Системный подход к выставочной деятельности музеев
Глава I. Методологические подходы к анализу выставочной деятельности музеев и её роли в формировании социально-культурной среды региона
З
ОГЛАВЛЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА
ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ КАК ФАКТОРА
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ
61:06-13/2088
Барнаул 2006
Региона
Формирования социально-культурной среды
Выставочной деятельности музеев как фактора
Системообразующие основы технологии
Коробова, Инга Васильевна
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в
Российская государственная библиотека
Региона
Формирования социально-культурной среды
Выставочной деятельности музеев как фактора
Москва
diss.rsl.ru 2006
Коробова, Инга Васильевна.
Системообразующие основы технологии выставочной деятельности музеев как фактора формирования социально-культурной среды региона [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Барнаул: РГБ, 2006. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Полный текст: http://diss.rsl.ru/diss/06/0523/060523009.pdf
фонде РГБ:
Российская государственная библиотека, 2006 (электронный текст)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
<АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
На правах рукописи
КОРОБОВА ИНГА ВАСИЛЬЕВНА
Диссертация
на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Специальность 13.00.05 -теория, методика и организация социально-
культурной деятельности /
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор СБ. Брижатова
Барнаул -2006
Введение 3
Глава I. Методологические подходы к анализу выставочной
деятельности музеев и её роли в формировании социально-культурной
среды региона 13
1.1. Системный подход к выставочной деятельности музеев 13
1.2. Современное значение музейной выставки как фактора формирования социально-культурной среды региона 45
1.3. Содержание и структура технологии выставочной деятельности музеев 68 Глава II. Методические основания разработки технологий выставочной деятельности музеев региона в современных социокультурных
условиях 93
2.1. Характеристика технологии выставочной деятельности музея 93
2.2. Методика разработки выставочных программ 130
2.3. Анализ эффективности технологии выставочной деятельности
музеев 147
Заключение 171
Список литературы 176
Приложения 199
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Всовременной социокультурной ситуации музей рассматривается в качестве системообразующего и конструктивного компонента, оказывающего влияние на формирование социокультурной среды региона. Социально-политические и экономические факторы диктуют музеям необходимость пересмотра существующих концепций и преобразования всей системы деятельности, генерации новых идей, знаний и технологий. Выставочная деятельность музея выступает в данной ситуации наиболее значимым направлением работы, способствующим реализации практически всех музейных функций, обеспечивающим экономическую эффективность музея и его перспективное развитие. Посредством выставок музеи способны оперативно реагировать на социальный заказ, сохраняя устойчивость музея как информационно-коммуникативной системы.
Современные выставки не ограничиваются публикацией музейных коллекций, а представляют весь спектр культурного наследия города, региона, страны. Выставочное пространство музея выступает в качестве коммуникативной площадки региона, инструмента формирования региональной идентичности и восстановления культурных традиций. Выставка в музее стала значительным событием, в ряде случаев международного масштаба. Музейная выставка переходит границы экспонирования и, органично сочетая концептуальные идеи, художественные инновации, социально-значимые акции, образовательные и развлекательные мероприятия, предстаёт как социокультурный проект.
Противоречиезаключается в том, что выставочная деятельность музеев в нашей стране воспринимается как спонтанное и мало поддающееся регулированию явление. Традиционные методы управления данным процессом осознаются как малоэффективные. Региональные музеи сталкиваются со сложностью определения стратегических направлений, повышения экономической эффективности и посещаемости выставок, совершенствования организационной структуры. Первоочередной проблемой для большинства Рос-
сийских музеев является поиск оптимальной технологии выставочной деятельности. Социально-педагогическая значимость выставок при формировании социально-культурной среды, актуальность вопросов повышения эффективности данного процесса, диктует необходимость определения чётких методологических оснований и разработки современной модели технологии выставочной деятельности.
Степень научной разработанности темы. Вфилософской, культурологической, педагогической литературе широко используются категории «социальные технологии» и «социокультурные технологии». Понятийный аппарат, содержание, методику и классификацию социокультурных технологий рассматривали В.Г. Афанасьев, СБ. Брижатова, А.Д. Жарков, В.Н. Иванов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Э.С. Маркарян, В.И. Патрушев, Г.К. Селевко, И.М. Слепенков, Н. Стефанов, В.В. Ту ев, В.М. Чижиков и др.
Технологиям социокультурного проектирования посвящены работы Г.М. Бирженюка, Т.М. Дридзе, И.В. Жежко, С.Э. Зуева, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, А.П. Маркова, Э.А. Орловой, В.М. Розина.
Большое значение для данной диссертации приобрела характеристика социально-культурной среды данная в работах Л.П. Буевой, СБ. Брижатовой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.В. Сычёва, Н.Ф. Хилько и т.д.
Тенденции развития, формообразования и искусство музейной экспозиции исследовали М.Б. Гнедовский, М.Е. Каулен, М.Т. Майстровская, А.А. Рощин, В.В. Селиванов, Н.А. Никишин и др.
Историческое развитие, функции музейной выставки как феномена и формы музейной коммуникации анализируются в публикациях М.А. Бессоновой, А.Б. Закса, A.M. Кантора, СА. Каспаринской, И.М. Коссовой, А.З. Крейна, Н.В. Мазного, Т.П. Полякова, Н.Ф. Фёдорова, Э.А. Шулеповой, Д. Эбби, Р. Бара.
Значимые для диссертационного исследования аспекты технологии выставочной деятельности, такие как организация выставок и управление выставочной деятельностью, разрабатывали отечественные и зарубежные учё-
ные: Де Бари М.-О., М. Драгичевич-Шешич, И.М. Коссова, Б.Г. Лорд, Д. Лорд, А.В. Мельтон, В.И. Ревякин, Е.О. Торопова.
Определение современного значения выставочной деятельности основывалось на институциональном подходе к осмыслению музея М.А. Ариар-ского, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, О.В. Первушиной, А.В. Соколова, Б.С. Ерасова, Л.М. Шляхтиной и др.; исследованиях музея как системы В.М. Ковригиной, Н.В. Нагорского, СВ. Пшеничной, О.Н. Труевцевой и социально-культурных функций музеев рассмотренных Е.Г. Вансловой, В.М. Грусманом, В.Ю. Дукельским, Ю.П. Пищулиным, Д.А. Равикович и др.
Для характеристики и разработки модели технологии выставочной деятельности музеев теоретически значимыми стали труды учёных, занимающихся исследованием различных направлений музейной работы: научное и художественное проектирование экспозиций (Й. Бенеш, М.Б. Гнедовский, Е.А. Роземблюм, М.Е. Каулен, М.А. Коник, P.P. Клике, А.И. Михайловская и др.); менеджмент и маркетинг (О.Р. Даршт, В.Ю. Дукельский, Е.Б. Медведева, Н.Н. Павлова); музейная педагогика (Е.Н. Мастеница, Т.Н. Панкратова, Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич и др.).
Несмотря на все предпосылки, выставочная деятельность музея не рассматривалась как отраслевая социокультурная технология. Исследования технологии выставочной деятельности преимущественно ограничены описанием прошлого и современного опыта создания выставок в статьях теоретиков и практиков музейного дела. Существующие на сегодняшний день исследования по данной проблеме нуждаются в обобщении, систематизации и дальнейшем развитии. Отсутствие комплексной модели технологии выставочной деятельности, неразработанность терминологического аппарата, практическая значимость и актуальность вопросов повышения эффективности выставочной деятельности музеев при формировании социокультурной среды региона определили выбор темы диссертации, её цели и задачи.
Объектом исследованияявился технологический процесс выставочной деятельности музеев.
Предметом исследованиявыступает выставочная деятельность музеев как фактор формирования социально-культурной среды региона.
Цель исследования- выявление системообразующих основ современной модели технологии выставочной деятельности музеев как фактора формирования социально-культурной среды региона.
Гипотеза исследования.Эффективность выставочной деятельности музеев как фактора формирования социально-культурной среды региона будет выше, если при разработке её технологии:
1) учитываются принципы и методы разработки социокультурных проектов и программ;
2) технология выставочной деятельности рассматривается как сложная система в единстве управленческой, маркетинговой, экспозиционной и образовательно-развлекательной деятельности;
3) определены факторы эффективности выставочной деятельности музеев.
Задачи исследования:
- выявить методологические основания, определяющие понимание вы
ставочной деятельности музеев как системы, уточнить понятия «музейная
выставка», «выставочная деятельность музея»;
- исследовать выставочную деятельность музеев в процессе формирования социально-культурной среды региона;
- дать характеристику и разработать структурно-функциональную модель технологии выставочной деятельности музеев как фактора формирования социально-культурной среды региона, уточнить понятие «технология выставочной деятельности»;
- проанализировать степень реализации модели технологии выставочной деятельности в региональном музее (на примере Государственного художественного музея Алтайского края);
- провести анализ эффективности технологии выставочной деятельности музеев;
-разработать методические рекомендации по внедрению модели технологии выставочной деятельности в процессе разработки выставочных проектов и программ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- на общефилософском уровне: системный подход, основу которого составляют идеи системности, целостности, структурности, организации, управления, универсальности и многообразия форм связи общественных явлений и процессов (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Л. Берталанфи, Э.М. Мирский, В.Н. Садовский, B.C. Тюхтин); социокультурный подход, предполагающий понимание общества как социокультурной системы (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Н.И. Лапин, Б.Г. Мосалёв и т.д.);
- на общенаучном уровне: принятая в философии, культурологии и педагогике (С.Н. Иконникова, В.Т. Пуляев, Э.В. Соколов и др.) концепция, исходящая из того, что в центре любых общественных процессов всегда остается человек, закономерности его жизнедеятельности и развития; концепция культурной коммуникации, согласно которой музейный посетитель выступает как субъект и равноправный участник коммуникации (М.Б. Гнедов-ский, В.Ю. Дукельский, Д. Камерон, Н.А. Никишин, Т.П. Поляков и др.).
- на конкретно-научном уровне: труды учёных, посвященные проблемам социально-культурной деятельности, социальной педагогики, теоретической и прикладной культурологии, связанным с приобщением человека к историко-культурному наследию (М.А. Ариарский, А.И. Арнольдов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.В. Серёгин, А.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, Т.Т. Фисюк и др.).
Юридически-правовые предпосылки анализа содержатся в Федеральном законе «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.).
Методы исследования:автор решает поставленные цели и задачи, опираясь на общенаучные методы познания: обобщение и систематизация, сравнение, сопоставление теоретических данных, системный подход (ана-
лиз), сравнительно-исторический метод, построение научных теорий и гипотез, социокультурное моделирование; методы социологического исследования: анкетирование, наблюдение, контент-анализ документов, опытно-экспериментальная работа.
Эмпирическую основу исследованиясоставляет опыт выставочной деятельности региональных музеев России. Источниковая база исследования включает в себя материалы музейных сайтов в Интернете, публикации музейных работников в сборниках научных трудов, содержащие новейшую информацию о выставках, мероприятиях и конкурсных проектах в российских музеях. Опытно-экспериментальной базой исследования является Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК). Анализ его статистических, научно-методических и архивных документов позволил получить конкретный эмпирический материал. Значительное место заняли социологические исследования и их последующая обработка. В процессе изучения музейной аудитории было опрошено 429 человек.
Организация и этапы исследования.Настоящее исследование включало поисково-констатирующий эксперимент, ставящий целью разработку и апробацию наиболее эффективной модели технологии выставочной деятельности музеев как фактора формирования социально-культурной среды региона. Исследование проводилось с 2002 г. по 2006 г. в три этапа.
На первом, организационном этапе (2002-2003 гг.), осуществлён анализ философской, культурологической, педагогической литературы по теме исследования; определена проблема, цель, основные задачи, объект и предмет исследования; выдвинута рабочая гипотеза; осмыслены теоретико-методологические основы и направления опытно-экспериментальной работы.
На втором, формирующем этапе (2003-2005 гг.), исследовано современное состояние и развитие выставочной деятельности российских музеев; проанализировано значение выставок и рассмотрена практика формирования социально-культурной среды региона в процессе выставочной деятельности музеев; определены системообразующие основы, разработана и апробирова-
на модель технологии выставочной деятельности; проведено социологическое исследование интересов и потребностей музейной аудитории Алтайского края. На основании всестороннего системного анализа опыта работы Государственного художественного музея Алтайского края определены факторы эффективности технологии выставочной деятельности.
На третьем, обобщающем этапе (2005-2006 гг.), подведены итоги результатов исследования; сформулированы выводы и практические рекомендации.
Научная новизна исследованиязаключается в том, что:
- выставочная деятельность исследована как сложная, развивающаяся
подсистема музея, определены её элементы, целевое функциональное назна
чение и место в структуре музея. В соответствии с целями исследования и
современным состоянием выставочной деятельности уточнены понятия «му
зейная выставка», «выставочная деятельность музея»;
- определено современное значение музейных выставок как педагоги
чески целесообразного компонента и фактора формирования социально-
культурной среды региона;
- теоретически обоснована и разработана структурно-функциональная модель технологии выставочной деятельности музея как фактора формирования социально-культурной среды региона, которая рассматривается в единстве структурных компонентов: подсистемы управления и маркетинга, экспозиционной и образовательно-развлекательной подсистем. Уточнена дефиниция «технология выставочной деятельности»;
- рассмотрены критерии оценки, выделены и систематизированы основные и дополнительные факторы эффективности технологии выставочной деятельности;
- проанализирована степень реализации модели технологии выставоч
ной деятельности в региональном музее (на примере Государственного ху
дожественного музея Алтайского края), сформулированы методические ре-
комендации по её внедрению в процессе организации выставок, разработки выставочных проектов и программ.
Теоретическая значимостьисследования определяется тем, что научно обоснованы системообразующие основы технологии выставочной деятельности музеев как фактора формирования социально-культурной среды региона в процессе реализации педагогически и социально значимых функций музея.
Практическая значимостьисследования заключается в том, что основные положения и выводы, полученные в процессе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций и могут быть использованы:
- в разработке выставочных проектов и программ, повышении эффек
тивности деятельности музеев, галерей и других социально-культурных ин
ститутов осуществляющих выставочную практику;
- в содержании учебных курсов «Технологические основы социально-
культурной деятельности», «Управление в сфере культуры», «Музейный ме
неджмент», «Технологии выставочной деятельности», «Организация выста
вочной работы» идр.
Достоверность и обоснованность результатов исследованияобусловлены чёткостью методологических позиций; системным подходом к изучению предмета исследования, а также совокупностью вышеперечисленных методов исследования соответствующих его цели и задачам; репрезентативностью выборки исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1.Современная выставочная деятельность региональных музеев представляет собой сложную развивающуюся систему, имеющую в основе самостоятельную, отличную от других видов деятельности технологию.
2. Выставочная деятельность музеев является фактором формирования социально-культурной среды региона, обеспечивающим сохранение, наращивание культурного потенциала и динамику социально-культурных процессов региона.
3. Музейные выставки выступают в качестве педагогически значимой составляющей социально-культурной среды региона, как среда социализации, инкультурации и индивидуализации личности.
4. Наиболее эффективная модель технологии выставочной деятельности предполагает единство структурных компонентов: управления и маркетинга, экспозиционной работы и образовательно-развлекательной деятельности.
Апробация результатов исследования.Основные положения исследования докладывались на заседании кафедры «Социально-культурной деятельности» в Алтайской государственной академии культуры и искусств, на международной научно-практической конференции «Социально-культурные туристские ресурсы Алтайского региона: проблемы и перспективы использования» (Барнаул, 2004 г.), IX всероссийской научно-практической конференции (посвященной памяти Л.И. Снитко, Барнаул, 2004 г.), межрегиональных конференциях: «Музей. Коллекция. Зритель» (Барнаул, 2002 г.), «Мельни-ковские чтения» (Новосибирск, 2005 г.), научно-практическом семинаре «Музей и дети» (Барнаул, 2000 г.).
Результаты социологического опроса музейной аудитории, выводы и рекомендации диссертационного исследования используются в процессе планирования и организации выставок, массовых мероприятий, образовательных программ Государственного художественного музея Алтайского края, музея милиции Культурного центра при Государственном управлении внутренних дел Алтайского края; при разработке и реализации социально значимых акций и проектов в Алтайской краевой общественной организации инвалидов-колясочников «Преодоление».
Исследование осуществлялось в рамках комплексной темы Алтайской государственной академии культуры и искусств «Развитие социокультурных процессов в регионе».
Характеристика источников.Для решения поставленных задач привлекались различные группы источников. Прежде всего, это источники, хранящиеся в архиве Государственного художественного музея Алтайского
ш края. Большую часть из них составляют отчёты по выставкам, проходившим
в музее (Ф.2), включающие сводные отчёты по каждой выставке, отзывы посетителей, информационный материал, полиграфическую продукцию, статейные публикации о выставках в региональных изданиях «Алтайская правда», «Свободный курс», «Молодёжь Алтая», «Вечерний Барнаул».
Вторую группу составляют неопубликованные источники текущего архива Государственного художественного музея Алтайского края. Преимущественно это ежегодные планы и отчёты музея, содержащие полную инфор-мацию обо всех направлениях музейной работы, в том числе и выставочной деятельности, общей посещаемости музея и посещаемости конкретных выставок, социальном и демографическом составе посетителей и т.д. Кроме того, были использованы многочисленные справки о работе музея, перспективные планы, научные концепции музейных проектов.
Третью группу источников составили статистические документы, хра
нящиеся в текущем архиве научно - просветительского отдела ГХМАК. В
ф эту группу вошли книги учёта массовых мероприятий и экскурсионного об-
служивания, ежемесячные цифровые отчёты по посещаемости музея.
В качестве самостоятельной группы источников могут быть выделены материалы музейных сайтов, в т.ч. Интернет - сайта «Музеи России», публикации музейных работников в сборниках научных трудов, содержащие новейшую информацию о выставках и проектах в российских музеях.
Структура диссертации.Работа состоит из введения, двух глав, за
ключения, списка источников и литературы из 241 наименования, приложе-
* ний. Общий объём работы 198 страниц.
•
Выставочная деятельность музеев региональных музеев нашей страны отличается разнообразием и сложностью технологического процесса. Для исследований образований различной сложности в науке успешно используется
I системный подход, базирующийся на идеях системности, целостности,
v- структурности, организации, управления, универсальности и многообразия
форм связи. Системность - одна из важных характеристик, параметров объективного мира и, прежде всего, мира социального, специфическое их измерение.
Методология познания сложных объектов разрабатывалась В.Г. Афанасьевым, И.В. Блаубергом, А.А. Малиновским, Э.М. Мирским, В.Н. Садовским, Э.Г. Юдиным и др. Системный подход, направление методологии спе-
^ циально-научного познания и социальной практики, основу которого состав-
ляет исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Он ориентирован на раскрытии целостности объекта и обеспечения его механизмов, на выявление многообразных типов связи сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину.
Системный подход не существует в виде строгих методологических концепций. Он выполняет свои эвристические функции, оставаясь совокуп-
• ностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соот-
ветственном ориентировании конкретных исследований. Понятие и принципы системного подхода выявляют широкую познавательную реальность, а из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объектов следует, что сложный объект допускает несколько видов структур.
Основными понятиями системного подхода являются структура, система и элемент. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом и взаимоопределяются друг через друга.
Единого понимания системы до сих пор не выработано. В литературе существует множество определений этого термина, каждое из которых ориентировано на ту или иную область знаний. Л. Берталанфи [11] дал весьма краткое определение: «Система есть комплекс взаимодействующих элементов», из которого следуют два главных признака системы:
1) система состоит из дробных частей (элементов);
2) эти элементы представляют собой не случайную совокупность, соседство, а каким-то образом между собой взаимодействуют, т.е. между ними существуют определенные связи.
Более развёрнутое определение даёт B.C. Тюхтин: «система есть множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношениям, обладающее вполне определенными свойствами; это множество характеризуется единством, которое выражается в интегральных свойствах и функциях множества» [198, с.296]. Важным дополнением к этому определению является замечание, что любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка (надсистемы), а ее элементы, в свою очередь, обычно выступают в роли систем более низкого порядка (подсистем).
Чрезвычайно многообразные определения понятия «система» обстоятельно проанализированы В.Н. Садовским [162]. Универсальным является определение системы как «формы представления предмета научного познания» данное Е.Б. Агошковой и Б.В. Ахлибинским [1].
Система, являясь идеализацией, может быть вычленена из вещей только мысленным абстрагированием. Значит, на одном фактическом материале, описывающем заданное множество объектов, может быть сконструировано сколь угодно много систем. Различия между ними обусловлены тем, что каждая из систем моделирует тот или иной важный для исследователя аспект
изучаемого набора объектов. Эта неоднозначность исчезает, если исследователь соответствующим образом конкретизирует преследуемую им цель. Определенность цели означает определенность свойств совокупности объектов системы. Эти свойства должны быть учтены в конструируемой модели системы.
Элемент - структурная единица системы, предел членения в рамках данного качества системы, он не состоит из компонентов и представляет собой нерасчленимый далее элементарный носитель именно этого качества. Элемент неделим не вообще, а только в рамках данного качества. Структура -внутренняя организация системы, специфический способ взаимосвязи образующих ее элементов. «Ее можно понимать и как особую упорядоченность элементов системы» [8, с. 108].
Для элементов системы допустимы не любые, а лишь конкретные взаимоотношения - «системообразующие связи». Связи выбираются таким образом, чтобы обеспечить выделение системы с наперед заданным системным качеством, характер которого регулируется смыслом стоящей перед исследователем проблемы. Как отмечают И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин, «...любое системное исследование должно фиксировать хотя бы некоторые характерные особенности системного объекта. Эти особенности и определяют принципы системного исследования» [13, с. 61-63].
Их взгляды дают хорошее основание для определения признаков целостной системы, аспектов системного подхода. В своём исследовании мы будем руководствоваться принципами, сформулированными вышеназванными авторами:
1. Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Из этого представления естественно вытекают два вывода: во-первых, система может быть понята как нечто целостное лишь в том случае, если она в качестве системы противостоит своему окружению - среде. Во-вторых, расчленение системы приводит к понятию элемента - единицы, свойства и функции которой определяются
ее местом в рамках целого, причем эти свойства и функции являются в известных пределах взаимоопределимыми со свойствами целого (т. е. свойства целого не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов и наоборот).
2. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Это понятие употребляется практически в любом системном исследовании.
3. Совокупность связей и их типологическая характеристика приводят к понятиям структуры и организации системы.
4. В свою очередь структура системы может характеризоваться как по «горизонтали», так и по «вертикали». «Вертикальная» структура приводит к понятию уровней системы и иерархии этих уровней.
5. Специфическим способом регулирования многоуровневой иерархии является управление.
6. Наличие управления делает необходимой постановку при исследовании некоторых систем (тех, которые располагают собственным «органом» управления) проблемы, цели и целесообразного характера их поведения. При этом понятие цели истолковывается не в традиционно-телеологическом, а в современном смысле, приданном ему кибернетикой.
7. В связи с управлением и целесообразным характером поведения систем во многих случаях возникает проблема соотношения функционирования и развития системы, поиска соответствующих «механизмов» и построения единой картины объекта, в которой были бы учтены как синхронный, так и диахронный его «срезы».
Однако системное описание будет не полным, без учёта информационного аспекта системы. В.Г. Афанасьев определяет информацию как «способ связи компонентов системы друг с другом, каждого из компонентов с системой в целом, а системы в целом со средой» [8, с. 37].
Исходя из вышеназванных принципов системное рассмотрение выставочной деятельности музея, в первую очередь требует осмысления её места,
роли, становлении и развитии в метасистеме, каковым выступает музей. Для этого следует раскрыть понятия «музей», «выставочная деятельность музея» и «музейная выставка».
Необходимо уточнить, что в данной диссертации мы будем придерживаться теоретико-методологического подхода предполагающего понимание общества как социокультурной системы (социокультурный подход), развитого в трудах В.Е. Давидовича, И.Е. Дискина, Ю.А. Жданова, М.С. Кагана, Н.И. Лапина, Б.Г. Мосалёва и др.
Как отмечает М.С. Каган, широкое хождение бинарного понятия «социокультурный», «свидетельствует о назревшей потребности наук, изучающих общество, включить культуру в сферу своих теоретических интересов, и вряд ли можно сомневаться в том, что теория культуры должна пойти им навстречу, сделав предметами специального рассмотрения не только все конкретные социокультурные образования, но и саму возможность и необходимость скрещения культуры и общества» [54].
В.Е. Давидович и Ю.А. Жданов пишут о том, что культура «разлита во всей социальности» и «вплетена в общественную жизнь» [31, с. 106].
Н.И. Лапин считает, что специфика социокультурного подхода состоит в том, что он интегрирует три измерения человеческого бытия (тип соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности) именно как фундаментальные, каждое из которых не сводится к другим и не выводится из них, но при этом все они взаимосвязаны и влияют друг на друга как важнейшие составляющие человеческих общностей» [81, с. 3].
Б.Г. Мосалёв так же указывает, что социально-культурное взаимодействие предполагает наличие некоего целостного «события», возникающего между индивидами, их группами, оказывающего влияние на становление личности [103, с. 10].
Музей как социально-культурный институт рассматривается М.А. Ари-арским, Б.С. Ерасовым, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильниковым, О.В. Первушиной, А.В. Соколовым, Л.М. Шляхтиной и др. А.В. Соколов, определяет
к' социокультурные институты как «формальные или неформальные институ-
ты, которые обеспечивают осуществление формальной или неформальной культурной деятельности» [171, с. 73].
Подходы к классификации социокультурных институтов несколько
различаются. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников рассматривают музеи как
«научно-просветительские учреждения, занимающиеся сбором, комплекто
ванием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников
истории, материальной и духовной культуры» [62, с. 95].
# М.А. Ариарский так же относит музеи к научно - просветительским
учреждениям..О.В. Первушина определяет музеи одновременно как научно -исследовательские и научно-просветительские учреждения. А.В. Соколов классифицирует музеи как социально-коммуникационные институты, в которых заняты профессиональные социокультурные работники.
В Российской музейной энциклопедии даётся следующее определение:
«Музей - исторически обусловленный многофункциональный институт со-
' циальной памяти, посредством которого реализуется общественная потреб-
ность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, - музейных предметов» [156, с. 388].
Всё многообразие современных подходов к осмыслению музея представлено в виде комплекса модификаций двух принципиально различных направлений в исследовании музея: 1) институционального (М.А. Ариарский, <щ Б.С. Ерасов, Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников, Н.В. Нагорский, О.В. Первушина, А.В. Соколов, Л.М. Шляхтина и др.) и 2) феноменологического (основы этого направления были заложены в работах русского философа Н.Ф. Федорова и развиты в работах современных исследователей Т.А. Алёшиной, К.В. Алякиной, М.Б. Гнедовского, М.С. Кагана, А.Л.Филатовой и др.). Институциональное направление базируется на трактовке музея, как социально-^ го (социокультурного) института, призванного осуществлять определённый
набор социальных функций, реализация которых позволяет воздействовать на музейную аудиторию в требуемом направлении. Феноменологическое направление выстраивается на определении принципиальных теоретических основ процесса, реализуемого музеем как социально-культурным феноменом, безотносительно к конкретным социальным потребностям (образовательным, воспитательным, рекреационным и другим), которые учитываются лишь в обобщённом виде.
В данном исследовании мы будем рассматривать музей как социокультурный институт. В настоящее время государственная трактовка понятия музей и его функций утверждена в 1996 году Федеральным Законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ст. 3 и ст. 27): «Музей некоммерческая организация культуры, созданная собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций».
Целями музея являются: -хранение музейных предметов и музейных коллекций, обеспечивая физическую сохранность и безопасность;
-выявление и собирание, а также ведение учетного документирования; -использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производственных целях; -публикации музейных предметов и коллекций и осуществление просветительской деятельности.
Разнообразная трактовка понятия «музей», изменение его статуса в общественной жизни в различные исторические периоды, его институциональная и феноменологическая специфика, привели к пониманию музея как сложной социальной системы, имеющей свою морфологию, функции, динамику. Рассмотрение музея в свете системных представлений осуществлялось В.М. Ковригиной, Н.В. Нагорским, СВ. Пшеничной, О.Н. Труевцевой и др.
Большинство авторов, рассматривающих музей как систему, придерживаются феноменологического подхода. Исходя из данных исследований,
музей является организационной системой, а так же искусственной системой, сконструированной человеком для удовлетворения его социальных потребностей, целенаправленной, адаптивной системой. Ее целенаправленность детерминирована необходимостью удовлетворения достаточно определенного круга потребностей.
В качестве основной функции музея как системы выделяют сохранение социальной памяти; поиск, отбор, классификацию, реставрацию, хранение, экспонирование музейных ценностей и их эффективное использование в духовной жизни общества; генерирование, хранение и распространение специфической «музейной» информации. Однако, выделяя в качестве основной функции музея сохранение социальной памяти, упускается его коммуникативная сущность. Так как музей не просто место хранения коллекций, но и социокультурный институт, обеспечивающий распространение культурных ценностей.
Такие функции как поиск, отбор, классификация, реставрация, экспонирование и т.д. по логике системного исследования следует относить к функциям подсистем музея, реализуемых по отношению к системе в целом и обеспечивающих выполнение его главной функции. В качестве основной функции музея как системы мы предлагаем рассматривать передачу культурных ценностей во времени (хранение) и в пространстве (распространение).
Поскольку деятельность музея есть деятельность социокультурная, то в качестве метасистемы по отношению к музею целесообразно рассматривать социокультурную систему. Под социокультурной системой мы будем понимать «исторически сложившуюся совокупность субъектов (творцов и пользователей культурных ценностей), учреждений, средств и методов, служащих для осуществления социально-культурной деятельности» [171, с. 19]. Таким образом, мы будем рассматривать музей как открытую, саморазвивающуюся коммуникативную систему.
Музей является элементом социокультурной системы, взаимодействующим в этом качестве с другими подсистемами и, обеспечивающим обще-
ственное назначение метасистемы - осуществление социокультурной деятельности, Сущностные функции которой соответствуют операциям: созидание, хранение, распространение культурных ценностей.
Музей в процессе исторического развития продемонстрировал способность изменять и корректировать свою структуру, формируя «структурно-функциональную конструкцию», способствующую наиболее эффективному функционированию музея в изменившихся условиях среды. При этом, музей неизменно сохраняет свою качественную определённость и целостность как специфической коммуникативной системы.
Изменение структуры является закономерным для развивающейся системы. Согласно общей теории систем, система в процессе своего существования проходит стадии возникновения, развития, зрелости (целостности) и преобразования. Преобразование системы, есть ничто иное, как реакция на изменение социокультурной среды. Оно может отражать конечный этап в развитии системы, если она не реагирует на внешние факторы, прекращается рост и изменение составляющих систему элементов.
Декомпозиция системы определяется как объективными, так и субъективными факторами (в частности целями исследования). Этим объясняется многообразие подходов в системно- структурном анализе музея.
Для Того, чтобы определить место и современное значение выставочной деятельности в метасистеме, которой выступает музей, необходимо раскрыть понятия «музейная выставка» и «выставочная деятельность», выделить её специфику и функциональное назначение.
Выставочной деятельности музеев и её технологии на сегодняшний день не посвящена ни одна монографическая работа. Материал, накопленный по данной теме, составляют статейные публикации, разделы (или часть раздела) учебных пособий и практических книг по музееведению, каталоги выставок, электронные публикации. В отечественной и зарубежной литературе проработаны отдельные аспекты данной проблемы.
В конце XIX века русский философ Н.Ф. Фёдоров в своих сочинениях обращается к проблемам музея, при этом акцентирует внимание и на выставке в своей статье «Выставка 1889 г.». В его трудах выставка исследуется с философских позиций как «произведение гуманизма» [200] и «полное выражение прогресса» [201].
В 20-30 годы XX века о музейной выставке писали немного, при этом она рассматривалась в контексте политико-просветительной работы как второстепенная форма экспозиции, либо выставками называли все экспозиции музея (в том числе и стационарные). В 1950-60-е годы разграничение между выставкой и постоянной экспозицией становится всё более заметно, отмечается что выставки «коренным образом отличаются от стационарной экспозиции», однако организацию временных выставок относили к массово - просветительной работе [128].
Наибольшее количество публикаций, посвященных данной форме музейное работы появляется в 1970-1990-е гг. Выставка рассматривается в контексте общей экспозиционной, научно-просветительной работы музея, существенно не отличающейся от постоянной музейной экспозиции, либо как инструмент её модернизации. Преимущественно уделяется внимание отдельным аспектам и проблемам архитектурно - художественного решения выставочных экспозиций.
К теме музейной выставки в своих статьях обращались А.Б. Закс [45], М.Б. Гнедовский [26], М.А. Коник [68], P.P. Клике [63], А.И. Михайловская [102], М.Т.-Майстровская [89], Н. С. Николаева [118], Ю.П. Пищулин [135], Е.А. Роземблюм [154] и др. Ряд авторов, таких как И.М. Кантор [58], А.З. Крейн [73], Т.П. Поляков [139] рассматривают внутримузейные функции выставок. Исторический аспект выставочной деятельности исследовали в контексте развития музея и музейной экспозиции А.Б. Закс [45], С.А. Каспарин-ская [59], Н.В. Мазный [58], М.Т. Майстровская [88], Т.А. Пархоменко [132], О.Н. Труевцева [192] и др.
Накопленный материал исследования выставки как феномена, её исторического развития, функций, а так же классификации временных экспозиций был обобщён в 1997 году в монографии «Музейная выставка: история, проблемы, перспективы» [86], основой которой послужила диссертация Н.В. Мазного «Выставка как универсальная форма экспозиционной деятельности отечественных музеев» [85]. В данной работе музейная выставка рассматривается как «универсальная форма экспозиционной деятельности, способная осуществлять помимо своих собственных, ещё и специфические функции основной экспозиции музея». Феноменологический подход к анализу выставки подводит Н.В. Мазного к выводу о том, что нет чётких различий между постоянной и временной экспозицией музея.
Однако интересующая нас проблема технологии выставочной деятельности в данных работах не исследовалась. При этом уже в 70-х годах появляются публикации, в том числе сборник «Выставочная деятельность музеев и картинных галерей» [27], описывающие опыт выставочной деятельности и указывающие на особые функции, значение и технологию данного направления музейной работы. В это же время, появляются работы, раскрывающие общую методику организации выставок [151].
В 1980-е гг. И.М. Коссова в своих трудах [69, 70], уже однозначно указывает на то, что необходимо очертить всю систему выставочной работы, применять научный, всесторонний подход при разработке её тематики с опорой на чёткую научную концепцию музея и учётом научных достижений смежных дисциплин, социально-экономического и культурного развития региона и т.д. Можно говорить о том, что в отечественной музееведческой литературе это единственный автор, который рассматривал выставочную деятельность в данном ключе. В дальнейшем эта проблема не была развита в трудах исследователей нашей страны. В это же время формулируются понятия «выставочная работа» и «выставочная деятельность» музея.
В 1980-1990 гг. в трудах учёных посвященных проблемам социальной педагогике, прикладной культурологи, социально - культурной деятельности
начинает активно разрабатывать технологический аспект приобщения человека к историко-культурному наследию. В середине 1990 гг. и начале третьего тысячелетия технологии организации форм социально-культурной деятельности, отраслевые технологии социально-культурной сферы, в т.ч. и технологии социокультурного проектирования и программирования обстоятельно исследованы в работах Г.М. Бирженюка [94], СБ. Брижатовой [16], А.Д Жаркова [44], С.Э. Зуева [48], В.Н. Иванова [49], Т.Г. Киселевой [62], Ю.Д. Красильникова [62], В.И. Курбатова [78], О.В. Курбатовой [78], Э.С. Марка-ряна [93], Э.А. Орловой [125], А.П. Маркова [94], В.В. Туева [196], В.М. Чижикова [210] и др. Сформулировано понятие «технология» применительно к социально-культурной сфере, раскрыто её значение, основные признаки и методики формирования различных видов социально-культурных технологий.
В 1990-е гг. развитие отечественного музееведения связано с анализом процесса внедрения в музейное дело новых технологий, в том числе и организационно-управленческих. В конце 1990-х начале 2000 гг. появляются статьи, описывающие практический опыт выставочной деятельности российских региональных музеев, где процесс планирования и организации выставок рассматривается как самостоятельное и наиболее значимое направление музейной деятельности, имеющую в основе отличную от других видов музейной работы (в том числе и работы по созданию стационарных экспозиций) технологию. Описывается опыт внедрения в практику выставочной деятельности проектно-программного метода работы. Различным проблемам и аспектам выставочной деятельности посвящены статьи Н.В. Гавриловой, Е.И. Ружниковой, Л.Н. Макаровой, Л.И. Полыпиковой и др.
Параллельно с конца 1980-х гг. увеличивается количество публикаций раскрывающих методику организации временных выставок и создания выставочных проектов (Е.О. Торопова, В.Ю. Дукельский). Необходимо отметить, что технологический аспект выставочной деятельности, основывающийся на программно - проектном методе наиболее развит в зарубежной ли-
' ^ тературе (Де Бари М.-О., М. Драгичевич-Шешич, Б.Г. Лорд, Д. Лорд). В отечественных исследованиях получает наибольшее распространение художественное проектирование экспозиций (Т.П. Поляков, Е.А. Роземблюм, М.А. Коник, А.П.Ермолаев, Т.О. Шулика и др.).
Несмотря на предпосылки, выставочная деятельность как отраслевая технология социально-культурной деятельности не рассматривается. В обновлённом справочном издании «Российская музейная энциклопедия», понятие «выставочная деятельность музея», вообще отсутствует. Вместе с тем на-
V* зрела необходимость обобщения опыта выставочной деятельности и опреде-
ления теоретико-методологических оснований разработки её технологии. С этой целью, прежде всего, необходимо вернутся к понятию «музейная выставка» и рассмотреть её соотношение с понятием «музейная экспозиция», функции и современное значение.
Исходя из этимологии понятия «экспозиция» [лат. Expositio - изложение, описание], одно из значений которого - выставка произведений искусст-ва, музейных экспонатов и т. п. [169, с. 423], понятия «выставка» и «экспозиция» являются равнозначными.
Н.В. Мазный рассматривает выставку как феномен практически безотносительно к современной выставочной деятельности. Ряд аргументов был приведён исходя из выставочной практики начала и середины XX века. С этих позиций понятия «музейная выставка» и «музейная выставка» рассматриваются как равнозначные. Мы же будем придерживаться институционального подхода, согласно которому выставка выступает, прежде всего, как v« форма социокультурной деятельности, и рассматривать технологический аспект выставочной деятельности.
Уже в конце 1970-х годов А.З. Крейн отмечал: «Любой музей, если он хочет быть живым, не может обойтись лишь стационарной экспозицией. Даже если она удачна, если она пополняется, если в ней устраиваются «вернисажи» новых экспонатов» [73, с. 112].
Современное значение выставки, исходя из практики создания музейных выставок и технологии выставочной деятельности, диктует различие выставки и постоянной экспозиции. Соглашаясь с Н.В. Мазным в том, что содержательный (проблемно-тематический) и ценностный аспект не является критерием различия постоянной и временной экспозиции музея, всё же отметим, что по другим характеристикам эти две формы нетождественны. Далее рассмотрим различные дефиниции музейной выставки.
В словаре «Музейные термины», дано определение: «выставка музейная - временная музейная экспозиция, посвященная актуальной теме и построенная на музейных материалах» [186, с. 48].
Выставка музейная, согласно Российской музейной энциклопедии, «экспозиция музейная, имеющая временный характер. Расширяет возможности коммуникации музейной. Часто выставки музейные используют музейные предметы, не подлежащие длительному пребыванию вне фондовых помещений (акварели, письменные источники, уникальные вещи и т.п.), материалы, взятые на время из других музеев, частных собраний, хранилищ [157, с. 123].
В монографии «Основы советского музееведения» выставка вообще не •• относится к экспозиционной деятельности музея и рассматривается как «важный вид политико-просветительной работы музея» в главе «Массовая работа» [128].
В Федеральном законе «О музейном фонде Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996г.) отмечается, что выставка относится к публикациям, «предполагающим все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций, путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей» [143, с. 13].
И.М Коссова рассматривает выставки как «наиболее гибкое, мобильное и демократичное направление экспозиционной деятельности музеев» [69, с.62].
Как видно из определений, музейная выставка чаще всего рассматривается как временная экспозиция. Необходимо уточнить, что же понимается под постоянной экспозицией и только лишь временной аспект является отличительным признаком.
Относительно понятия «музейная экспозиция» мнения исследователей схожи. Однако, отмечается тенденция к его расширению, что собственно является закономерным. Музейную экспозицию определяли как «совокупность музейных предметов, подобранных по определенной системе для обозрения» [102, с. 4], затем как «часть музейного собрания, выставленную для обозрения» [186, с. 132], или «демонстрацию музейных предметов в соответствии с научной концепцией и поставленной темой» [72, с. 128].
Из сравнения понятий «музейная выставка» и «музейная экспозиция» мы выносим три очевидных отличия постоянной и временной экспозиции: временный характер, требования к выбору темы (актуальность) и более широкое использование средств (понятие «музейный предмет» изменяется на «музейные материалы»).
Первоначально из всех признаков музейной выставки, рассмотрим её временный характер. Этот момент был отмечен и развит Н.В. Мазным. Автор однозначно отвергает термин постоянная, применительно к музейной экспозиции, аргументируя это тем, что постоянная экспозиция модернизируется и, соглашаясь- с тем, что выставки устраиваются на более короткие сроки, рассматривает их как относительно временные, стирая различия между постоянной экспозицией музея и музейной выставкой.
Неоднозначна в этом вопросе позиция М.Т. Майстровской и О.Б. Ма-линковской. Отмечая, что неизменность музейной и выставочной экспозиций - иллюзия, авторы фактически переносят все особенности музейной выставки на постоянную экспозицию. Однако, выделяют в качестве существенных характеристик выставки её уникальность и неповторимость, утверждая, что она даже теоретически никогда не будет повторена в том же объеме, на основании той же концепции, или же в том же архитектурном пространстве [91, с. 177].'
Как видно из вышеизложенного временное отличие выставки всё же присутствует, однако в скрытом или явном подтексте имеют место понятия «относительно постоянная» либо «относительно временная». Действительно временная выставка может стать постоянной, а постоянная экспозиция модернизироваться, либо в силу определённых обстоятельств совсем исчезнуть. Более того, постоянная экспозиция может стать на определённый срок выставкой другого учреждения. Тому есть множество примеров: обменные выставки, вынужденная эвакуация экспозиции, различные передвижные выставочные проекты и т.д. В данных случаях музейная экспозиция на время теряет не только свою первоначальную форму, но и свою стационарность. Это указывает, прежде всего, на способность постоянной экспозиции переходить из одного качества в другое, т. е. трансформироваться в выставку. Если же всерьёз задуматься о понятии относительности, то нам придётся вернуться к теории Эйнштейна и с этих позиций подвергнуть сомнению постоянство самого музея и всего Бытия.
Понятие временности указывает на первоначальный замысел выставки. Если при планировании выставки сроки её проведения заранее ограничены, то выставку считают временной. Сроки могут быть продлены, в тот момент, когда они становятся неопределёнными, выставка переходит в разряд постоянной экспозиции. Итак, одно из отличий музейной выставки всё же является её временность, второе - не привязанность к самому музею, так как выставки могут быть и передвижными, постоянная же экспозиция в этом случае трансформируется в выставку. Эта особенность выставок была обозначена Н.В. Мазным, как кинетические возможности выставки.
В характеристики выставок данной М.Т. Майстровской, совершенно чётко прослеживается ещё одна отличительная черта временной экспозиции от постоянной: разная степень активности художественного языка. Автор пишет о том, что выставка есть форма музейного эксперимента, поиска собственного стиля, который в дальнейшем становится основой постоянной экспозиции [87, с. 301.
Н.В. Мазный оспаривает эту точку зрения, приводя в пример не менее экспериментальные стационарные музейные экспозиции, но в то же время, в качестве основной собственной функции выставки выделяет то, что выставка становится неизбежным инструментом модернизации основной экспозиции, отмечая, что характер выставки меняется, поскольку постоянная экспозиция может вообще отсутствовать.
Не углубляясь в этот спорный вопрос, мы примем точку зрения М.Т. Майстровской, которая основательно рассмотрела все направления и развитие экспозиционного дизайна в своей докторской диссертации [88].
На наш взгляд, этот момент тесно связан с ещё одной отличительной характеристикой временной экспозиции - более широкий выбор экспонируемых материалов. Указание на это мы уже встречали в словаре музейные термины [186] и Российской музейной энциклопедии [157]. В сборнике научных трудов, посвященным выставочной работе [27], отмечается, что выставки должны знакомить население с имеющимися коллекциями и вместе с тем они являются активным способом развития собирательской деятельности, нетрадиционной формой комплектования музейных коллекций, т.е. выставки отличаются разнообразием и не только показывают коллекции музея или музеев, но и задействуют весь внешний экспозиционный фонд.
В учебном пособии «Основы музейного дела» [215] этот момент обозначен несколько чётче. Помимо указания на то, что на выставке могут быть показаны предметы, не подлежащие длительному экспонировании и предметы из других хранилищ, подчёркивается, что главная цель выставки - показать исчерпывающий материал по обозначенной теме, при этом тема может выходить за пределы профиля музея.
Таким образом, на выставках демонстрируются предметы из хранилищ музея - организатора выставки, предметы из коллекций других музеев, предметы из хранилищ других учреждений и частных коллекций. Тот факт, что одни исследователи в качестве основных экспонатов выделяют музейный предмет, а другие расширяют его до музейных материалов, связан, прежде