ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА1

Термин «диагностика» происходит от греческих слов …— после через и …— знание. В античном мире диагностами называ ли людей, которые после сражения подсчитывали количество уби тых и раненых. В эпоху Возрождения диагностика — уже меди цинское понятие, означающее распознавание болезней. В начал» XX в. это понятие стало широко использоваться в философии а затем и в психологии, технике и других областях.

В общем смысле диагностика — особый вид познания, нахо дящийся между научным знанием сущности и опознанием еди­ничного явления. Результат такого познания — диагноз (от греч;.распознавание), т.е. заключение о принадлежности к сущности, выраженной в единичном.

Для эффективной профессиональной деятельности социально^ му педагогу необходима достоверная информация, касающаяся раз-> личных сторон жизнедеятельности его подопечных. Социальном^ педагогу приходится пользоваться различными видами диагностик ки, приспосабливая их к конкретным задачам своей профессионала ной деятельности. В этом смысле он является междисциплинарным специалистом и должен владеть методами социологического, педа­гогического, психологического и отчасти медицинского исследова­ния. При этом речь идет о диагностике как области практической деятельности, цель которой — определение состояния объекта социально-педагогической работы.

1 По материалам Р.В. Овчаровой «Справочная книга социального педагога». — М., 2001.

Поскольку деятельность социального педагога является мно­гоплановой, а его функции разнообразны и в процессе реализа­ции опираются на различные области научного знания, в практике работы ему приходится использовать методы, относящиеся к разным профессиям.

Медицинская диагностика— процесс установления меди­цинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.

Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов. Например, он не ставит диагноз: наркомания, шизофрения, невроз, алкого­лизм, но может диагностировать те социально-педагогические последствия, которые сопровождают эти заболевания, признаки~ их влияния на формирование личности ребенка.

Психологическая диагностика{психодиагностика) — выяв­ление индивидуально-психологических свойств личности или других объектов (группа лиц, организация), поддающихся пси­хологическому анализу.

Цель психологического диагноза — заключение об актуаль­ном состоянии психологических особенностей личности (семьи, группы, коллектива), прогноз их дальнейшего развития. Соци­альный педагог не ставит психологический диагноз, но он может выявить или использовать в качестве опорных психодиагности­ческих признаков следующие факторы риска подопечных: в младшем школьном возрасте:

Ø сочетание низкой познавательной активности и лично­стной незрелости, которые не позволяют ученику овладеть новой социальной ролью;

Ø низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в де­ятельности и поведении;

Ø повышенная жажда впечатлений в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям как симптом склонности к девиантному поведению;

Ø повышенный интерес к ситуациям» включающим жес­токость и агрессию как компонент формирования детской агрес­сивности;

Ø немотивированность, неадекватность и аффективность поведения как указание на проблему личностного и психическо­го здоровья;

Ø отрицательное отношение к учению, школе, стойкая не­успеваемость, побеги из дома, школьные конфликты как призна­ки школьной дезадаптации;

Ø поведенческие реакции в виде отказа, защиты, компен­сации, эмансипации как следствие негармоничного отношения к ребенку и неудовлетворенности его потребности в уважении, самоутверждении, достижениях;

в подростково-юношеском возрасте:

Ø сохранение инфантильности, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, слабоволие, отсут­ствие самоконтроля и саморегуляции как несформированность основных предпосылок личностного развития;

Ø сочетание инфантильности с большой возбудимостью, аффективностью, приводящее к неуправляемости поведения;

Ø раннее половое развитие в сочетании с повышенным интересом к сексуальным проблемам, приводящие к истероидно-му поведению, алкоголизации, токсикомании, наркомании, бро­дяжничеству, агрессии;

Ø переориентация интересов на внешкольное окружение тенденция к усвоению внешних форм подросткового поведения имитации его асоциальных форм как указание на средовую дез адаптацию, деформации личностного развития и угрозу асоци ального поведения.

Социальная диагностика— комплексный процесс выявле ния и изучения причинно-следственных связей и взаимоот ношений в обществе, характеризующих его социально-эко номическое, культурно-правовое, нравственно-психологи ческое, медико-биологическое и санитарно-экологическо состояние.

Цель социального диагноза — научно обоснованное заключе­ние о состоянии социального здоровья объекта. Используя данные социальной диагностики о проблемах, особенностях участников социальной ситуации развития ребенка, педагог может анализиро­вать их влияние на подопечного, прогнозировать последствия для развития детской личности.

Для социального педагога важно разобраться в отношениях ребенка с семьей и другими социальными группами, к которым он принадлежит. При этом он может руководствоваться следую­щими вопросами:

Ø Какие сложности присущи отношениям между лицами входящими в семью (другую социальную группу)?

Ø Существуют ли проблемы среди членов семьи (группы)?

Ø Насколько эффективны (неэффективны) формы об­щения?

Ø Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи (группы)?

Ø Кто из окружения подопечного принимает значимые ре­шения, каковы их последствия?

Ø Каковы основные конфликты, касающиеся подопечно­го, какие меры принимаются для их разрешения?

Ø Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи (группы), как обеспечивается выполнение этих норм?

Ø Какие социокультурные контакты и взаимодействия се­мьи (микрогруппы, в которую входит ребенок) в рамках более крупных образований влияют на формирование личности ребен­ка (например, влияние религиозных организаций, принадлеж­ность к национальной диаспоре и т.п.)?

Объем и характер искомой информации варьируются в зави­симости от цели социально-педагогической работы с подопеч­ным, от специфики необходимой ему помощи. Например, если помощь имеет реабилитационную или терапевтическую направ­ленность, то необходимо правильно понимать природу, причины и перспективы развития проблемы.

В педагогике диагностика имеет свое специфическое содер­жание. Если психодиагностика стремится оценить личность и от­дельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на результаты форми­рования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Педагогическая диагностика— изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.

Как правило, педагогическая диагностика оценивает ребен­ка в сравнении с определенными социальными нормами и эталонами, что часто обусловливает оценочное отношение к личности подопечного и отсутствие его безусловного принятия. Поэтому в ряде случаев социальный педагог не только не может пользоваться готовыми педагогическими оценками, но и вынужден реабилитировать ребенка в глазах окружающих через демонстрацию его лучших сторон.

Социальный педагог должен знать определенные требовз ния педагогической диагностики:

Ø изучение личности должно быть направлено не стольк на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности ее нераскрытых возможностей;

Ø диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;

Ø изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;

Ø личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;

Ø данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода;

Ø необходимо изучать личность ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других детей, но и, прежде всего, с его собственными показателями.

Социально-педагогическая диагностика —специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психо­логических, педагогических, экологических и социокультурных факторов.

В социально-педагогической диагностике распознаются со­циально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально-психологические характерис­тики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями.

Постановка социально-педагогического диагноза невозмож на без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене. Например, изучая социально-педагогичес кую запущенность ребенка, необходимо четко ориентироватьо в ее причинах, признаках и проявлениях в различных возрастньи группах; выявляя подростков с агрессивным поведением, следует принять ту или иную концепцию формирования детской агрес­сивности (психоанализ — «агрессия как способ снятия напряже ния и психологическая защита»; бихевиоризм — «агрессия как научение подобному поведению» и др.).

Процесс социально-педагогической диагностики идет в та­кой последовательности:

Ø констатация определенного неблагополучия в деятель ности и поведении ребенка;

Ø осознание возможных причин неблагополучия, анализ

Ø особенностей случая;

Ø выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных;

Ø к сбор дополнительной информации, необходимой для про­верки гипотезы;

Ø проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупнос­ти данных;

Ø при неподтверждении гипотезы — повторение процедуры.

В последнее время в профессиональный словарь социальных педагогов вошло понятие «социально-педагогическиймониторинг». Мониторинг является производным от латинского топНог — предостерегающий. В толковом словаре В.И. Даля дается такое объяснение: «Мониторъ — военный корабль... Название дано от ящерицы мониторъ, будто бы предваряющей о близости крокодила...»

В социологии рассматриваются основные положения, объясняющие сущность понятия «мониторинг»:

Ø это процесс наблюдения за объектом, оценки его состояния, контроля за характером происходящих событий, предупреждения нежелательных тенденций развития;

Ø непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций;

Ø мониторинг имеет адресность и предметную направлен­ность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам для решения конкретно поставленных задач.

Идея и потребность в разработке теории и технологии педа­гогического мониторинга возникла, по одной из версий, в образо­вательной среде в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, когда появилась необходимость выяснить особенности обновления про­цессов обучения и воспитания личности в районах.радиоактив-ного загрязнения. Основываясь на медицинском мониторинге, ученые сформулировали задачи психологического и педагогичес­кого мониторинга. Психологический устанавливает тенденции и закономерности психического развития школьников разных воз­растов, переживших экологическую катастрофу. Педагогический мониторинг, используя данные медицинских, психологических об­следований, определяет, насколько рациональны педагогические средства, которые реализуются в инновационном учебно-воспита­тельном процессе, насколько дидактические средства (содержание, формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и выявленным индивидуально-психологичес! ким и возрастным особенностям школьников, а также специфи| ке среды их жизнедеятельности.

Таким образом, мониторинг предполагает выработку особых текущих знаний о состоянии среды, в которой осуществляется инн новация, с последующим переводом этих знаний на язык управ-! ленческих решений: что означает данное состояние объекта, чт конкретно из этого следует, какие меры должны быть приняты.

Социально-педагогический мониторинг —научно обосно ванная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и так тического решения.

Продвижением в прцессе социальной адаптации. В использование методов, приемов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности участников социально-педагогического процесса. Мониторинг должен быть организован с учетом особен­ностей конкретной ситуации.

Принцип прогностического мониторинга. Смысл мониторинга не столько в том, чтобы получить конкретную картину состояния процесса в определенный момент, на определенной стадии, сколь­ко в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной его стороны и предвидеть возможные управленческие реше­ния, направленные на поддержку, развитие положительных, тор­можение, блокировку, трансформацию нежелательных тенденций.

С одной стороны, мониторинг предназначен отслеживать це­лостный социально-педагогический процесс с позиций интересов личности подопечного, с другой — с позиций профессиональных задач социального педагога.

Можно выделить следующие составные части социально-пе­дагогического мониторинга: цель, задачи, определение нормы со­стояния объекта, содержание, обратная информация, оценка, кор­рекция, результат.

Одна из составляющих частей мониторинга — обосновани нормы, с которой сравнивают физические результаты. За эти следует содержательная оценка состояния объекта и разработка про граммы коррекции.

Рассматривая социально-педагогический мониторинг с тех нологической стороны, можно выделить следующие принципы орга низации.

Принцип непрерывности означает взгляд на мониторинг как н; целостную, динамически развивающуюся систему. Мониторин должен определять моменты перехода одного качества в другое корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции социально-педагогического процесса.

Принцип научности означает организацию мониторинга, со ответствующую основным закономерностям психолого-педагоги­ческого познания и управления педагогическими объектами и яв­лениями.

Принцип педагогической целесообразности мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения личности и надежным инструментом педагогического управления