Виды кинопрессы в современной России
Таблица № 2
№ | Виды кинопрессы | Названия изданий |
Интернет – издания | ||
а) аналоги печатных СМИ | www.antennatv.ru, www.kulturagz.ru, www.ernemann.ru, www.kinocenter.ru и т.д. | |
б) собственные издания | http//kinokritic.narod.ru, www.kinozal.ru, www.kino.web.ru, www.kinoman.ru и т.д. | |
Корпоративные издания | «Ролан» и т.д. | |
Издания для массовой аудитории | ||
а) подростковые и молодежные | «Premiere», «Фильм», «Кинопарк», «TВ-Парк» и т.д. | |
б) для семейной аудитории | «Антенна», «7 Дней», «Мир ТВ и кино», «+ ТВ» и т.д. | |
Издания для профессиональной аудитории | «СК-Новости», «Киноведческие записки», «Кинофорум», «Искусство кино» и т.д. | |
Рекламные издания | «Мир развлечений», «Stereo & video», «Эра DVD», «Про кино» и т.д. | |
Просветительские издания | «Культура», «Экран и сцена», «Кинопарк», «ТВ-Парк», «Фильм» и т.д. |
Помимо разделения на виды, на наш взгляд, в изданиях о кинематографе целесообразно выделить типы. В основу предложенной типологии мы предлагаем «заложить» ведущую функцию, присущую тому или иному СМИ. В тоже время можно говорить о взаимосвязях данных функций, что позволяет их комбинировать. Так, в «развлекательных» изданиях преобладает развлекательный компонент, поэтому медиатексты, которые данное СМИ публикует, подчинены выполнению заданной им задачи.
С другой стороны, отличие «информационно-развлекательных» изданий от «развлекательных» в наличии ведущей функции. И если в первом случае мы говорили о ее развлекательном характере, то вторая группа объединяет СМИ, где превалирует информационная составляющая, а развлекательная ей сопутствует.
«Рекламно-информационные» издания отличает большое количество текста, направленного на продвижение определенного товара, чаще всего ТВ и техники, необходимой для улучшения качества просмотра фильмов и пр. на соответствующем рынке. При этом важна и информационная функция, так как количество и характер сведений должны убедить потенциального покупателя в хорошем качестве и необходимости покупки рекламируемой вещи. Наряду с рекламными статьями эти издания печатают и развлекательную информацию, чтобы «сгладить эффект» скучности и однообразности издания.
«Информационно-аналитические» издания также находятся «на ступень выше» от вышеупомянутых типов. Так как они предполагают не только усвоение какой-либо заданной информации, но и ее осмысление с критической точки зрения. Здесь мы можем говорить (согласно М.М.Бахтину и его трактованию ступеней «понимания» [Библер, 1991, с. 76-78]) о третьей ступени понимания, которая ограничивается рамками заданной культуры. Но данный уровень, скорее, близок к высшему – четвертому, где понимание осуществляется в диалогической форме, чем к первым двум. Прежде всего, здесь важна информационная составляющая с неотъемлемым присутствием анализа медиатекстов читателями.
«Аналитико-теоретические, креативные» издания несут информацию, которая содержит в себе аналитический смысл, разработку теории киноведческого искусства, тем самым, способствуя развитию критического мышления у читателей. Работая с медиатекстом, аудитория не просто овладевает информацией, а, раскрывая контексты, заложенные авторами, понимает ее в рамках собственных знаний. Такие издания, безусловно, способны наделить своих читателей новыми знаниями, которые находят свое выражение в творчестве. Большинство прессы о кинематографе данного типа активно сотрудничают со своей аудиторией. В частности, это выражается в публикации статей читателей, привлечении их к дискуссиям на заданную тему и пр. То есть данное взаимодействие несет творческое начало.