Тема: Примерные модели медиаобразования
Лекции
Раздел: Введение в курс «Технологии медиаобразования»
1. Основные модели медиаобразования
2. Модели медиаобразовании российских медиапедагогов
Литература:
Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1,2.- М.: Пассим, 1995. - 77 с. + 74 с.
Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М., 1980. - 48 с.
Баранов О.А. Экран становится другом. - М., 1979. - 96 с.
Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету "Основы экранной культуры". - М., 1994.
Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. — Омск, 2000.- 91 с.
Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: ЗУК-Аргус, 1994. - 64 с.
Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. -2002. - № 3. - С. 88-98.
Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1981. Т.1. - 223 с. Т.2. - 175 с.
Возчиков В.А. Введение в Медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 64с.
Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. - 25 с.
Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. - Ростов, 2001. - С. 139-142.
Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российско-французского семинара/Под ред. А.В.Шарикова — М.: ЮНПРЕСС, 1994. — 77 с.
Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.
Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998. - 192 с.
Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N З.-С. 26-34.
Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 272с.
Компьютерные телекоммуникации — школе/Под ред. Е.С.Полат. — М., 1995. — 168 с.
Короченский А. П. "Пятая власть"? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов, 2002. — 272 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. — М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. — 80 с.
Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М., 1999. — 173 с.
Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М., 1996.- 80 с.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. — Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. - 147 с.
Мультимедиа в школе/Ред. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994.
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. — 2001. - № 5. - С. 87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. — 2000. - № 3. - С. 68-75.
Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 176 с.
Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. - 2001. - № 1. - С. 70-73. Пензин С.Н. Уроки кино. - М.: Изд-во ВБПК, 1986. - 66 с.
Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. – М.: Просвещение, 1979.
Прессман Л.П. Школьный радиоузел. — М.: Педагогика, 1972.
Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1997. - 64 с.
Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)/ /Кино: прокат, реклама, методика, практика. М., 1986.
Спичкин А.В. Что такое Медиаобразование. — Курган, 1999. — 114с.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: ЗУК-Аргус, 1995. - 224 с.
Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - № б. — 2000. — С.3-6.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М., 1993. - 90 с.
Усов Ю.Н. Экранные искусства — новый вид мышления// Искусство и образование. — 2000. - № 3. - С 48-69.
Федоров А.В. "За" и "против": Кино и школа. —М.: ВБПК, 1987.—66 с.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов, 1990.
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002.-№ 2. - С. 21-26.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. — 2002. - № 1. — С. 97-99.
Примерные модели медиаобразования: образовательно-информационные (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т.д.); воспитательно-этические (рассмотрение моральных, философских проблем на материале медиа; к примеру, проблем расизма, дискриминации, толерантности, политкорректности, глобализации и т.д.); практико-утилитарные (изучение различных медиасредств с целью последующих фото/видеосъемок, создания интернетных сайтов и т.д.); эстетические (ориентированные прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры); развивающего обучения (культурологические, социокультурные, развития "критической автономии": развитие творческой личности в плане коммуникативности, восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления, к примеру, по отношению к негативным явлениям в сфере медиа и т.д.); протекционистские ("инъекционные", защищающие от вредных влияний медиакультуры); идеологические (изучение идеологических, политических проблем на материале медиа) и др.
На сегодняшний день в России существует большое количество медиаобразовательных моделей (О.А.Баранов, С.Н.Пензин, Л.С.Зазнобина, Г.А.Поличко, А.В.Спичкин и т.д.), но в тоже время говорить о них как об автономно существующих будет неправомерно, так как они достаточно тесно связаны между собой.
Сравнивая медиаобразовательные модели О.А.Баранова и С.Н.Пензина очевидно большое количество сходств. В частности, оба медиапедагога опираются на эстетическую теорию медиаобразования, но при этом С.Н.Пензин включает в эстетический компонент этическую сторону, аргументируя тем, что кинозритель является, прежде всего, личностью; методика проведения занятий базируется на эвристических, игровых, проблемных заданиях, направленных на развитие творческой, индивидуально и критически мыслящей личности; их модели широкопрофильны, так как могут варьироваться от внешкольных форм деятельности до интегрирования в обязательные учебные дисциплины и т.д. Г.А.Поличко построил свою медиаобразовательную модель на интеграции кинематографа в уроки литературы. Сегодня можно утверждать об эффективности и жизнеспособности кинообразовательной модели.
При рассмотрении медиаобразовательных моделей А.В.Спичкина и А.В.Шарикова очевидны сходства в наполненности компонентов (концептуальные основы, цели, методики и т.д.). Отметим, что в то время как большая часть российских медиаобразовательных моделей базируется на кинематографе, А.В.Шариков включил в свою модель весь спектр медиакультурного пространства, подкрепив лекционные занятия большим количеством практики также на основе различных медиа каналов.