Дифференцированные оценки двигательной рефлексии музыки
Музыкальный фрагмент | Неумение двигаться адекватно размеру и характеру музыки | Адекватная психомоторная реакция на музыку (в соответствии с критериями) | Творческие проявления вариантов двигательной реакции на музыку |
Марш | 0 баллов | 1балл | 2 балла |
Полька | 0 баллов | 2 балла | 3 балла |
Вальс | 0 баллов | 3 балла | 4 балла |
Таким образом, полученные результаты двигательной, психомоторной отзывчивости на музыку возможно распределить по следующим уровням:
• низкий уровень — от 0 до 2 баллов;
• средний уровень — от 3 до б баллов;
• высокий уровень — от 7 до 9 баллов.
Типология групп испытуемых в соответствии с уровнем развития эмоциональной отзывчивости определяется по следующим показателям итоговой сводной таблицы (см. таблицу 3):
Таблица 3
Типология групп испытуемых в соответствии с уровнем развития эмоциональной отзывчивости на музыку (в баллах)
Уровень развития ЭО | Форма эмоциональной отзывчивости — ЭО (рефлексии) | |||
Вербальная рефлексия | Невербально-графическая рефлексия | Невербально-двигательная рефлексия | Итоговые показатели | |
Низкий | 0-3 | Ог-3 | 0-2 | 0-8 |
Средний | 4-7 | 4-7 | 3-6 | 11-20 |
Высокий | 8—10 | 8—10 | 7-9 | 23-29 |
Общая обработка данных проводится по следующим критериям:
низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) от проекции своих состояний, эмоционально-образного опыта или неспособностью ребенка в ситуации музыкального воздействия даже на, простейшее самовыражение в вевербально-художественной, двигательной или вербальной форме своих впечатлений, мыслеобразов» настроений. К этому же уровню будем относить и неконгруттные формы самовыражения ребенка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и (или) вербальной характеристикой ребенком своих переживаний, имьслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.
Креативность самовыражения ребенка в изобразительной двигательной и словесной форме будет проявляться в следующих особенностях формы самовыражения:
1)оригинальность (необычность, новизна) отображаемого мыслеобраза, идеи;
2 детализация (разработанность) своей идеи или образа;
3)беглость порождения идей, т. е. способность порождать большое количество новых, но адекватных стимульному воздействию мыслеобразов;
4) гибкость, т. е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один стимульный музыкальный материал.
Для креативной (творческой) эмоциональной отзывчивости на лирику характерны:
• ощущение топких, сложных оттенков и особенностей эмоционального содержания интонаций музыкального языка (чувствительность к мобильному изменению музыкального образа-размышления, чуткость реагирования как на кульминационно-определяющие аспекты музыкального языка, так и на динамичность разработочных элементов музыкального образа);
• оригинальность, неожиданность, изобретательность в самовыражении мыслеобразов и эмоциональных характеристик в процессе музыкальной деятельности (слушании, исполении, сочинении);
• беглость порождения различных мыслеобразов в самовыражении состояний в ситуации восприятия музыкального языка;
• разработанность, детализация выдвигаемых версий и идей характеристике своего невербально-изобразительного, пластического или вербального самовыражения в процессе и результате музыкальной деятельности;
• способность к структурированию (анализу формы и средств выразительности) интонационного смысла музыкального стимула-произведения (фрагмента);
• гибкость мыслеобразных интерпретаций, т. е. воздержанность от принятия типичных, общепринятых позиций, мыслеобразов, независимость принятия своего варианта самовыражения;-•
• уверенность в своем решении, способность брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, решение.
Методика определения музыкальной отзывчивости Л.В. Школяр «Выбери музыку»
Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания произведений-стимулов.
В качестве стимулирующего материала предъявляются 5 серий предъявления теста, каждая из которых трех фрагментов музыкальных произведений эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности):
1-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. И. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»)
2 –я серия: Э. Григ «Одинокий странник; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»;
3-я серия: П. Чайковский «Баркарола»; Ф. Шопен Ноктюрн b-moll; Ф. Шопен Ноктюрн f-moll
4-я серия: Л. Бетховен «Соната №14» (финал); Л. Бетховен «Аппассионата» (финал); Ф. Шопен «Экспромт-фантазия»;
5-я серия: А. Хачатурян «Лядо серьезно заболел»; С. Прокофьев «Раскаяние»; А. Хачатурян «Траурное шествие».
— Послушай и определи, какие два из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от двух других?
Критерии определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:
• низкий уровень характеризуется попыткой учащегося анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных стимулов, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагмента (оценивается в 1 балл);
• средний уровень — правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без. анализа средств выразительности (2 балла);
• высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами, выразительность воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель»- схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки.
Критерии итоговой оценки уровня развития сравнительной рефлексии эмоциональной отзывчивости на музыку:
слабый уровень: 0-5 баллов;
средний уровень: 6-10 баллов;
высокий уровень: 11-15 баллов.