Переходные реакторы.
Эти реакторы применяют на электровозах для ограничения тока в секции в процессе ее шунтирования при регулировании напряжения на вторичной обмотке трансформатора. Реакторы выполняют как с магнито-проводами, так и без них. В переходном реакторе с магнитопроводом вследствие нелинейности характеристики на магничивания амплитуда суммарного тока, обусловленная насыщением магнитной цепи, достигает больших значений. Для снижения ее и уменьшения массы реакторов широко применяют переходные реакторы без магнитопроводов, имеющие линейную характеристику. Индуктивность такого реактора зависит от геометрических размеров и конструкции обмотки.
Таблица 7
Показатель | Переходной реактор типа | ||
Пра - 1М Пра - 2 | Пра-ЗА | Пра-48 | |
Серия электровоза | ВЛ60« | ВЛ80" | ВЛ80Т, ВЛ80Р |
Номинальное напряжение между выводами, В | |||
Ток ветвн, А, в режиме: часовом | |||
продолжительном | |||
Индуктивное сопротивление, Ом | 0,26 | 0,12 | 0,12 |
Число витков | |||
Площадь сечения шины, мм 2 | 6X60 | 8X60 | 8X60 |
Масса реактора, кг |
На отечественных электровозах применяют переходные реакторы ПРА-1М и ПРА-2, ПРА-ЗА, ПРА-48.
Каждый реактор состоит из двух самостоятельных аппаратов, размещенных один над другим (рис. 121). Этим достигается наиболее выгодное использование площади кузова и взаимной индуктивности реакторов. Каждый аппарат имеет четыре катушки /, включается в одно из плеч трансформатора и работает самостоятельно. По конструкции и схеме все отечественные переходные реакторы одинаковы. Каждая катушка намотана плашмя в один слой из двух параллельных шин алюминия. Между параллельными шинами предусмотрены зазоры 3 мм, между витками — 8 мм. Катушка в радиальном направлении скреплена восемью бандажами из стеклоленты, в осевом — шпильками 2 из дюралюминия. Для предотвращения чрезмерного нагрева находящихся вблизи реактора стальных конструкций сверху и снизу реактора устанавливают экранирующие шихтованные стальные пакеты 3. Характеристики переходных реакторов приведены в табл. 7.
Реакторы токоограничивающие.Их применяют на электропоездах ЭР9 и ЭР9П выпуска до 1976 г. для ограничения тока короткого замыкания в выпрямителе и как датчики для отключения главного выключателя.
На любом моторном вагоне установлено три токоограничиваюших реактора ТР-400 каждый в отдельном кожухе. Реактор не имеет магнитопровода, состоит из силовой катушки и дополнительной вторичной обмотки, с которой подается импульс на отключение главного выключателя. Силовая катушка имеет 28 витков из медной шины площадью сечения 5,5x40 мм, дополнительная, расположенная между слоями силовой катушки,—18 витков из провода ПБД диаметром 2,02 мм. Катушки укреплены монтажными колодками на стеклотекстолитовой плите (основании), установленной на изоляторах в общем кожухе.