Индивидуальная карта фиксаций вербальной рефлексии музыки

Фамилия и имя ребенка Возраст Дата
  Неадекватная рефлексия Адекватная рефлексия Продуктивная рефлексия
1-й фрагмент 0 баллов 1 балл 2 балла
2-й фрагмент 0 баллов, 1 балл 2 балла
3-й фрагмент 0 баллов 1 балл 2 балла
4-й фрагмент 0 баллов 1 балл 2 балла
6-й фрагмент 0 баллов 1 балл 2 балла
ИТОГО!      

Общий вывод о степени развития вербальной рефлексии (понятийно-абстрактного — высшего уровня осознания эмоциональных состояний) строится на основе 10-балльной шкалы, где сумма от 4 до 7 баллов соответствует нормативному уровню развития эмоциональной отзывчивости на музыку (см. таблицу 1).

В случае, если вербальный — понятийно-абстрактный — уровень рефлексии эмоциональных состояний является для ребенка чрезмерно, то ребенку предъявляется при повторном прослушивании невербальный, наглядно-образный вариант — графический аналог словаря эмоций.

Реципиенту предлагается выбрать из набора графического аналога диагностического ключа эмоций такого «гномика», выражение «лица» которого соответствует настроению от прослушиваемой музыки. Выбранный вариант физиогномического выражения ребенок переносит на лист бумаги (стандартного формата А-3), дорисовывает и раскрашивает его по своему усмотрению.

Примечание. Цветные карандаши желательно приготовить в соответствии с цветом стимульных карточек теста МЦВ Макса Люшера: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, чёрный. Интерпретация детского рисунка может производиться в соответствии с требованиями обработки проективныхтестов «Нарисуй человека», «Несуществующее животное»и др.

Критерии оценки невербально - графической рефлексии:

1) адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора оценивается в 1 балл;

2) неадекватное — 0 баллов;

3) продуктивным считается адекватный выбор с оригинально-детализированным дорисовыванием — 2 балла.

Цветовая интерпретация раскрашенного графического изображения ребенком дает дополнительную информацию об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыкального стимула в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретацией цветовых предпочтений. Индивидуальная карта заполняется аналогично предыдущей — вербальной (см. таблицу 1).

Адекватность двигательной (танцевальной), сенсомоторной отзывчивости изучается с учетом двух- или трехдольности музыкального воздействия: маршеобразного, подвижно-танцевального (например, польки) или вальсообразного фрагментов.

Критерии оценки танцевально-двигательной (или невербально-двигательной) рефлексии;

1) марш (или музыка, близкая по метро-темпоритмическим характеристикам), репродуктивное отображение которого как самой простой двигательной реакции (шаг) оценивается в 1 балл;

2) полька предполагает ускоренный по темпу шаг или бег (галоп), поскоки, репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 2 балла;

3) вальс (или менуэт) — самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения, репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 3 балла.

Кроме того, творческие психомоторные проявления (оригинально-детализированная пластика исполнения каждого фрагментов) оцениваются дополнительным баллом (см. таблицу 2):

Таблица 2