Названия шкал опросника и их интерпретация

Опросник межличностных отношений (ОМО)

Оценка и прогнозирование межличностной совместимости в группе.

Общая характеристика

Опросник межличностных отношений является адаптированным вариантом методики FIRO-В (фундаментальная ориентация межличностных отношений) известного американского психолога Вильяма Шутца (1955-1966 гг.). Автор русскоязычной версии А.А. Рукавишников (1992). Опросник предназначен для диагностики различных аспектов межличностных отношений в парах и группах, прежде всего, совместимости членов группы, коммуникативных особенностей личности, определяющих свойственные ему способы поведения при межличностном контакте. Он может также с успехом применяться в консультативной и коррекционной работе. ОМО состоит из 54 утверждений (приложение 1), к которым надо выразить свое отношение, выбрав один из предлагающихся 5 - 6 вариантов ответа.

- выраженное поведение индивида в области включения

Iw - требуемое поведение в области включения

Се- выраженное поведение индивида в области контроля

Сw - требуемое поведение е области контроля

Ае - выраженное поведение индивида в области аффекта

Аw - требуемое поведение в области аффекта

Методологической основой ОМО является разработанная В. Шутцем теория интерперсонального поведения. Данная теория объясняет межличностное поведение индивидов различным соотношением выраженности у них трех базовых межличностных потребностей: включения (I), контроля (С) и аффекта (А), которые соответствуют трем областям межличностных отношений. Эти потребности формируются и развиваются на ранних стадиях социализации личности. Степень их удовлетворения в этот период определяет характерные ориентации межличностного поведения взрослого индивида во взаимоотношениях с окружающими. Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя и более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения вышеуказанных межличностных потребностей.

Каждый индивид стремится создать для себя оптимальные, психологически приемлемые, удовлетворяющее его взаимоотношения с людьми, которые протекают, согласно Щутца, в двух направлениях:

1. От индивида к другим людям. Это - выраженное (реальное) поведение индивида; обозначается индексом «е». Интенсивность личностного поведения в каждой отдельной области межличностных отношений оценивается в диапазоне «всегда – никогда».

2. От других людей к индивиду. Это - поведение, которое индивид допускает (требует) со стороны других лиц по отношению себя; обозначается индексом «w». Оптимальный для индивида уровень интенсивности поведения окружающих по отношению к себе определяется во всех трех областях межличностных отношений. Интенсивность допускаемой активности окружающих оценивается в диапазоне «всегда – никогда».

Разница между выраженным (e) и требуемым (w) поведением определяет межличностную ориентацию индивида. Чем ближе значение разности (е - w) к нулю, тем более сбалансированы отношения внутри каждой области межличностных отношений и тем менее вероятно развитие внутри личностных конфликтов и фрустрации. Психологически приемлемый для индивида объем интеракций (контактов), определяется суммой (е + w), которая характеризует степень проявления потребности, ее интенсивность.

1. Межличностная потребность включения (I) - это стремление создавать и поддерживать приемлемые отношения с окружающими людьми на основе взаимного интереса. В этой области межличностного взаимодействия реализуется желание индивида чувствовать себя ценной и значимой личностью, т.е. быть человеком непохожим на других, отличаться своей индивидуальностью, тем самым заслуживать внимание и интерес со стороны окружающих, и в итоге, быть принятым социальной группой.

Выраженное поведение индивида в области включения (Iе) интерпретируется как проявление интереса к окружающим, стремление устанавливать контакты о другими людьми, т. е. быть включенным в отношения с ними о целью самореализации

Требуемое поведение в области включения (Iw) интерпретируется как ожидание индивида того, что окружающие проявят свою заинтересованность и стремление установить контакт с ним для последующего взаимодействия.

В области включения происходит процесс формирования отношений между индивидом и группой людей, определяется место индивида в этом процессе. Индивид может быть принятым социальной группой и оказаться “внутри” нее, т.е. стать ее членом или может быть проигнорирован ею и остаться вне группы - «снаружи».

Отличительной чертой реализации потребности включения является стремление индивида занять видное положение в группе, при отсутствии сильной эмоциональной привязанности (свойственно области аффекта) и стремления доминировать (свойственно области контроля). Для описания поведения в области включения используются следующие понятия: индивидуальность; интерес, внимание, признание, известность, сотрудничество, исключение.

Успешное овладение межличностными отношениями обусловливает социально-выровненный тип поведения, при котором взаимодействие с окружающими для индивида не представляют особой трудности. Ощущая себя ценной и значимой личностью, он способен искренне интересоваться окружающими, и при этом с радостью принимать проявления их внимания. Человеку этого типа свойственно чувство уверенности и ощущение комфорта как в окружении людей, так и в состоянии некоторой обособленности от них.

В случае негативного опыта взаимоотношений в области включения, индивид считает отсутствие внимания, интереса к себе подтверждением своей незначительности. Это ощущение вызывает страх одиночества и изоляции, подавить который человек пытается путем обособления, ухода, избегания общения с людьми, что характерно для социально-дефицитного типа поведения, либо интенсивной попыткой включиться в разные группы, навязать свое общение окружающим. Такое поведение свойственно социально-чрезмерному типу.

2. Межличностная потребность контроля (С) определяется как стремление создавать и сохранять удовлетворительные отношения на основе взаимного уважения. В области контроля проявляется желание индивида чувствовать себя компетентным человеком, способным нести ответственность за принимаемые решения, пользоваться среди людей уважением, авторитетом, сила которого определяет степень влияния его на окружающих, т. е. объем власти, и дает возможность ему контролировать действия других и руководить ими в различных ситуациях.

Выраженное поведение индивида в области контроля (Се) заключается в стремлении зарекомендовать себя компетентной и ответственной личностью, способной брать инициативу, принимать окончательные решения, управлять ситуацией, контролируя поведение остальных, и, в результате, пользоваться доверием, авторитетом, уважением.

Требуемое поведение в области контроля (Сw) интерпретируется как ожидание индивидом компетентного руководства со стороны окружающих. Оно связано с оценкой индивида собственных сил и возможностей, предполагает стремление подчиняться, находиться под контролем у авторитета, признанного индивидом.

В области контроля продолжается процесс развития отношений между индивидом и группой, одновременно наблюдается процесс формирования диадных взаимодействий. В системе этих отношений, касающихся распределения власти и контроля, определяется место индивида (вверху - внизу) и выполняемая им роль (руководителя - исполнителя). Поведение, вызванное сильно выраженной потребностью контроля, отличается стремлением доминировать и описывается c помощью следующих понятий: сила, власть, компетентность, ответственность, авторитет, контроль.

Позитивный опыт взаимоотношений в области контроля определяет тип поведения индивида, которому свойственна адекватная самооценка, чувство личной компетентности и ответственности. «Демократ» успешно справляется и с ролью руководителя, одновременно не чувствует себя ущемленным в роли исполнителя. В обоих случаях он пользуется уважением окружающих, поэтому вопрос о власти для него не является болезненным. При негативном опыте взаимоотношений в области контроля у индивида формируется чувство страха оказаться в глазах окружающих безответственным человеком, некомпетентным и неспособным справиться с ситуацией. Враждебность, отсутствие доверия к людям не позволяют индивиду рассчитывать на помощь окружающих в критический момент, поэтому, скрывая свою неуверенность и беспомощность, он стремится либо к подчиненному положению – «Абдикрат», где не надо брать на себя ответственность за принятие решений, либо к вершинам власти, предпочитая авторитарные отношения – «Автократ».

3. Межличностная потребность в аффекте (А) определяется как стремление создавать и удерживать удовлетворительные отношения с людьми на основе взаимной эмоциональной привязанности. В данной области межличностного взаимодействия в процессе эмоционального сближения, установления дружеских отношений реализуется желание индивида быть симпатичной, привлекательной личностью, способной расположить к себе людей, вызвать у них чувство дружбы и любви.

Выраженное поведение индивида в области аффекта (Ае) интерпретируется как стремление индивида устанавливать близкие отношения с привлекательными для него людьми.

Требуемое поведение в области аффекта (Аw) интерпретируется как ожидание индивидом, что окружающие ответят на его чувства своим теплым, дружеским отношением.

Потребность в аффекте в большей степени касается парных взаимодействий, в которых индивидуальная способность к эмоциональному сближению определяет психологическую дистанцию в диаде, поэтому, в этом смысле партнеры могут находиться или «далеко» или «близко» относительно друг друга. Поведение, вызванное сильной потребностью в аффекте, отличается стремлением индивида к тесным контактам, близким отношениям и описывается в следующих понятиях: симпатия, эмоциональная близость, привязанность, дружба, любовь.

Успешно сформированные отношения в области аффекта обуславливают чувственно-уравновешенный тип поведения, при котором индивид уверен в своей привлекательности, способности внушить истинную привязанность. Он одинаково хорошо себя чувствует и в ситуации, требующей тесных эмоциональных уз, и там, где возможно эмоциональное отчужденние. Отсутствие чувства любви, привязанности в отношениях с людьми расценивается как следствие недостаточных знаний и представлений о его личности.

В результате неадекватного удовлетворения потребности в аффекте у индивида формируется низкая самооценка, враждебность и недоверие к чувствам людей по отношению себя, на основе чего возникает страх быть отвергнутым, получить отказ в ответ на проявления своих чувств и симпатий. Отсутствие эмоциональной близости в отношениях расценивается им как следствие своей непривлекательности, неспособности вызвать чувства привязанности, любви, что само по себе очень болезненно. Поэтому, индивид либо избегает близких отношений, сохраняя дистанцию - дефицитный тип поведения, либо стремится войти в тесный контакт с большинством окружающих его людей - чувственно-чрезмерный тип поведения.