Объект и предмет исследования в психологии

Объектом исследования какой-либо науки выступает определенный фрагмент реально-сти, на который направлены исследовательские действия данной науки. Предметом исследо-

вания является какая-либо часть (сторона, проявление) объекта. Предмет исследования ука-зывает на аспект изучения объекта, специфику науки, которая исследует объект. В психологии чаще всего объектом исследования выступают носители психики: живот-ные и человек. Поскольку человек чаще всего входит в состав различных групп (семья, про-изводственный коллектив и т.д.), то в качестве объекта психологического исследования мо-гут выступать различные социальные группы. Предметом исследований в психологии выступает психика в целом или ее отдельные стороны и проявления. Это могут быть психические процессы, состояния, свойства как в от-дельности и на различных уровнях психической организации. Это позволяет исследовать че-ловека как индивидуальность, личность, субъект, индивид и т.д. В ряде теоретических методологических исследований (И.И.Иванова, В.Г.Асеев) ука-зывается, что психика может выступать не только предметом, но и объектом исследования. В советской психологии в качестве предмета исследования чаще всего называлась психическая деятельность человека. А.В.Петровский по поводу предмета психологии указывал, что она изучает «факты, закономерности и механизмы психики». Подобное разночтение позволило В.И.Слободчикову писать, что «собственно единой психологии не существует, а есть раз-личные направления, течения, научные школы…» Проблема четкого выделения объекта и предмета психологии остается актуальной и на сегодняшний день.

2.4 Цели и задачи психологииОсновная цель психологической науки состоит в познании психического во всех его проявлениях –от элементарных психических актов (ощущений) до личности и поведения. Процесс достижения этой цели предполагает с одной стороны, выяснение места чело-века в мире, а с другой стороны - использование полученных психологических знаний в по-вседневной практике. Таким образом, цель дробится на глобально-теоретическую и практи-ческую. Следствием такого дробления является дифференциация науки на систему отрасле-вых дисциплин со своими более конкретными целями и задачами. Достижение цели осуществляется посредством решения отдельных задач. Задачи науки - это своеобразные шаги на пути к достижению цели. К основным задачам психологии относятся следующие: 1.Выявление и описание конкретных фактов психической жизни. 2.Объяснение психических фактов путем раскрытия психологических закономерностей. 3.Выяснение механизмов проявления психологических закономерностей (законов)

2.5 Основные проблемы психологииВ.В.Никандров предлагает рассматривать основные проблемы, стоящие перед психоло-гией, в виде совокупности «проблемных осей». Полюса этих осей – оппозиции, отражающие крайние проявления рассматриваемого аспекта. Биологическое - социальное. Проблема заключается в выяснении соотношения (пропор-ций) этих двух начал в природе человека и их вкладе в детерминацию сознания и поведения. Филогенез – онтогенез. Изменение психики человека происходит как в процессе его ис-торического развития (филогенез), так и в процессе индивидуального развития (онтогенез). Любой человек-это продукт двух процессов и должен рассматриваться при исследовании в этом качестве.

Индивидуальное - общественное. Человек как существо сугубо социальное не мыслим вне общества. Общественное сознание реализуется через действие совокупности индивиду-альных сознаний. Проблема заключается в выяснении психологических механизмов этой реализации и влиянии социальных норм на индивидуальное сознание.

Сознательное - бессознательное. Наличие у человека двух уровней психики, а именно сознательного и бессознательного, ставит проблему их соотношения и проявления в поведе-нии человека. В норме эти два начала сбалансированы.

Типическое (общее)- специфическое (особенное и единичное) Эта ось обусловлена тем, что человек, с одной стороны есть представитель некоторых общностей (как биологических, так и социальных), а с другой- выделяется из них, противостоит им, в частности, проявлени-ем нонконформизма.

Норма- патология. Большинство отраслей психологии оперируют среднестатистиче-скими показателями психики и поведения, имея в виду то, что они и являются «нормой». Между тем, грань между нормой и патологией в ряде случаев является очень тонкой и плохо диагностируемой.