношение к культурному наследию, проблематизирует привычные способы его интерпретации. Музеи постепенно отходят от модели, ограни­ченной рамками музейных коллекций. Ориентация музеев на весь спектр культурного наследия города, региона и трансляция культурного опыта через системы экспозиций и временных выставок, расширяют границы его прежне­го понимания.

щ На стадии преобразования наиболее перспективными в развитии ока-

зываются те элементы, функции которых соответствуют потребностям внеш­ней среды. Анализ развития общества, науки и техники, искусства привел со­временных философов и культурологов к выводу о том, что «...на смену тра­диционализму - религиозному, политическому, юридическому, этическому, художественному - в историю культуры пришел креативизм, признавший аб­солютную ценность новаторства...» [55].

і В такой ситуации музеи наиболее уязвимы и выставочная деятель-

v* ность, изменяя направление и характер коммуникации, помогает музею опе-

ративно решать проблемы и реагировать на социальный заказ. Выставка все­гда конкретна, зависит от современной социокультурной ситуации, от про­филя музея, его масштабов, официального статуса, месторасположения, со­става коллекций и других субъективных факторов.

М.А. Бессонова, обобщая опыт последних десятилетий Государствен­ного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в статье «Музейные


выставки современного искусства», отмечает чуткость и предвидение, «на которые оказался способен традиционный музейный организм в эпоху не­свободы и финансовых унижений» [12].

В эпоху «несвободы и финансовых унижений», музейная выставка вы­ступает ещё и как своеобразная «защита» музея от внешних катаклизмов, экономических проблем. Являясь зеркалом, отражающим современное со­стояние общества или, как выразился Н.Ф. Фёдоров, «полное выражение прогресса» [201, с. 3], она в тоже время преломляет прямое воздействие ог­ромного потока информации под специфическим музейным углом, ограни­чивает прямое вмешательство в размеренную музейную жизнь. И в то же время выставка воздействует на все направления деятельности и обеспечива­ет развитие музея. Современная музейная практика рассматривает выставку как наиболее гибкий, мобильный коммуникативный канал музея, творческий полигон, лабораторию активной разработки новых подходов, принципов и приёмов, способствующих процессу развития современного музея.

Функциональное значение музейной выставки и выставочной деятель­ности постоянно расширяется, в зависимости от социокультурной ситуации те или иные функции выходят на первый план. Н.В. Мазный, Т.П. Поляков, Э.А. Шулепова доказывают, что музейная выставка способна осуществлять практически все коммуникационные функции, традиционно приписываемые основной (генеральной и т.п.) экспозиции музея.

Н. В. Мазный в конце 1990-х годов сформулировал основные функции выставки: публикация коллекций, комплектование фондов, модернизация основной экспозиции, реализация научно-просветительской функции музея. Намного ранее была обозначена функция, которая на сегодняшний день яв­ляется основной: привлечение посетителей.

Однако выставочная деятельность в нашей стране еще не сформирова­лась, как и не осознаны все её функции. Попытаемся определить основные внутренние функциональные направления выставочной деятельности музея.


Являясь основным каналом коммуникации, стержнем культурной программы музея она:

- формирует имидж музея, повышает авторитет коллекций, укрепляет его позиции как культурного центра, расширяет многоканальные связи с раз­личными социокультурными организациями и частными лицами, привлекает посетителей, спонсоров, волонтеров и внимание средств массовой информа­ции, обеспечивает финансовые поступления, повышает конкурентоспособ­ность музея на рынке культурно-информационных услуг; об еспечивает в ы-полнение социально-культурных функций музея.

- обновляет, обогащает и стимулирует основные направления музейной деятельности: способствует пополнению музейных коллекций, обеспечивает их доступность, дополняет и расширяет постоянную экспозицию, является базой для осмысления принципов её художественного решения, активизиру­ет научную и атрибуционную работу, способствует привлечению, формиро­ванию и совершенствованию кадрового состава в музее.

Из вышесказанного можно заключить, что именно выставочная дея­тельность является основным механизмом совершенствования музея. Всё это вызвано тем, что выставочная деятельность развивается более интенсивно, имея свой макро и микро цикл развития. Макро цикл непосредственно связан с преобразованиями метасистемы, микроцикл с особенностями функциони­рования выставок.

Выставочная деятельность, представляя собой, непрерывный процесс создания форм, конечного продукта - выставок, предстаёт как бесконечное множество преобразований системы. Определённый микроцикл системы есть процесс от замысла к реализации выставочного проекта. В стадии зрелости данная система находится в тот период, когда выставка функционирует, т.е. выступает как готовый продукт. В дальнейшем элементы распадаются, для того, чтобы вновь соединится уже в новом качестве, происходит процесс преобразования и развития системы. Благодаря этому выставка постоянно


л обновляет и совершенствует музейную коммуникацию на всех уровнях му-

зейной структуры.

Таким образом, основной функцией выставочной деятельности как системы, является обеспечение и обновление потока коммуникации, совер­шенствование всех направлений музейной деятельности, путём целенаправ­ленного и последовательного создания специфических форм - временных экс­позиций.

і\ На наш взгляд, современную выставочную деятельность музеев на се-

годняшний день нельзя с полной уверенностью отнести только к экспозици­онной работе но, несомненно, экспонирование является её основой. Все же выставочная деятельность переросла границы экспонирования и представля­ет собой самостоятельную систему, имеющую свою собственную динамику, функции и структуру. В связи с этим сформулируем собственное определе­ние выставочной деятельности музея как одного из основных направлений музейной работы, представляющего собой процесс планирования и органи-

Ф зации выставок.

Предложенные В.М. Ковригиной, Н.В. Нагорским, СВ. Пшеничной варианты структурного анализа системы «Музей» не позволяют чётко выде­лить выставочную деятельность как самостоятельную подсистему. Модель, предложенная О.Н. Труевцевой [204, с. 17], на наш взгляд, является наиболее оптимальной и соответствует институциональной трактовке музея.

Рассматривая структуру музея, мы дополним эту модель, и выделим в

і качестве основных подсистем музея: музейные фонды, устную комму ника-

• ция с посетителями, здание и персонал музея, постоянные экспозиции, вре-

менные выставки. Данная модель представленная в деятельностном состоя­нии позволяет рассматривать выставочную деятельность как самостоятель­ную подсистему. При этом важно внести коррективы и определение элемен­тов системы, расширить их значение. Таковыми будут выступать не музей­ный предмет и сотрудники музея, а экспонат (вещественные) и кадры (лич-ностныи), под кадрами подразумеваются как постоянные, так и приглашен-


ные на определённый срок и выполнение конкретных работ сотрудники. Кроме того, выделим ещё один элемент - художественный образ, который будет выступать в качестве вещественно-личностного компонента, как ре­зультат взаимодействия экспозиционера с экспонатом. Связи между компо­нентами характеризуются как координационные, обеспечивающие взаимо­действие компонентов в процессе осуществления ими заданной части общего музейного инфопроцесса и субординационные, обеспечивающие последова­тельность действий компонентов, устанавливающие определённые нормати­вы функционирования компонентов из общей подсистемы.

Таким образом, можно заключить, что выставочная деятельность в со­временной ситуации является наиболее перспективным направлением музей­ной работы, обеспечивающим его развитие. В технологическом процессе му­зейная выставка не равнозначна музейной экспозиции. Современная выста­вочная деятельность представляет собой самостоятельную развивающую подсистему музея, отвечающую соответствующим характеристикам, реали­зующую свою целевую функцию и имеет набор устойчивых элементов. Вы­ставочная деятельность тесно связана со всеми направлениями музейной ра­боты, при этом является основным каналам коммуникации музея, непосред­ственно связанным и активно взаимодействующим с внешней средой. Иссле­дованию данного процесса будет уделено внимание в следующем параграфе.


Анализ выставочной деятельности как фактора формирования соци­ально-культурной среды региона, требует не только определить её внешние функции, но и рассмотреть понятие «социокультурная среда», её структуру, взаимосвязи выставочной деятельности и элементов социокультурной среды, механизм воздействия выставочной деятельности на социокультурную среду региона.

Понятие «среда» вошло в категорийный аппарат многих наук. В широ­ком смысле среда - «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [121, с. 32]. В гуманитарных науках, в том числе педагогике, чаще всего употребляются понятия «социальная среда» и «культурная среда». В последнее время в ка­честве альтернативы этим понятиям получает распространение термин «со­циокультурная среда».

Социальная среда - в широком смысле (макросреда) охватывает обще­ственно-экономическую систему в целом - производительные силы, сово­купность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. В узком смысле (микросреда), будучи элемен­том социальной среды в целом, включает непосредственное социальное ок­ружение человека - семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы; оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются и сами люди [203, с. 624].

Культурная среда - понятие, введенное русским социологом, предста­вителем евразийского движения П.Н. Савицким (1895-1968) в статье «Евра­зийство» для сопоставления достижений развития одной культуры по отно­шению к другой при помощи рассмотрения по отраслям культуры. Исследо­вание культурной среды в философской и социологической литературе раз-


рабатывается с 1970-х годов. Научное и практическое значение проблем культурной среды обосновано исследованиями Л.П. Буевой, Г.М. Бирженю-ка, СБ. Брижатовой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.П.Маркова, Ю.В. Сычёва, Н.Ф. Хилько и др.

Культурная среда включает в себя социально-культурные объекты, свя­занные с созданием и распространением культурных ценностей (научные и учебные заведения, организации искусства, культурно-досуговые, социально-культурные учреждения, художественные промыслы и т.д.). Но главное, что ее характеризует - это отношения людей, материальные и культурно-бытовые условия их повседневной жизни, ее духовно-нравственная атмосфера.

СБ. Брижатова, сделав развёрнутый анализ этого понятия, определяет культурную среду «как целостность объектов, определяющих условия и ос­новную направленность формирования человека, его духовного мира, и свя­занных в этом взаимодействии генетическими, структурными и функцио­нальными отношениями» [17, с. 63].

В системе культуры культурная среда выступает в качестве компонента или подсистемы, причем ключевой, которая в силу методологических прин­ципов имеет системообразующую функцию. Культурная среда имеет ярко выраженный социальный характер. Понятие «социокультурная», позволяет рассматривать социальную и культурную среду как единую систему и избе­жать социального и культурного детерминизма.

Т.Г. Киселёва и Ю.Д. Красильников выделяют в качестве компонентов социально — культурной микросреды, множество микросред досуга и обще­ния: среду общения в семье; с ближайшими родственниками, друзьями и т.д.; среду личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, ПТУ, вузе; внешкольную, внеучебную и внесемейную среду общения; произ­водственно-трудовую среду общения; среду внеличностного общения (влия­ние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональ­ным интересам, временным увлечениям [62, с. 18-19].


Понятие «социокультурная среда» имеет и более широкое значение, подразумевающее макросреду, в которой действуют социально обусловлен­ные факторы и закономерности [184, с. 13].

А.П. Марков и Г.М. Бирженюк, в зависимости от культурного материа­ла с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды, выделяют следующие её составляющие - поля жизнедеятельности: культурно-истори­ческое наследие, художественная, социально-психологическая, духовно-нравственная, политическая, экологическая среда обитания человека [94, с. 61-63].

Рассмотрение социокультурной среды и её структурный анализ во мно­гом зависят от целей исследования, отсюда и многообразие подходов к выде­лению компонентов социокультурой среды. Однако логике системного ис­следования, по нашему мнению, наиболее соответствует подход СБ. Брижа-товой, в котором выделены вещественные, личностные и вещественно-личностные компоненты в качестве неделимых элементов культурной среды [17, с. 77]. Наличие этих компонентов обязательно и для микросреды досуга и для каждого из полей жизнедеятельности, рассмотренных выше.

Музейная выставка, являясь частью социально-культурной среды, представляет собой согласно концепции Т.Г. Киселёвой и Ю.Д. Красильни-кова среду внеличностного общения. В зависимости от профиля музея и те­матики выставки, она может быть областью проектирование любого из рас­смотренных выше полей жизнедеятельности человека. Однако в первую оче­редь выставка представляет собой самостоятельную социокультурную мик­росреду досуга, имея набор устойчивых элементов, присущих ей как системе (вещественных, личностных и вещественно-личностных). Характер этой сре­ды, её педагогическая направленность, зависят от тематики выставки, про­филя музея и других факторов.

Выставка выступает не только как пассивный компонент социокуль­турной среды, но и как динамичная, активно влияющая на неё система. Взаимодействие выставочной деятельности и социокультурной среды обу-


словлено внутренними функциями (рассмотренными в разделе 1.1.), посред­ством которых последняя оказывает влияние на музей (являющийся компо­нентом социокультурной среды региона), и внешними (общемузейными) функциями, обеспечивающими воздействие выставок на личность посетите­ля. Поскольку социокультурными функциями музея предопределено основ­ное взаимодействие музейной выставки и социокультурной среды, этот во­прос требует более подробного рассмотрения.

Социальные (социокультурные) функции музеев рассматривали Е.Г. Ванслова, М.Б. Гнедовский, В.М. Грусман, В.Ю. Дукельский, А.Б. Загс, Ю.П. Пищулин, Д.А. Равикович, А.И. Фролов, и др.

Традиционно музееведами выделяются функции документирования и образовательно-воспитательная функция. Функция документирования пред­полагает целенаправленное отражение в музейном собрании посредством му­зейных предметов (вещественных, изобразительных, письменных, фониче­ских источников) тех процессов и явлений в природе и общественной жизни, которые изучает музей в соответствии со своим местом в музейной сети и профилем музея» [157, с. 201]. Она реализуется преимущественно в процессе сохранения культурного наследия, в т. ч. музейных ценностей, комплектова­ния музейных фондов, хранения музейных фондов, изучения музейных предметов, коллекций, собраний, а так же подготовке научных публикаций. Выставка, являясь своеобразной формой научной публикации, способствует комплектованию и изучению музейных коллекций. Именно экспозиция оп­ределяет качество музейного документирования, от которого в свою очередь зависит качество научно-просветительной работы.

Функция образования и воспитания, основываясь на информативных возможностях музейных предметов, их способности оказывать эмоциональ­ное воздействие, направлена на выполнение образовательных, пропагандист­ских, нравственно-воспитательных, эстетико-воспитательных задач. Реализу­ется в процессе коммуникации музейной в различных формах экспозицион­ной и научно-просветительной работы музеев [157, с. 201]. Временные экс-


позиции, являясь базой для научно-просветительной работы музеев, играют доминирующую роль в реализации этой функции.

Вышеназванные функции понимаются весьма широко, о чем свиде­тельствует неоднозначность и разнообразие подходов к рассмотрению соци­альных функций музеев. Учёные предлагают либо расширенную трактовку понимания содержания функций, либо дополняют основные функции, ссыла­ясь на смежные научные дисциплины.

Например, А.И. Фролов предлагает рассматривать в качестве специфи­ческих социальных функций музея: функцию документирования процессов и явлений в природе и обществе, охранную, научно-исследовательскую и обра­зовательно-воспитательную функцию, И.В Иксанова: документирование, хранение, коммуникацию. Н.Г. Макарова рассматривая, функциональное на­значение музея с точки зрения воздействия его на личность, выделяет три ос­новных функции: эстетическую, гносеолого-аксиологическую и воспита­тельную. Д.А. Равикович, считая основными функцию документирования и образовательно-воспитательную функцию, всё же выделяет в качестве про­изводной от последней, функцию организации свободного времени. В.Ю. Дукельский, рассматривает следующие функции музея в культуре: формирование мировоззрения и системы ценностей, консолидация и демо­кратизация общества, социализация и развитие творческой активности лич­ности, формирование национального, регионального и профессионального самосознания, обеспечение исторической преемственности, расширение воз­можностей человеческого познания [20].

В.М. Грусман, рассматривая музей как социокультурный институт, обосновывает его современное предназначение в реализации информацион-но-интегративной, хранительной, образовательно-развивающей, преобразо­вательно-созидающей функций. «Специфика XXI века проявляется в том, что социально-культурные функции музея все более концентрируются на реали­зации культуросозидающих, культуроохранительных и культуротворческих задач, вытекающих из специфической роли музея в формирующемся инфор-


мационном обществе» [30, с. 16]. Существуют так же и другие мнения, в том числе и подход, отрицающий институциональную трактовку музея [20].

В данной работе мы будем придерживаться мнения, что основной функцией музея как системы является коммуникация, которая определяется двумя направлениями, соответствующими двум традиционным функциям музея как социокультурного института: документирование (коммуникация во времени), образовательно-воспитательная (коммуникация в пространстве). Эти функции понимаются весьма широко и могут включать в себя множество направлений работы. Как уже было отмечено, посредством выставочной дея­тельности, реализуются обе эти функции. Временная экспозиция, являясь от­крытой коммуникационной системой, играет доминирующую роль в процес­се взаимодействия музея и социально-культурной среды, активно воздейст­вуя на её компоненты.

В последние десятилетия региональные музеи обращаются к локально­му культурному пространству, региональной истории и традициям. Именно связь с местными традициями, трансляция местного культурного наследия, является типологическим свойством регионального музея. Регион является результатом взаимодействия самых разнообразных субъектов культурного процесса. Следовательно, для успешного формирования и развития регион нуждается в большой интенсивности коммуникационных процессов. Дина­мика культуры региона выражается в продуцировании и циркулировании в региональном культурном пространстве разнообразных текстов.

Музейная выставка может рассматриваться как источник и транслятор данных текстов. Поэтому, при исследовании выставки как фактора формиро­вания социокультурной среды, региональный аспект становится домини­рующим. Основываясь на концепции С.Я. Сущего, развитой в трудах К.В. Алякиной [4, с. 143-163] и рассматривающей взаимодействие музея и регионального культурного пространства, определим направления в которых выставки обеспечивают это взаимовлияние. Согласно данной концепции, уровни взаимодействия музея и регионального культурного пространства со-


^ ответствуют структуре культурного потенциала, складывающемуся из ин­фраструктурного и креативного компонентов.

На инфраструктурном уровне музей, являясь частью культурной ин­фраструктуры региона, воспроизводит его культурный потенциал, выполняя свои традиционные функции отбора, изучения и представления культурных ценностей, в том числе посредством выставочной деятельности.

Аккумулируя и транслируя наследие, музей является и «принимаю-
f щей», и «передающей» стороной в культурном диалоге с местным сообщест-

вом. Осуществляя «прием» культурных текстов, которые создаются и транс­
лируются внерегиональными центрами культурного развития, музей через
выставки, ретранслирует их региональному сообществу. Выставки представ­
ляют собой культурный текст, сообщение. Осуществляя выставочную дея­
тельность, музей выступает точкой интеграции локальной культуры в миро­
вое культурно-информационное пространство. Выставочные проекты ис­
пользуются как средство укрепления культурных связей региона с ближним
# и дальним зарубежьем.

В то же время, уже на инфраструктурном уровне выставочная деятель­ность музея служит представлению инноваций. Особенно ярко это проявля­ется в сфере художественных инноваций. Выделение данных уровней услов­но, так как деятельность по сбору, документированию, систематизации, изу­чению культурного наследия также предполагает творческий характер.

Выставочная деятельность на инфраструктурном уровне развита более всего. Выставки, связанные с историей и культурой данной местности, зна-

.• комящие с произведениями местных художников, составляют основу выста-

вочной деятельности, необходимую для сохранения и воспроизведения куль­турного потенциала региона. Так, например, в художественных музеях Рос­сии по количественному признаку первое место занимают выставки и вы­ставки-продажи, персональные и групповые художников живущих в данном регионе, второе место - монографические выставки, посвященные юбилеям

щ известных художников, том числе и художников-земляков, третье - выставки

детского творчества [223, с. 74].