Современное значение музейной выставки как фактора формирования социально-культурной среды региона
V
Зо
всего, с нечёткостью понятия «музейный предмет». В основном всё различие понимания музейного предмета сводится к тому, что одни исследования называют таковыми практически все предметы, имеющие историческую или художественную ценность, другие лишь те, которые стали единицами хранения музея.
Авторы уже неоднократно упоминавшийся монографии «Музейная выставка: история, проблемы, перспективы» заявляя, что «основными структурными элементами экспозиции, как выставочной, так и стационарной -безусловно являются музейные предметы и данный тезис не вызывает сомнений ни у традиционалистов, ни у авангардистов от музейного дела» [86, с. 14], понимают музейный предмет довольно широко. Для того, чтобы обозначить разницу между предметом прошедшим и не прошедшим все стадии научной обработки, употребляют музееведческий термин «предметы музейного значения».
В качестве обоснования, якобы несуществующей разницы между выставляемыми на временной и постоянной экспозиции предметами приводят пример возникновения музеев в конце XIX века и в 1930-х годах, а точнее пишут о том, то музеи возникали как из немузейных выставок, так из выставок, созданных из предметов, изъятых из государственных музеев и хранилищ в порядке административного приказа. На наш взгляд это не является аргументом, поскольку рассматривать необходимо не музей, созданный на базе выставки, а выставку созданную на базе музея, так как именно она является объектом исследования. Во-вторых, мы, прежде всего, исходим из современного значения выставки, а оно отличается от того, которое существовало в начале века.
Мы будем рассматривать музейный предмет как «одно из центральных понятий музееведения, служащее для обозначения предметных результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, ставших объектами познавательного и ценностного отношения и включённых в состав собрания музейного» [156, с.405].
Для того чтобы внести некоторую ясность, характеризуя выставку и её отличие от постоянной экспозиции, мы будем использовать понятие экспонат, т.е. «предмет, выставленный для обозрения, начальный, структурный элемент экспозиции» [157, с. 358]. Использование экспонатов в музее зависит от субъективной оценки его музейными сотрудниками, профиля музея, характеризует профессиональный уровень специалистов и формирует имидж музея.
Что же касается «вспомогательных экспонатов» (копий, муляжей, современных иллюстраций и т.п.), количество которых, по мнению авторов монографии [86], обратно пропорционально музейной ценности как выставочной, так и основной экспозиции, то и они могут включаться в число музейных предметов, когда способны и должны выполнять функцию первоисточника (в случае утраты подлинника, его недоступности), при условии точности и научности воспроизведения. В постоянной экспозиции находятся именно музейные предметы, причём из коллекции музея - организатора. На выставках демонстрируются музейные предметы различных музеев, предметы музейного значения и даже одушевлённые предметы (например, животные, которые не являются единицами хранения).
Таким образом, обозначим выявленные отличительные черты музейной выставки от постоянной экспозиции: временность, широта используемых средств (в т.ч. большая активность художественного языка), актуальность тематики, мобильность (кинетические возможности). Приведённых выше доводов, на наш взгляд уже достаточно для того, чтобы убрать знак равенства между временной и постоянной экспозицией музея и соответственно выставочной и экспозиционной работой.
Исходя из современного состояния музейной теории и практики, можно заключить, что точное понимание музейной выставки ещё не сформировалось. Все же обозначим тенденции развития и спорные моменты в определении её значения. В настоящее время становится очевидно, что музейная выставка отступила от музейных канонов и, прежде всего, относительно экс-
понатов и экспозиционного дизайна. Выставки, по утверждению Роланда Бара, являются «одновременно и историческим обзором и зрелищем» [224]. Современный музей возлагает на выставки большие надежды, и они оправданы. Выставка живёт в своём ритме, она относительно самостоятельна и всё же она музейная, так как «работает» на музей. Кроме того, в последнее время выставочная деятельность музеев уже с трудом умещается в рамки экспозиционной работы музея. Этому способствует социальный заказ, интенсивное развитие новых технологий и их внедрение в музейную деятельность, большое разнообразие форм и методов в организации выставок.
Н.В. Мазный, разделяя выставки на художественные и нехудожественные, выделяет еще один выставочный «текст», выходящий за границы экспозиционного показа. Речь идет о «театрализованных выставках», аналогом которых являются так называемые «живые музеи». Здесь основной акцент ставится, порой, не на музейном предмете, а на актерах, демонстрирую эти предметы в процессе разнообразных шоу-программ (музейном спектакле, перформансе, художественной акции и т.п.). Автор пишет, что не следует категорически отказываться от подобных нетрадиционных форм музейной коммуникации, поскольку их элементы, в случае создания соответствующих сценарных проектов могли бы. органично войти в экспозиционную среду и оживить порой довольно скучные выставочные залы [86, с. 143].
Разнообразие форм построения экспозиции предполагает и разнообразие методов их интерпретаций: традиционных и нетрадиционных. Образовательные программы стали неотъемлемой частью выставок. Стал употребляться термин «edutaiment», означающий тесную связь образования и развлечения или точнее образование через развлечение.
Популярная выставка все чаще приобретает черты шоу, снимаются всякие ограничения. Именно это вызывает тревогу у музейных специалистов. Спор, развитый в трудах Д. Камерона [57], по поводу того, что есть музей -храм или форум, на сегодня становится как никогда актуальным. С одной стороны понимается необходимость развлекательности выставок, с другой -
сохранение храмовой сущности музея. A.M. Кантор, размышляя над этой проблемой, пытается найти «золотую середину», признавая то, что выставка выделятся иным строем, ритмом, интенсивностью, контрастностью, а её сущность все-таки выдумка и фантазия, добавляет: «но рациональная выдумка и рациональная фантазия» [58, с. 9-10].
Однозначно признается всеми, что выставка в музее, стала значительным событием, в ряде случаев международного значения. Выставка предстаёт «в виде многогранника, где каждая грань - отдельное требование, аспект, невыполнение хотя бы одного из которых негативно отражается на целостности выставки как художественного явления» [91, с. 188].
Выставка, в широком понимании этого слова, прежде всего, является значительным, атрибутом культуры и культурной жизни определённой среды, формой распространения культуры, используемая музеем для повышения эффективности его деятельности. Постоянная экспозиция - это уже сам музей, выставка ещё и его инструмент. С помощью выставок музей может компенсировать отсутствие постоянной экспозиции, но постоянной экспозицией заменить выставки весьма трудно. Не ставя перед собой задачу, оценивать качество всех проходящих в музеях выставок и их соответствие музейной специфики, мы лишь отметим то, что выставка не всегда становится музейной, в том понимании, в каком определение «музейная» применяется к постоянной экспозиции. Выставка лишь инструмент, а как им воспользоваться зависит от самих музейных работников.
Таким образом, можно охарактеризовать музейную выставку, независимо от профиля музея, как форму социально-культурной деятельности, используемую музеем, ограниченную временными рамками, основу которой составляют композиционно организованные, комментированные, технически и художественно оформленные экспонаты.
Если учесть разнообразие значений музейной выставки, то возникает затруднение: относить выставочную деятельность к экспозиционной работе, научно-просветительской либо назвать публикацией и поставить в один ряд с
буклетами, книгами, мультимедийной продукцией. Опираясь на современное значение выставки и специфику её организации, можно сказать, что выставочная деятельность включает в себя все вышеперечисленные виды музейной деятельности.
Рассматривая выставочную деятельность в нашей стране, мы будем, прежде всего, исходить из опыта государственных музеев системы Министерства культуры РФ. Так как в целом их практика выставочной деятельности более богата и на сегодняшний момент именно в этих музеях складывается благоприятная среда, большие возможности (фонды, кадровый состав, экспозиционные площади, постоянное финансирование, опыт работы и т. д.) для совершенствования исследуемой формы работы.
На наш взгляд, выставочная деятельность представляет собой чрезвычайно важное, особое направление работы музея и сложную систему. Мы предлагаем рассмотреть её в таком качестве, раскрыть её понимание, функциональное назначение, структуру, связи и динамику.
Как мы уже отмечали, понятие «выставка» разработано недостаточно, однако выставочная деятельность музеев в нашей стране исследовалась ещё меньше. Выставочной деятельности музеев не посвящена ни одна монографическая работа в отечественном музееведении, если ни считать конспект лекций И.М. Коссовой «Выставочная работа музеев в современных условиях» (1988 г.). В различных учебных пособиях выставочной деятельности отводится от двух до шести страниц, как правило, она рассматривается в контексте либо общей экспозиционной работы, либо научно-просветительной (массовой и политико-просветительной). Следует отметить, что чаще всего описывается процесс организации выставки.
Чётко сформулировано значение этого понятия в сборнике «Терминологические проблемы музееведения». Под выставочной деятельностью музея понимается «область экспозиционной и научно-просветительной работы музея, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выставок» [186, с. 48-49].
Отмечается, что выставочная деятельность дополняет работу основной экспозиции и позволяет более полно раскрывать профиль и направления работы музея, шире использовать возможности музейного собрания, привлекать материалы из других музеев и из частных коллекций, осуществлять оперативную разработку актуальной тематики музейными средствами и охватывать большее число посетителей. Выставочная деятельность способствует также пополнению коллекций музея, отработке и совершенствованию методов экспозиционной и научно-просветительной работы, реализации его социальных функций. Однако это определение и характеристика выставочной деятельности были даны два десятилетия назад, и за этот период произошли значительные изменения, как с самим музеем, так и его выставочной деятельностью.
Выставочная деятельность, в современных условиях обнаружила в себе особые функциональные качества, отличные от функций других подсистем, в том числе и от постоянной экспозиции музея. Функциональное значение выставки, отличное от постоянной экспозиции музея было отмечено Н.В. Маз-ным, А.З. Крейном и подчёркнуто И.М. Кантором: «Без выставок музей во многом теряет свою привлекательность для города и гостей, к нему можно привыкнуть как к домашней рутине» [58, с.З].
Однако основная системообразующая функция, позволяющая выделить выставочную деятельность в качестве самостоятельной подсистемы не была сформулирована. Для того чтобы определить и выделить эту функцию музейной выставки, необходимо рассмотреть становление и развитие выставочной деятельности в метасистеме.
Понятие музейная выставка в современном её значении начинает складываться в нашей стране с середины 20-х годов. До этого времени понятие «выставка» обозначало основную экспозицию музея. Появилось оно в связи с тем, что в здпасниках музея из-за нехватки экспозиционных площадей или в силу иных причин стали постепенно накапливаться музейные предметы и для того, чтобы их представить публики начали организовывать выставки на ко-
роткие сроки. За относительно временными экспозициями музеев закрепилось название «выставка», а за относительно постоянными - «основная экспозиция».
Первая функция относительно временной экспозиции соответствовала изменившейся ситуации: на выставках показывали то, что хранилось в запасниках. Сначала это были вспомогательные экспозиции, позволяющие демонстрировать новые поступления, затем научно обработанные коллекции, не вошедшие в основную экспозицию и т.д.
Так, постепенно совершенствовалась ведущая выставочная функция, выставка рассматривалась как специфическая и оперативная форма публикации музейных коллекций. Позже в экспозиционную практику музеев прочно вошли и оправдали себя выставки, воспринимавшиеся как своеобразный метод выявления и исследования произведений изобразительного искусства. Просветительская функция музейных выставок, стала доминирующей в середине 20-х годов и полностью была подчинена господствующей идеологии коммунистической партии. Как отмечает Н.В. Серёгин, просвещение полностью сводится к политико-просветительной работе. «Искореняются плодотворные попытки объяснять и изучать педагогические явления, человека. По существу, педагогика потеряла то главное, ради чего она возникла и развивалась» [166, с.34].
В 1960-1980-е годы, когда понятие «массовая работа» все чаще стало заменяться, понятием «научно-просветительская деятельность», функция «публикации» сочеталась с «просветительской» и дополнялась еще одной функцией. Выставка стала осознаваться как нетрадиционная форма комплектования музейных коллекций, связанных с «современной тематикой». Всё же просветительская функция музейной выставки считалась ведущей вплоть до 70-х годов 20 века.
В 1960-е годы появляются иные взгляды на музей. Это связано с появлений коммуникационных представлений, которые быстро завоевывают статус радикального теоретического нововведения, революционизирующего му-
зейную науку, соразмерного новой музейной практике. С этих пор, можно говорить о наличии в музееведении коммуникационного подхода, который развивается наряду (и во взаимодействии) как с традиционными теоретическими направлениями (теория музейного предмета, теория музейной деятельности и т.д.), так и с другими подходами (средовым, проектным, сценарным и т.д.).
Одна из первых работ по теории музейной коммуникации принадлежит канадскому музееведу Д. Камерону, который рассматривает музей как коммуникационную систему. В центре ее - музейный посетитель, который взаимодействует, с одной стороны - с экспонатом и экспозицией в целом, с другой - с работниками музея. Соотношение этих двух каналов связи -визуального и вербального и является предметом исследования Д. Камерона. Если в рамках традиционного подхода посетитель рассматривался как «объект» обучения и воспитания, и содержание получаемых знаний и впечатлений определял музейный работник, то Д. Камерон дает посетителю статус «субъекта», равноправного участника коммуникации с правом самостоятельного отбора информации.
В отечественной музееведческой литературе коммуникационная терминология появляется с середины 1970-х годов в публикациях Е.А. Роземб-люма, Ю.П. Пищулина, Д.А. Равикович и развивается, Е.К. Дмитриевой, В.Ю. Дукельским, Т.П. Калугиной, Т.П. Поляковым, Н.А. Никишиным и др. Теория музейной коммуникации рассматривает выставку как площадку для диалога, где посетитель выступает как собеседник и партнёр, свободно выбирает свою роль в музее.
В 1980-х годах происходит осмысление роли музея как центра культуры, обладающего образовательными возможностями в широком смысле этого слова. В 1990-х гг. понимание музея связано с развитием теоретического музееведения, которое позволяет на современном уровне осмыслить социокультурное назначение музея. В рамках такого подхода музей рассматривается как «специфическое средство извлечения информации, содержащейся в
овеществленных формах прошлой и современной культуры» и «средство рефлексии, формирования самосознания общества» [26, с. 19].
Именно в это время происходят существенные изменения выставочной деятельности музеев, переосмысливаются функции выставки. В конце 1980-1990-х годов отечественные музеи получили возможность создавать свою собственную идеологическую концепцию выставочной деятельности.
Несмотря на тяжёлые экономические условия, количество выставок возрастает, меняется характер выставок. Намечается переход от статичного констатирования факта к более заострённому, проблематичному типу показа, принцип которого просматривается от постановки проблемы, выбора материала и заканчивается программированием восприятия выставки. Расширяется тематический диапазон выставок. В художественных музеев намечается тенденции изменения искусствоведческих концепций выставок на культурологические.
В своей выставочной деятельности музеи начинают ориентироваться на зрителя, исходят из их интересов, пытаются делать прогнозы посещаемости. В этот период осознаётся такая функция выставки, как привлечение средств в музей, причем расширяются и источники поступления. Привлечение посетителя в музей посредством выставок, начинает носить не только социальный, но и экономический и даже коммерческий характер. Это имело не только позитивное, но негативное воздействие. Сохранение музейной специфики на выставках отходит на второй план, появляется термин «коммерческие» или «развлекательно-коммерческие выставки», как правило, это выставки восковых персон, животных и другие выставки, несущие в себе элементы шоу. Такие выставки скорее можно представить на улице, в клубе или любой другой площадке, но не в музее. Однако именно музей, посредством выставок, берёт на себя функции клуба, парка, зоопарка, т.е. других экспозиционных площадок. Экспонируется всё, что имеет спрос и, естественно, это вызывает негативные оценки отечественных музееведов.
Следует отметить, что качество экспонирования фактически остаётся неизменным, прежние залы, устаревшие выставочное оборудование и системы освещение, условия пребывания в музеях оставляют желать лучшего. Большинство региональных музеев не может себе позволить профессиональный дизайн выставочных экспозиций. Всё же именно в этот период выставочная деятельность приобретает динамичный характер, получает свободу и большую открытость.
К началу XXI века музей воспринимается символом культуры, вариантом местного «культурного гнезда», объединяющего вокруг себя всех интересующихся судьбой культуры и в котором сосуществуют различные мнения, позиции, точки зрения, определяющие как его внешние проявления, так и его глубинный социокультурный смысл.
Соответственно произошли перемены и в выставочной деятельности музея. Сама выставка получает значение культурного события, как правило, сопровождается специальными мероприятиями, оригинальными образовательными программами, конкурсами, викторинами и мастер-классами. Выставочная деятельность становится более насыщенной и разнообразной за счёт привлечения к сотрудничеству других музеев, образовательных учреждений, частных коллекционеров. Добавляются такие функции выставки, как привлечение внимание СМИ, укрепление внешних связей, формирование имиджа музея. Проблемы выставочной деятельности становятся первоочередными проблемами, и как отмечает A.M. Кантор «планы музейной работы - это в большей мере выставочные планы» [58, с. 11].
В тоже время выставочную деятельность музеев и галерей в последнем десятилетии характеризуют как «зону культурной неразличимости» [137]. Одни видят в ней явные симптомы намечающего кризиса [212], другие находят разнообразной по проблематике и средствам технического воплощения концепций [89]. Это объясняется тем, что в настоящее время, происходит преобразование музея как системы, т.е. изменение его функций и структуры.
Коммуникационный подход рассматривает преобразование системы
как коммуникационный кризис, приводящий к смене «музейных парадигм». Такие ситуации возникают в результате смен ы культурных установо к, расширение спектра музейных ценностей, круга участников музейной коммуникации и приводят к реорганизации коллекций, модернизации экспозиций, выработке новых форм интерпретации собраний, новых методов взаимодействия с аудиторией и т.д. Кризисы в истории развития музея возникали неод-
^ нократно и похожий процесс идет сегодня в нашей стране.
Происходящая в обществе переоценка ценностей заставляет пересматривать отношение к культурному наследию, проблематизирует привычные способы его интерпретации. Музеи постепенно отходят от модели, ограниченной рамками музейных коллекций. Ориентация музеев на весь спектр культурного наследия города, региона и трансляция культурного опыта через системы экспозиций и временных выставок, расширяют границы его прежнего понимания.
щ На стадии преобразования наиболее перспективными в развитии ока-
зываются те элементы, функции которых соответствуют потребностям внешней среды. Анализ развития общества, науки и техники, искусства привел современных философов и культурологов к выводу о том, что «...на смену традиционализму - религиозному, политическому, юридическому, этическому, художественному - в историю культуры пришел креативизм, признавший абсолютную ценность новаторства...» [55].
і В такой ситуации музеи наиболее уязвимы и выставочная деятель-
v* ность, изменяя направление и характер коммуникации, помогает музею опе-
ративно решать проблемы и реагировать на социальный заказ. Выставка всегда конкретна, зависит от современной социокультурной ситуации, от профиля музея, его масштабов, официального статуса, месторасположения, состава коллекций и других субъективных факторов.
М.А. Бессонова, обобщая опыт последних десятилетий Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в статье «Музейные
выставки современного искусства», отмечает чуткость и предвидение, «на которые оказался способен традиционный музейный организм в эпоху несвободы и финансовых унижений» [12].
В эпоху «несвободы и финансовых унижений», музейная выставка выступает ещё и как своеобразная «защита» музея от внешних катаклизмов, экономических проблем. Являясь зеркалом, отражающим современное состояние общества или, как выразился Н.Ф. Фёдоров, «полное выражение прогресса» [201, с. 3], она в тоже время преломляет прямое воздействие огромного потока информации под специфическим музейным углом, ограничивает прямое вмешательство в размеренную музейную жизнь. И в то же время выставка воздействует на все направления деятельности и обеспечивает развитие музея. Современная музейная практика рассматривает выставку как наиболее гибкий, мобильный коммуникативный канал музея, творческий полигон, лабораторию активной разработки новых подходов, принципов и приёмов, способствующих процессу развития современного музея.
Функциональное значение музейной выставки и выставочной деятельности постоянно расширяется, в зависимости от социокультурной ситуации те или иные функции выходят на первый план. Н.В. Мазный, Т.П. Поляков, Э.А. Шулепова доказывают, что музейная выставка способна осуществлять практически все коммуникационные функции, традиционно приписываемые основной (генеральной и т.п.) экспозиции музея.
Н. В. Мазный в конце 1990-х годов сформулировал основные функции выставки: публикация коллекций, комплектование фондов, модернизация основной экспозиции, реализация научно-просветительской функции музея. Намного ранее была обозначена функция, которая на сегодняшний день является основной: привлечение посетителей.
Однако выставочная деятельность в нашей стране еще не сформировалась, как и не осознаны все её функции. Попытаемся определить основные внутренние функциональные направления выставочной деятельности музея.
Являясь основным каналом коммуникации, стержнем культурной программы музея она:
- формирует имидж музея, повышает авторитет коллекций, укрепляет его позиции как культурного центра, расширяет многоканальные связи с различными социокультурными организациями и частными лицами, привлекает посетителей, спонсоров, волонтеров и внимание средств массовой информации, обеспечивает финансовые поступления, повышает конкурентоспособность музея на рынке культурно-информационных услуг; об еспечивает в ы-полнение социально-культурных функций музея.
- обновляет, обогащает и стимулирует основные направления музейной деятельности: способствует пополнению музейных коллекций, обеспечивает их доступность, дополняет и расширяет постоянную экспозицию, является базой для осмысления принципов её художественного решения, активизирует научную и атрибуционную работу, способствует привлечению, формированию и совершенствованию кадрового состава в музее.
Из вышесказанного можно заключить, что именно выставочная деятельность является основным механизмом совершенствования музея. Всё это вызвано тем, что выставочная деятельность развивается более интенсивно, имея свой макро и микро цикл развития. Макро цикл непосредственно связан с преобразованиями метасистемы, микроцикл с особенностями функционирования выставок.
Выставочная деятельность, представляя собой, непрерывный процесс создания форм, конечного продукта - выставок, предстаёт как бесконечное множество преобразований системы. Определённый микроцикл системы есть процесс от замысла к реализации выставочного проекта. В стадии зрелости данная система находится в тот период, когда выставка функционирует, т.е. выступает как готовый продукт. В дальнейшем элементы распадаются, для того, чтобы вновь соединится уже в новом качестве, происходит процесс преобразования и развития системы. Благодаря этому выставка постоянно
л обновляет и совершенствует музейную коммуникацию на всех уровнях му-
зейной структуры.
Таким образом, основной функцией выставочной деятельности как системы, является обеспечение и обновление потока коммуникации, совершенствование всех направлений музейной деятельности, путём целенаправленного и последовательного создания специфических форм - временных экспозиций.
і\ На наш взгляд, современную выставочную деятельность музеев на се-
годняшний день нельзя с полной уверенностью отнести только к экспозиционной работе но, несомненно, экспонирование является её основой. Все же выставочная деятельность переросла границы экспонирования и представляет собой самостоятельную систему, имеющую свою собственную динамику, функции и структуру. В связи с этим сформулируем собственное определение выставочной деятельности музея как одного из основных направлений музейной работы, представляющего собой процесс планирования и органи-
Ф зации выставок.
Предложенные В.М. Ковригиной, Н.В. Нагорским, СВ. Пшеничной варианты структурного анализа системы «Музей» не позволяют чётко выделить выставочную деятельность как самостоятельную подсистему. Модель, предложенная О.Н. Труевцевой [204, с. 17], на наш взгляд, является наиболее оптимальной и соответствует институциональной трактовке музея.
Рассматривая структуру музея, мы дополним эту модель, и выделим в
і качестве основных подсистем музея: музейные фонды, устную комму ника-
• ция с посетителями, здание и персонал музея, постоянные экспозиции, вре-
менные выставки. Данная модель представленная в деятельностном состоянии позволяет рассматривать выставочную деятельность как самостоятельную подсистему. При этом важно внести коррективы и определение элементов системы, расширить их значение. Таковыми будут выступать не музейный предмет и сотрудники музея, а экспонат (вещественные) и кадры (лич-ностныи), под кадрами подразумеваются как постоянные, так и приглашен-
ные на определённый срок и выполнение конкретных работ сотрудники. Кроме того, выделим ещё один элемент - художественный образ, который будет выступать в качестве вещественно-личностного компонента, как результат взаимодействия экспозиционера с экспонатом. Связи между компонентами характеризуются как координационные, обеспечивающие взаимодействие компонентов в процессе осуществления ими заданной части общего музейного инфопроцесса и субординационные, обеспечивающие последовательность действий компонентов, устанавливающие определённые нормативы функционирования компонентов из общей подсистемы.
Таким образом, можно заключить, что выставочная деятельность в современной ситуации является наиболее перспективным направлением музейной работы, обеспечивающим его развитие. В технологическом процессе музейная выставка не равнозначна музейной экспозиции. Современная выставочная деятельность представляет собой самостоятельную развивающую подсистему музея, отвечающую соответствующим характеристикам, реализующую свою целевую функцию и имеет набор устойчивых элементов. Выставочная деятельность тесно связана со всеми направлениями музейной работы, при этом является основным каналам коммуникации музея, непосредственно связанным и активно взаимодействующим с внешней средой. Исследованию данного процесса будет уделено внимание в следующем параграфе.
Анализ выставочной деятельности как фактора формирования социально-культурной среды региона, требует не только определить её внешние функции, но и рассмотреть понятие «социокультурная среда», её структуру, взаимосвязи выставочной деятельности и элементов социокультурной среды, механизм воздействия выставочной деятельности на социокультурную среду региона.
Понятие «среда» вошло в категорийный аппарат многих наук. В широком смысле среда - «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [121, с. 32]. В гуманитарных науках, в том числе педагогике, чаще всего употребляются понятия «социальная среда» и «культурная среда». В последнее время в качестве альтернативы этим понятиям получает распространение термин «социокультурная среда».
Социальная среда - в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. В узком смысле (микросреда), будучи элементом социальной среды в целом, включает непосредственное социальное окружение человека - семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы; оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются и сами люди [203, с. 624].
Культурная среда - понятие, введенное русским социологом, представителем евразийского движения П.Н. Савицким (1895-1968) в статье «Евразийство» для сопоставления достижений развития одной культуры по отношению к другой при помощи рассмотрения по отраслям культуры. Исследование культурной среды в философской и социологической литературе раз-
рабатывается с 1970-х годов. Научное и практическое значение проблем культурной среды обосновано исследованиями Л.П. Буевой, Г.М. Бирженю-ка, СБ. Брижатовой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.П.Маркова, Ю.В. Сычёва, Н.Ф. Хилько и др.
Культурная среда включает в себя социально-культурные объекты, связанные с созданием и распространением культурных ценностей (научные и учебные заведения, организации искусства, культурно-досуговые, социально-культурные учреждения, художественные промыслы и т.д.). Но главное, что ее характеризует - это отношения людей, материальные и культурно-бытовые условия их повседневной жизни, ее духовно-нравственная атмосфера.
СБ. Брижатова, сделав развёрнутый анализ этого понятия, определяет культурную среду «как целостность объектов, определяющих условия и основную направленность формирования человека, его духовного мира, и связанных в этом взаимодействии генетическими, структурными и функциональными отношениями» [17, с. 63].
В системе культуры культурная среда выступает в качестве компонента или подсистемы, причем ключевой, которая в силу методологических принципов имеет системообразующую функцию. Культурная среда имеет ярко выраженный социальный характер. Понятие «социокультурная», позволяет рассматривать социальную и культурную среду как единую систему и избежать социального и культурного детерминизма.
Т.Г. Киселёва и Ю.Д. Красильников выделяют в качестве компонентов социально — культурной микросреды, множество микросред досуга и общения: среду общения в семье; с ближайшими родственниками, друзьями и т.д.; среду личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, ПТУ, вузе; внешкольную, внеучебную и внесемейную среду общения; производственно-трудовую среду общения; среду внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям [62, с. 18-19].
Понятие «социокультурная среда» имеет и более широкое значение, подразумевающее макросреду, в которой действуют социально обусловленные факторы и закономерности [184, с. 13].
А.П. Марков и Г.М. Бирженюк, в зависимости от культурного материала с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды, выделяют следующие её составляющие - поля жизнедеятельности: культурно-историческое наследие, художественная, социально-психологическая, духовно-нравственная, политическая, экологическая среда обитания человека [94, с. 61-63].
Рассмотрение социокультурной среды и её структурный анализ во многом зависят от целей исследования, отсюда и многообразие подходов к выделению компонентов социокультурой среды. Однако логике системного исследования, по нашему мнению, наиболее соответствует подход СБ. Брижа-товой, в котором выделены вещественные, личностные и вещественно-личностные компоненты в качестве неделимых элементов культурной среды [17, с. 77]. Наличие этих компонентов обязательно и для микросреды досуга и для каждого из полей жизнедеятельности, рассмотренных выше.
Музейная выставка, являясь частью социально-культурной среды, представляет собой согласно концепции Т.Г. Киселёвой и Ю.Д. Красильни-кова среду внеличностного общения. В зависимости от профиля музея и тематики выставки, она может быть областью проектирование любого из рассмотренных выше полей жизнедеятельности человека. Однако в первую очередь выставка представляет собой самостоятельную социокультурную микросреду досуга, имея набор устойчивых элементов, присущих ей как системе (вещественных, личностных и вещественно-личностных). Характер этой среды, её педагогическая направленность, зависят от тематики выставки, профиля музея и других факторов.
Выставка выступает не только как пассивный компонент социокультурной среды, но и как динамичная, активно влияющая на неё система. Взаимодействие выставочной деятельности и социокультурной среды обу-
словлено внутренними функциями (рассмотренными в разделе 1.1.), посредством которых последняя оказывает влияние на музей (являющийся компонентом социокультурной среды региона), и внешними (общемузейными) функциями, обеспечивающими воздействие выставок на личность посетителя. Поскольку социокультурными функциями музея предопределено основное взаимодействие музейной выставки и социокультурной среды, этот вопрос требует более подробного рассмотрения.
Социальные (социокультурные) функции музеев рассматривали Е.Г. Ванслова, М.Б. Гнедовский, В.М. Грусман, В.Ю. Дукельский, А.Б. Загс, Ю.П. Пищулин, Д.А. Равикович, А.И. Фролов, и др.
Традиционно музееведами выделяются функции документирования и образовательно-воспитательная функция. Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании посредством музейных предметов (вещественных, изобразительных, письменных, фонических источников) тех процессов и явлений в природе и общественной жизни, которые изучает музей в соответствии со своим местом в музейной сети и профилем музея» [157, с. 201]. Она реализуется преимущественно в процессе сохранения культурного наследия, в т. ч. музейных ценностей, комплектования музейных фондов, хранения музейных фондов, изучения музейных предметов, коллекций, собраний, а так же подготовке научных публикаций. Выставка, являясь своеобразной формой научной публикации, способствует комплектованию и изучению музейных коллекций. Именно экспозиция определяет качество музейного документирования, от которого в свою очередь зависит качество научно-просветительной работы.
Функция образования и воспитания, основываясь на информативных возможностях музейных предметов, их способности оказывать эмоциональное воздействие, направлена на выполнение образовательных, пропагандистских, нравственно-воспитательных, эстетико-воспитательных задач. Реализуется в процессе коммуникации музейной в различных формах экспозиционной и научно-просветительной работы музеев [157, с. 201]. Временные экс-
позиции, являясь базой для научно-просветительной работы музеев, играют доминирующую роль в реализации этой функции.
Вышеназванные функции понимаются весьма широко, о чем свидетельствует неоднозначность и разнообразие подходов к рассмотрению социальных функций музеев. Учёные предлагают либо расширенную трактовку понимания содержания функций, либо дополняют основные функции, ссылаясь на смежные научные дисциплины.
Например, А.И. Фролов предлагает рассматривать в качестве специфических социальных функций музея: функцию документирования процессов и явлений в природе и обществе, охранную, научно-исследовательскую и образовательно-воспитательную функцию, И.В Иксанова: документирование, хранение, коммуникацию. Н.Г. Макарова рассматривая, функциональное назначение музея с точки зрения воздействия его на личность, выделяет три основных функции: эстетическую, гносеолого-аксиологическую и воспитательную. Д.А. Равикович, считая основными функцию документирования и образовательно-воспитательную функцию, всё же выделяет в качестве производной от последней, функцию организации свободного времени. В.Ю. Дукельский, рассматривает следующие функции музея в культуре: формирование мировоззрения и системы ценностей, консолидация и демократизация общества, социализация и развитие творческой активности личности, формирование национального, регионального и профессионального самосознания, обеспечение исторической преемственности, расширение возможностей человеческого познания [20].
В.М. Грусман, рассматривая музей как социокультурный институт, обосновывает его современное предназначение в реализации информацион-но-интегративной, хранительной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидающей функций. «Специфика XXI века проявляется в том, что социально-культурные функции музея все более концентрируются на реализации культуросозидающих, культуроохранительных и культуротворческих задач, вытекающих из специфической роли музея в формирующемся инфор-
мационном обществе» [30, с. 16]. Существуют так же и другие мнения, в том числе и подход, отрицающий институциональную трактовку музея [20].
В данной работе мы будем придерживаться мнения, что основной функцией музея как системы является коммуникация, которая определяется двумя направлениями, соответствующими двум традиционным функциям музея как социокультурного института: документирование (коммуникация во времени), образовательно-воспитательная (коммуникация в пространстве). Эти функции понимаются весьма широко и могут включать в себя множество направлений работы. Как уже было отмечено, посредством выставочной деятельности, реализуются обе эти функции. Временная экспозиция, являясь открытой коммуникационной системой, играет доминирующую роль в процессе взаимодействия музея и социально-культурной среды, активно воздействуя на её компоненты.
В последние десятилетия региональные музеи обращаются к локальному культурному пространству, региональной истории и традициям. Именно связь с местными традициями, трансляция местного культурного наследия, является типологическим свойством регионального музея. Регион является результатом взаимодействия самых разнообразных субъектов культурного процесса. Следовательно, для успешного формирования и развития регион нуждается в большой интенсивности коммуникационных процессов. Динамика культуры региона выражается в продуцировании и циркулировании в региональном культурном пространстве разнообразных текстов.
Музейная выставка может рассматриваться как источник и транслятор данных текстов. Поэтому, при исследовании выставки как фактора формирования социокультурной среды, региональный аспект становится доминирующим. Основываясь на концепции С.Я. Сущего, развитой в трудах К.В. Алякиной [4, с. 143-163] и рассматривающей взаимодействие музея и регионального культурного пространства, определим направления в которых выставки обеспечивают это взаимовлияние. Согласно данной концепции, уровни взаимодействия музея и регионального культурного пространства со-
^ ответствуют структуре культурного потенциала, складывающемуся из инфраструктурного и креативного компонентов.
На инфраструктурном уровне музей, являясь частью культурной инфраструктуры региона, воспроизводит его культурный потенциал, выполняя свои традиционные функции отбора, изучения и представления культурных ценностей, в том числе посредством выставочной деятельности.
Аккумулируя и транслируя наследие, музей является и «принимаю-
f щей», и «передающей» стороной в культурном диалоге с местным сообщест-
вом. Осуществляя «прием» культурных текстов, которые создаются и транс
лируются внерегиональными центрами культурного развития, музей через
выставки, ретранслирует их региональному сообществу. Выставки представ
ляют собой культурный текст, сообщение. Осуществляя выставочную дея
тельность, музей выступает точкой интеграции локальной культуры в миро
вое культурно-информационное пространство. Выставочные проекты ис
пользуются как средство укрепления культурных связей региона с ближним
# и дальним зарубежьем.
В то же время, уже на инфраструктурном уровне выставочная деятельность музея служит представлению инноваций. Особенно ярко это проявляется в сфере художественных инноваций. Выделение данных уровней условно, так как деятельность по сбору, документированию, систематизации, изучению культурного наследия также предполагает творческий характер.
Выставочная деятельность на инфраструктурном уровне развита более всего. Выставки, связанные с историей и культурой данной местности, зна-
.• комящие с произведениями местных художников, составляют основу выста-
вочной деятельности, необходимую для сохранения и воспроизведения культурного потенциала региона. Так, например, в художественных музеях России по количественному признаку первое место занимают выставки и выставки-продажи, персональные и групповые художников живущих в данном регионе, второе место - монографические выставки, посвященные юбилеям
щ известных художников, том числе и художников-земляков, третье - выставки
детского творчества [223, с. 74].