Отражение в медиатекстах представленной кинопрессы шести ключевых понятий медиаобразования
Таблица № 6
Характеристика показателей отражения шести ключевых понятий медиаобразования в изданиях о кинематографе
Таблица № 5
Количество «звездочек» | Характеристика кинопрессы в соответствии с количеством «звездочек» |
* | Понятия «агентства», «аудитория», «категория», «технология», «репрезентация», «язык» медиа находят слабое отражение на страницах издания, таким образом, можно говорить о низком уровне КПД (коэффециета полезного действия) отностительно медиаобразования читателей. |
** | Освещение ключевых понятий медиаобразования присутствует в киноиздании, но информация носит общеобразовательный характер, практически исключающий использование специальной терминологии, языка медиакультуры. Таким образом, данный вид кинопрессы лишен развивающего компонента, который помогает аудитории повышать свои знания в области медиа. |
*** | Ключевые понятия находят свое отражение в данном киноиздании. При этом, информация обладает «эффектом новизны» для аудитории. То есть читатели имеют возможность расширять свои знания в области медиакультуры. В медиатекстах используются знания, позволяющие изучать историю медиа, терминология медиа. Очень часто присутствует «обратная связь» с читателями, что позволяет заинтересованной аудитории активизировать свои знания в области медиакультуры путем творческой деятельности (письма, статьи, организация круглых столов и т.д.). Издание рассчитано на подготовленного читателя. |
издания | агентства | аудитория | языки | техноло-гии | репрезентации | Категории |
Антенна | * | ** | * | * | ** | ** |
DVD-news | * | * | * | ** | ** | ** |
Искусство кино | *** | *** | *** | *** | *** | *** |
Киноведческие записки | *** | ** | *** | *** | *** | *** |
Киномеханик + новые фильмы | *** | ** | * | *** | *** | *** |
* | ** | * | * | * | ** | |
Кинопарк | ** | ** | * | * | ** | ** |
Кинопроцесс | *** | ** | ** | ** | *** | *** |
Киносценарии | *** | *** | *** | ** | ** | *** |
Кинофорум | *** | *** | *** | ** | *** | *** |
Культура | *** | *** | *** | *** | *** | *** |
Мир развлечений | * | * | * | *** | ** | ** |
Мир ТВ и кино | * | * | * | * | ** | ** |
Новый экран | * | * | ** | * | *** | ** |
Premiere (Премьер) | ** | * | ** | ** | ** | ** |
Плюс ТВ | * | * | * | * | ** | * |
Семь Дней | * | * | * | * | ** | * |
Сериал | * | * | * | * | ** | * |
СК-Новости | *** | ** | *** | ** | *** | *** |
Stereo & video | * | ** | * | *** | ** | ** |
ТВ - Парк | * | * | * | * | ** | * |
Техника кино и телевидения | *** | ** | * | *** | *** | * |
Фильм | * | * | * | * | ** | ** |
Экран и сцена | *** | *** | *** | ** | *** | *** |
Эра DVD | *** | ** | ** | *** | ** | ** |
Анализ данной таблицы выявляет следующие закономерности:
1) Слабое, поверхностное отражение шести ключевых понятий медиаобразования в изданиях развлекательного («7 Дней», «Антенна» и пр.) и информационно-развлекательного («Premiere» и т.д.) типов. Это объясняется тем, что развлекательная функция не предусматривает привлечение дополнительных знаний, кроме тех, которыми уже обладает потенциальный читатель. Но и эти знания, скорее, из области общих, чем специализированных (относительно медиакультуры). Информационно-развлекательная кинопресса с ведущей информационной функцией также не предполагает «серьезных» по сути медиатекстов, отдавая предпочтение сплетням, слухам и пр., обозначая, тем самым, свою принадлежность к «желтым» СМИ. Беря во внимание приложения 6 (концепция), 12 (тираж), мы видим, что данные издания нацелены, преимущественно, на достижение коммерческого успеха, «в ущерб» просвещения аудитории в области медиа.
2) Специализированные издания: - рекламные - с техническим уклоном («Мир развлечений», «Stereo & video» и т.д.) глубоко раскрывают «технологии» медиа, но уделяют мало внимания остальным ключевым понятиям; - «узкопрофильные» кинематографические («Киносценарии», «Киноведческие записки») дают читателю знания относительно всех понятиях, но предусматривают наличие опеределенного уровня медиаобразованности;
3) Издания общей направленности («Культура» и т.д.) достаточно грамотно представляют на своих страницах агентства, аудиторию, языки, технологии, категории, репрезентации медиа в доступной для образованного человека форме. И если предыдущие (узкопрофильные) издания расчитаны на небольшой круг читателей, связанных, скорее всего, профессией с кинематографом, то данная пресса выполняет функцию популяризации кинематографа, его понимания, восприятия, анализа и т.д. для более широкой аудитории. К сожалению, отсутствие данных изданий в розничной продаже (их распространение, в основном, осуществляется при помощи подписки) делает их малодоступными для учащихся, не имеющих практического опыта самостоятельной подписки на прессу. Хотя знакомство с этой разновидностью кинопрессы полезно для раннего юношеского возраста, так как способствует развитию абстрактно-логического, критического мышления, творческих способностей и пр.
Таким образом, анализ кинопрессы, изложенный в рамках данной работы, позволяет нам сделать вывод о ее выборочном использовании (на часть изданий основной упор, а некоторые СМИ можно использовать в ознакомительных целях) на медиаобразовательных занятиях с учениками старших классов. Это объясняется несколькими причинами:
- учитывались потребности учеников старших классов, проявившиеся при первоначальном исследовании. Они выразились в преобладании разлекательной и информационной функций, отражающейся в кинопресс развлекательно-информационного и информационно-развлекательного типов;
- возрастные особенности старшеклассников (появление абстрактно-логического мышления, склонность к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий и т.д.) позволяют «вводить» в медиаобразовательные занятия наряду с читаемой, преимущественно, развлекательно-информационной и информационно-развлекательной кинопрессой более «серьезные» издания о кинематографе информационно-аналитического, креативного и информационно-аналитического, развлекательного типов. Тем более, что данные изменения сопровождают и мотивационную сторону познавательной деятельности;
- аудитория некоторых изданий о кинематографе («Premiere», «7 Дней», «Сериал», «ТВ-Парк» и др.) рассчитана на ранний юношеский возраст. На медиаобразовательных занятиях со старшеклассниками мы считаем целесообразным использовать данную кинопрессу. Все перечисленные СМИ относятся к развлекательно-информационному типу, поэтому важно проанализировать их, сравнить с другими журналами и газетами, тем самым, развивая критическое, творческое мышление;
- уровень теоретической сложности материала предполагает постепенное ознакомление с некоторыми изданиями (СК – Новости, Искусство кино и пр.), учитывая освоение старшеклассниками знаний о медиакультуре, которые предполагают теоретические занятия (приложение 28);
- возраст ранней юности предполагает высокую активность и желание быть значимыми во взрослом мире, поэтому медиаобразовательные занятия предполагают использование изданий о кинематографе, которые вступают в диалогические отношения со своими читателями (приложение 9), что выражается не только в развлекательном аспекте, но и в полезности. Более привлекательной в этом плане является кинопресса аналитико-теоретического + креативного типа;
- на медиаобразовательных занятий со старшеклассниками важно уделять внимание изданиям, наделенным аналитическими, креативными функциями, так как они позволяют повысить медиакультуру аудитории.
Для занятий с учениками раннего юношеского возраста нами использовалась следующая кинопресса: «Антенна», «Premiere», «Кинопарк», «ТВ Парк», «7 Дней», «Киноведческие записки», «СК - Новости», «Искусство кино», «Киносценарии», «Кинофорум», «Культура», «Экран и сцена», «Эра DVD» и пр.