НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

СХЕМА

Данные проективных тестов: Роршаха, ТАТ и др.

Восприятие эмоционального тона рассказов

Восприятие эмоционального тона сюжетных картин

Опросник на эмоциональность

Цветовой тест Люшера

Шкала сниженного настроения В. Зунга

Опросник Спилбергера

Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптиро­ванная на русском языке Ю. Л. Хапнным является методи­кой, позволяющей дифференцирование измерять тревож­ность и как личностное свойство (личностная тревожность), и как состояние (ситуативная тревожность). Бланк шкал самооценки Спилбергера включает r себя 40 вопросов-суж­дений, 20 из которых предназначены для оценки ситуатив­ной тревожности (приложение 1а) и 20 для оценки уровня личностной тревожности (приложение 16).

Шкала сниженного настроения основана на опроснике В Зунга и адаптирована Т. Н. Балашовой (приложение 2). Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения, субдепрессни (Прак­тикум по экспериментальной п прикладной психологии Под ред. А. А. Крылова. ЛГУ, 1990).

Проективная методика исследования личности М Люшера (1948) основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из 8 стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов. Синий, зеленый, красный и желтый считаются основными цвета­ми, а фиолетовый, коричневый, черный и серый (нуле­вой) дополнительными. Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квад­ратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат отклады­вается в сторону, затем процедура повторяется. Образует­ся ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особен­ности человека.

Опросник тестирует эмоциональность как черту личности, т. е. устойчивую склонность и способность индивида к пе­реживанию четырех базальных эмоций печали, гнева, страха и радости (А. Е. Ольшанникова, Л. А. Рабинович, 1971). Он направлен на выявление эмоциональных пере­живаний, которые наиболее часты и типичны для исследуе­мого, а их появление не обязательно связано с чрезвычай­ными по степени эмоциогенности событиями, стимулами и ситуациями. Опросник включает в себя 36 вопросов. Предусматривается четыре варианта ответа на каждый вопрос: "безусловно, да", "пожалуй, да", "пожалуй, нет", "безус­ловно, нет" (приложение 3).


1. Характеристика личности больного.

2. Дополнения к анамнезу (динамика отдельных психоло­гических симптомов).

3. Данные экспериментально-психологического исследова­ния:

а) характеристика внимания,

б) состояние гностических процессов.

в) состояние праксиса (пальцевого, пракснса позы, пространственного, динамического, орального),

г) характеристика речевых процессов (письма, чтения),

д) характеристика счета,

е) характеристика памяти,

ж) характеристика интеллектуальной деятельности,

з) характеристика эмоционально-личностной сферы.

4. Оценка полученных данных. Характеристика синдрома. Указание на локализацию поражения.