ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА1
Термин «диагностика» происходит от греческих слов …— после через и …— знание. В античном мире диагностами называ ли людей, которые после сражения подсчитывали количество уби тых и раненых. В эпоху Возрождения диагностика — уже меди цинское понятие, означающее распознавание болезней. В начал» XX в. это понятие стало широко использоваться в философии а затем и в психологии, технике и других областях.
В общем смысле диагностика — особый вид познания, нахо дящийся между научным знанием сущности и опознанием единичного явления. Результат такого познания — диагноз (от греч;.— распознавание), т.е. заключение о принадлежности к сущности, выраженной в единичном.
Для эффективной профессиональной деятельности социально^ му педагогу необходима достоверная информация, касающаяся раз-> личных сторон жизнедеятельности его подопечных. Социальном^ педагогу приходится пользоваться различными видами диагностик ки, приспосабливая их к конкретным задачам своей профессионала ной деятельности. В этом смысле он является междисциплинарным специалистом и должен владеть методами социологического, педагогического, психологического и отчасти медицинского исследования. При этом речь идет о диагностике как области практической деятельности, цель которой — определение состояния объекта социально-педагогической работы.
1 По материалам Р.В. Овчаровой «Справочная книга социального педагога». — М., 2001.
Поскольку деятельность социального педагога является многоплановой, а его функции разнообразны и в процессе реализации опираются на различные области научного знания, в практике работы ему приходится использовать методы, относящиеся к разным профессиям.
Медицинская диагностика— процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.
Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов. Например, он не ставит диагноз: наркомания, шизофрения, невроз, алкоголизм, но может диагностировать те социально-педагогические последствия, которые сопровождают эти заболевания, признаки~ их влияния на формирование личности ребенка.
Психологическая диагностика{психодиагностика) — выявление индивидуально-психологических свойств личности или других объектов (группа лиц, организация), поддающихся психологическому анализу.
Цель психологического диагноза — заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности (семьи, группы, коллектива), прогноз их дальнейшего развития. Социальный педагог не ставит психологический диагноз, но он может выявить или использовать в качестве опорных психодиагностических признаков следующие факторы риска подопечных: в младшем школьном возрасте:
Ø сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые не позволяют ученику овладеть новой социальной ролью;
Ø низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
Ø повышенная жажда впечатлений в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям как симптом склонности к девиантному поведению;
Ø повышенный интерес к ситуациям» включающим жестокость и агрессию как компонент формирования детской агрессивности;
Ø немотивированность, неадекватность и аффективность поведения как указание на проблему личностного и психического здоровья;
Ø отрицательное отношение к учению, школе, стойкая неуспеваемость, побеги из дома, школьные конфликты как признаки школьной дезадаптации;
Ø поведенческие реакции в виде отказа, защиты, компенсации, эмансипации как следствие негармоничного отношения к ребенку и неудовлетворенности его потребности в уважении, самоутверждении, достижениях;
в подростково-юношеском возрасте:
Ø сохранение инфантильности, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, слабоволие, отсутствие самоконтроля и саморегуляции как несформированность основных предпосылок личностного развития;
Ø сочетание инфантильности с большой возбудимостью, аффективностью, приводящее к неуправляемости поведения;
Ø раннее половое развитие в сочетании с повышенным интересом к сексуальным проблемам, приводящие к истероидно-му поведению, алкоголизации, токсикомании, наркомании, бродяжничеству, агрессии;
Ø переориентация интересов на внешкольное окружение тенденция к усвоению внешних форм подросткового поведения имитации его асоциальных форм как указание на средовую дез адаптацию, деформации личностного развития и угрозу асоци ального поведения.
Социальная диагностика— комплексный процесс выявле ния и изучения причинно-следственных связей и взаимоот ношений в обществе, характеризующих его социально-эко номическое, культурно-правовое, нравственно-психологи ческое, медико-биологическое и санитарно-экологическо состояние.
Цель социального диагноза — научно обоснованное заключение о состоянии социального здоровья объекта. Используя данные социальной диагностики о проблемах, особенностях участников социальной ситуации развития ребенка, педагог может анализировать их влияние на подопечного, прогнозировать последствия для развития детской личности.
Для социального педагога важно разобраться в отношениях ребенка с семьей и другими социальными группами, к которым он принадлежит. При этом он может руководствоваться следующими вопросами:
Ø Какие сложности присущи отношениям между лицами входящими в семью (другую социальную группу)?
Ø Существуют ли проблемы среди членов семьи (группы)?
Ø Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
Ø Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи (группы)?
Ø Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
Ø Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
Ø Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи (группы), как обеспечивается выполнение этих норм?
Ø Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи (микрогруппы, в которую входит ребенок) в рамках более крупных образований влияют на формирование личности ребенка (например, влияние религиозных организаций, принадлежность к национальной диаспоре и т.п.)?
Объем и характер искомой информации варьируются в зависимости от цели социально-педагогической работы с подопечным, от специфики необходимой ему помощи. Например, если помощь имеет реабилитационную или терапевтическую направленность, то необходимо правильно понимать природу, причины и перспективы развития проблемы.
В педагогике диагностика имеет свое специфическое содержание. Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Педагогическая диагностика— изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.
Как правило, педагогическая диагностика оценивает ребенка в сравнении с определенными социальными нормами и эталонами, что часто обусловливает оценочное отношение к личности подопечного и отсутствие его безусловного принятия. Поэтому в ряде случаев социальный педагог не только не может пользоваться готовыми педагогическими оценками, но и вынужден реабилитировать ребенка в глазах окружающих через демонстрацию его лучших сторон.
Социальный педагог должен знать определенные требовз ния педагогической диагностики:
Ø изучение личности должно быть направлено не стольк на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности ее нераскрытых возможностей;
Ø диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
Ø изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
Ø личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
Ø данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода;
Ø необходимо изучать личность ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других детей, но и, прежде всего, с его собственными показателями.
Социально-педагогическая диагностика —специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социокультурных факторов.
В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями.
Постановка социально-педагогического диагноза невозмож на без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене. Например, изучая социально-педагогичес кую запущенность ребенка, необходимо четко ориентироватьо в ее причинах, признаках и проявлениях в различных возрастньи группах; выявляя подростков с агрессивным поведением, следует принять ту или иную концепцию формирования детской агрессивности (психоанализ — «агрессия как способ снятия напряже ния и психологическая защита»; бихевиоризм — «агрессия как научение подобному поведению» и др.).
Процесс социально-педагогической диагностики идет в такой последовательности:
Ø констатация определенного неблагополучия в деятель ности и поведении ребенка;
Ø осознание возможных причин неблагополучия, анализ
Ø особенностей случая;
Ø выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных;
Ø к сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы;
Ø проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных;
Ø при неподтверждении гипотезы — повторение процедуры.
В последнее время в профессиональный словарь социальных педагогов вошло понятие «социально-педагогическиймониторинг». Мониторинг является производным от латинского топНог — предостерегающий. В толковом словаре В.И. Даля дается такое объяснение: «Мониторъ — военный корабль... Название дано от ящерицы мониторъ, будто бы предваряющей о близости крокодила...»
В социологии рассматриваются основные положения, объясняющие сущность понятия «мониторинг»:
Ø это процесс наблюдения за объектом, оценки его состояния, контроля за характером происходящих событий, предупреждения нежелательных тенденций развития;
Ø непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций;
Ø мониторинг имеет адресность и предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам для решения конкретно поставленных задач.
Идея и потребность в разработке теории и технологии педагогического мониторинга возникла, по одной из версий, в образовательной среде в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, когда появилась необходимость выяснить особенности обновления процессов обучения и воспитания личности в районах.радиоактив-ного загрязнения. Основываясь на медицинском мониторинге, ученые сформулировали задачи психологического и педагогического мониторинга. Психологический устанавливает тенденции и закономерности психического развития школьников разных возрастов, переживших экологическую катастрофу. Педагогический мониторинг, используя данные медицинских, психологических обследований, определяет, насколько рациональны педагогические средства, которые реализуются в инновационном учебно-воспитательном процессе, насколько дидактические средства (содержание, формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и выявленным индивидуально-психологичес! ким и возрастным особенностям школьников, а также специфи| ке среды их жизнедеятельности.
Таким образом, мониторинг предполагает выработку особых текущих знаний о состоянии среды, в которой осуществляется инн новация, с последующим переводом этих знаний на язык управ-! ленческих решений: что означает данное состояние объекта, чт конкретно из этого следует, какие меры должны быть приняты.
Социально-педагогический мониторинг —научно обосно ванная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и так тического решения.
Продвижением в прцессе социальной адаптации. В использование методов, приемов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности участников социально-педагогического процесса. Мониторинг должен быть организован с учетом особенностей конкретной ситуации.
Принцип прогностического мониторинга. Смысл мониторинга не столько в том, чтобы получить конкретную картину состояния процесса в определенный момент, на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной его стороны и предвидеть возможные управленческие решения, направленные на поддержку, развитие положительных, торможение, блокировку, трансформацию нежелательных тенденций.
С одной стороны, мониторинг предназначен отслеживать целостный социально-педагогический процесс с позиций интересов личности подопечного, с другой — с позиций профессиональных задач социального педагога.
Можно выделить следующие составные части социально-педагогического мониторинга: цель, задачи, определение нормы состояния объекта, содержание, обратная информация, оценка, коррекция, результат.
Одна из составляющих частей мониторинга — обосновани нормы, с которой сравнивают физические результаты. За эти следует содержательная оценка состояния объекта и разработка про граммы коррекции.
Рассматривая социально-педагогический мониторинг с тех нологической стороны, можно выделить следующие принципы орга низации.
Принцип непрерывности означает взгляд на мониторинг как н; целостную, динамически развивающуюся систему. Мониторин должен определять моменты перехода одного качества в другое корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции социально-педагогического процесса.
Принцип научности означает организацию мониторинга, со ответствующую основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.
Принцип педагогической целесообразности — мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения личности и надежным инструментом педагогического управления