СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Под термином «качественное исследование» мы подразумеваем любой вид исследования, в котором получение результатов достигается не путем определения количества и обработки данных средствами статистики. Оно предполагает специфичную исследовательскую стратегию со своей логикой и последовательностью действий на всех этапах от формулировки исходных посылок до анализа и интерпретации данных. Качественное исследование может относиться к изучению как истории жизни и поведения индивида, так и деятельности организаций или замкнутого сообщества. Качественный подход как альтернатива позитивизму предлагает другой тип социологии, по иному раскрывающий природу изучаемого ею социального мира. В области теории речь идет о необходимости выработки понятий и построения теоретических схем, сохраняющих взаимно однозначное соответствие с обыденными представлениями действующих индивидов в социальном мире. В области методологии ставятся задачи выработки методов, делающих возможными обнаружение и фиксацию тончайших оттенков субъективных (точнее, интерсубъективных) значений, лежащих в основе человеческой деятельности.
В советской социологии очень долго навязывались монистические принципы. Поэтому и успех, и развитие количественного подхода в социологии, и неприятие ею качественной парадигмы развертывались как звенья одной цепи. Качественный подход в социологии с ее гибкими мягкими методами достаточно насторо-
ft
женно (если не сказать враждебно) воспринималась и воспринимается социологическим сообществом, особенно в нашей стране) [7]. С середины 1990-х годов в России была развернута целая дискуссия по поводу преимуществ качественного подхода, переходящая в настоящие сражения. Его сравнивали с журналистикой, литературой, но не признавали в нем научности. Только к концу 1990-х годов под воздействием контактов с зарубежными коллегами представителей среднего и младшего поколений российских социологов, прошедших через летние школы и стажировки, качественная методология начинает завоевывать признание и в России.
Предпочтение качественным исследованиям может отдаваться по многим причинам. Это и прежний исследовательский опыт, связанный с принадлежностью к той или иной научной дисциплине, например антропологии, этнографии. Сторонники таких философских ориентации, как феноменология, экзистенциализм, также традиционно придерживаются применения качественных методов для сбора и анализа данных. Исследуя мотивы поступков людей и значения, которые они придают действиям, ученый глубже может понять социальное поведение различных общностей. Социология должна быть «понимающей», поскольку действие индивида осмысленно. Другая причина предпочтения заключается в характере исследовательской проблемы. Некоторые области исследования по самой своей сути больше подходят для качественных типов исследования, например, исследование, которое пытается раскрыть природу субъективного опыта, связанного с такими феноменами, как инновации, обращение в сложных жизненных ситуациях к религии или отклоняющееся поведение.
Понимание действия субъекта основывается в качественной парадигме на рассмотрении контекста «биографически определенной» ситуации, всего прошлого жизненного опыта и в связи с его видением будущего. «Любая интерпретация мира основана на предыдущем знакомстве с ним - нашем лично или передаваемом нам родителями и учителями. Этот опыт в форме «наличного знания» выступает как схема, с которой мы соотносим все паши восприятия и переживания» [79, 129-138]. Общество создается благодаря деятельности индивидов, и для того, чтобы понять социальную реальность, нужно выявить способы ее конструирования. Иными словами качественная парадигма направляет нас на особый тип исследований, ориентированных на понимание субъективного мира индивидов и через него на понимание всего социума.
На наш взгляд, очень важно то, чтобы качественная методология в социологии не рассматривалась в качестве противостоящей парадигмы, которая приходит на смену количественной. Обе эти парадигмы прекрасно сосуществуют, дополняя и расширяя друг друга, и именно такой плюралистический подход мы расцениваем как глубокий сдвиг в российской социологии. Количественные и качественные методы «непрерывно переплетаются» не только на определенных уровнях сбора данных, но и на последующих этапах анализа.
Именно содружество качественных методов с количественными может дать наивысший результат при изучении социального мира. Качественные данные можно использовать для иллюстрации или разъяснения результатов, полученных путем определения количественных параметров, либо использовать какую-то форму количественных данных в целях дополнительной валиди-зации результатов, полученных в качественном анализе. Однако здесь возникает немало вопросов. В какой степени комплементарны количественные и качественные подходы? Имеют ли они равный статус? В какой последовательности они сочетаются?
Частичный ответ может быть дан через анализ уже опробиро-ванных и реализуемых на практике способов связывания разных подходов:
1. Многоволновой вариант параллельного использования, получаемый в непрерывных полевых исследованиях. Первая волна опроса общественного мнения может привлекать внимание к определенным аспектам, которые затем более глубоко рассматриваются в полевой работе. Результаты нолевой работы могут вести к пересмотру подхода при проведении второй волны опроса общественного мнения и так далее.
2. Оба вида сбора данных чередуются, начиная с исследовательского полевого этапа, который приводит к развитию инструментария для количественного исследования типа анкетного опроса. Результаты.анкетного опроса, в свою очередь, могут быть углублены в полевом исследовании.
Майлз и Губерман видят возможность сочетания качественного и количественного на трех уровнях [179]:
Первый уровень - «квантификация», где качественная информация может быть либо обсчитана непосредственно (например, подсчитывается количество случаев, когда доктор прерывает пациента во время беседы), либо преобразована в определенные числовые ряды или масштабные величины (в классе этот препо-
даватель использовал несколько инновационных подходов к проведению урока), структуру и содержание которых можно преобразовать в количественные данные.
Второй уровень - сопоставление на уровне редактирования данных различного типа, где качественная информация (например, из глубинного интервью) сравнивается с числовыми данными (например, с данными анкетного опроса, полученными у того же респондента, который давал интервью).
Третий уровень - уровень исследовательского проекта в целом, когда используется мультиметодный подход или в еще более сложных исследованиях, в которых существуют различные комбинации методов социологического исследования: анкетный опрос, эксперимент, кейс стади т.п.
Поэтому не будем впадать в крайности, рассматривая качественный подход в качестве единственного при проведении исследования. Никогда не помешает лишний раз обсудить свою позицию с коллегами. Рассмотрите, может ли ваше исследование извлечь какую-то пользу из количественного аспекта рассмотрения феномена.
Сам же метод кейс стади занимает особое место, так как может использоваться в обеих социологических парадигмах, т.е. в одном и том же исследовательском проекте могут эффективно использоваться оба типа подходов. Однако в большинстве проектов исследователи предпочитают ту или иную форму отчасти по личным предпочтениям, но также вследствие специфики изначальной исследовательской подготовки и характера изучаемых проблем. Опыт показывает, что при комбинировании качественных методов с количественными качественный аспект является на сегодняшний день чаще всего вспомогательным.Любая методология, любая исследовательская стратегия имеют свои ограничения. Главное - это определение условий, при которых каждая из стратегий адекватна, то есть определение границ ее возможностей. Несомненно, ни одна из них не является всеобъемлющей, пригодной с одинаковым успехом для изучения любых социальных феноменов.
Одной из основных задач качественного исследования является обнаружение, понимание и детальное описание образцов социальных отношений. При этом научно значимым может являться уже сам факт обнаружения того или иного образца или механизма. Научно значимым является уже обнаружение хотя бы единичного факта, а наиболее веским аргументом, подтверждающим его наличие, является детальное его описание. На разных уровнях обобщения
1 1
каждый случай и уникален, и типичен. Выявление степени распространенности изучаемой модели социальных отношений -важная задача научного исследования, но это уже иная задача, решение которой возможно лишь при помощи иных стратегий и иных методов.