ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ

Глава 6.

Суть метода М. Монтессори заключается в том, что ребенок все­гда сам выбирает из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность развития. Практика сво­бодного выбора способствует формированию самостоятельности

Формирование саморегуляции поведения и навыков общения.

Активное включение родителей в процесс психологической коррекции и диагностики. Присутствуя на занятиях, родите­ли сами видят и оценивают потенциальные возможности ре­бенка, что способствует более адекватному восприятию про­блем и перспектив его дальнейшего психического развития.

Второе направление психологической коррекции содержит следующие задачи:

— обучение ребенка доступным видам предметно-практичес­кой деятельности;

— формирование навыков самообслуживания;

Для реализации этих задач целесообразно использовать спе­циальные методы, разработанные М. Монтессори (Монтессо-ри М., 1986; 2000).

Концепция Монтессори в целом построена на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для развития психики детей с наруше­ниями в развитии. Разработанный автором методический матери­ал пользуется огромной популярностью в лечебной педагогике.

и инициативы у ребенка. Методической основой для использова­ния дидактического набора М. Монтессори в нсихокоррекционной работе с детьми являются ее направленность на качественное раз­витие психических функций. Занятия проводятся индивидуально или в небольшой группе детей. Время занятий колеблется от 30 до 60 минут. Отношения между психологом и ребенком регулируют­ся следующими положениями:

1. Ребенок стимулируется к активной самостоятельной рабо­те с помощью специальных подготовительных упражнений.

2. Психолог предоставляет ребенку свободу выбора материа­ла для работы.

3. Выполнению заданий в случае, если ребенок не знаком с ра­ботой, предшествует демонстрация. Психолог выполняет задание, показывает ребенку возможность контроля над ошибками и ис­правления их.

4. Во время демонстрации психолог не должен тормозить ак­тивность ребенка, и если он активен и желает выполнить задание сам, то необходимо помочь ему.

5. Во время работы с материалом позиция психолога сводит­ся к активному наблюдению.

6. Темп работы и время, необходимое для выполнения упраж­нений, индивидуальны для каждого ребенка.

7. Если ребенок во время выполнения задания допускает ошиб­ки, они не исправляются психологом. Можно привлечь внимание ребенка к ошибке, чтобы он мог исправить ее самостоятельно.

8. По окончании работы ребенок самостоятельно опреде­ляет, будет ли он повторять упражнение или начнет выполнять новое.

Выделяются следующие требования к коррекционным упраж­нениям;

1. Упражнения должны иметь связь с реальной деятельнос­тью, иметь осознаваемую ребенком цель.

2. Упражнения должны предъявляться с постепенно возрас­тающей сложностью.

3. Начальные упражнения по развитию сенсорных и элемен­тарных практических навыков должны содержать возможность «механического контроля» допускаемых ошибок.

4. Материал для упражнений должен быть привлекательным для ребенка, иметь цветовую кодировку.

Опыт нашей работы показал высокую эффективность занятий по системе Монтессори с детьми с тяжелыми формами интеллек­туальных нарушений. Психокоррекционная работа должна прово­диться в тесном контакте с логопедом и педагогом-дефектологом.

Учитывая разнообразие и тяжесть клинических проявлений у детей с поврежденным психическим развитием, выраженных в нарушениях эмоционально-волевой сферы, интеграции поведе­ния, в сопутствующих синдромах (эпилептический, гипердинами­ческий, апатоабулический и др.) дети должны обязательно на­блюдаться невропатологом или психоневрологом. В связи с этим при составлении программы психологической коррекции психо­лог должен обязательно проконсультироваться с клиницистами.