Реверсоры.

Технические данные реостатных контроллеров

Тип контроллера...............................................................КСП-1А 1 КС-009

номинальное напряжение силовой цепи, кВ…………….....3 3

Номинальное напряжение цепи управления, В .……… 50 110

Число позиций главного кулачкового вала .......……..18 20

Угол поворота главного кулачкового вала на одну

позицию, град.................................………….……..……. 20 18

Время свободного вращения главного кулачкового

вала при проходе всех позиций при давлении

0,5 МПа (кгс/см2), с ……………………………………. 6—7 7—9

Масса, кг........................................................................88 110.

Общие сведения.Реверсоры, тормоз­ные переключатели, переключатели нап­ряжения и мотор-вентиляторов отно­сятся к групповым контакторам с двух­позиционным приводом, которые произ­водят переключения при отсутствии тока в силовых цепях; поэтому их выпол­няют без дугогашения. Они имеют, как правило, пневматические приводы. Такой привод состоит из цилиндра 1 (рис. 182, аг), двух поршней 2 и 7, жестко соеди­ненных зубчатой рейкой 8, рейкой 11 с пальцем 10 или штоком 34. Рейки 8 и 11 через сектор 4, водило 9 или шестер­ню 12 либо через сухарь 35, поводок 36 поступательное движение поршней прев­ращают во вращательное движение ку­лачкового вала 13 либо 37 или барабанов 5 с сегментами, к которым прижаты контактные пальцы 6. Пои возбуждении

одного из вентилей 3 поршни переходят в одно из крайних положений. Эти поло­жения сохраняются и при перерывах питания катушек вентилей 3 или отсут­ствии сжатого воздуха. В приводе (см. рис. 182, в) при повороте вала 13 его шайбы 14 роликами 19 в заданной последовательности давят на рычаги 21, замыкая самоустанавливающиеся подвижные контакты 15, 24 с неподвиж­ными контактами 16, 23. Контакты 15, 24 электрически соединены гибким про­водом, который подключен к выводу-20. Выводы 18, 20 и 22 укреплены на изо­ляционной планке 17.

Привод по схеме рис. 182, а обычно обеспечивает угол поворота барабана 90—120°, что дает возможность увели­чить воздушный зазор между силовыми сегментами; применяют его на тормоз­ных переключателях. Привод с криво­шипным механизмом (см. рис. 182, б иг) поворачивает барабан на 30°, а у при­вода по схеме рис. 182, в угол поворота вала может быть любым и зависит от диаметра шестерни 12 и длины зубчатой рейки. Первым оборудованы реверсоры и переключатели мотор-вентиляторов, а вторым — реверсоры и тормозные перек­лючатели отечественных электровозов.

Пневматические поршневые приводы имеют значительную массу. Кроме того, скорость движения поршня и поворот вала аппарата непостоянны и зависят от состояния кожаных манжет и качест­ва смазки. Эти приводы трудоемки в изготовлении и требуют больших затрат труда при ремонте и эксплуатации в связи с необходимостью разборки для прожировки или замены кожаных ман­жет. Поэтому в последнее время на электроподвижном составе начали внед­рять диафрагменные двухпозиционные приводы (для реверсоров РК-8, тормоз­ных переключателей ТК-8, переключа­телей мотор-вентиляторов ПШ-5Б, быст­родействующих выключателей БВП-ЗА, групповых переключателей ПКГ-6, ПКГ- 4 и других аппаратов).

Приводы изготовляют на базе диафрагменных камер одностороннего дейст­вия. Основными частями такого привода являются каркас, камеры и передающий механизм (рычаги, вилка, шток и т.д.). Камера (рис. 182, д) состоит из корпуса28,

 

 

 

 

 

крышки 31, между которыми зажата резиновая диафрагма 30. Диафрагма внутренней поверхностью опирается на диск 33, закрепленный на штоке 25. Дру­гой конец штока соединен с валом, барабаном или упором аппарата, напри­мер с рычагом кулачкового вала ревер­сора. Щток вставлен в отверстие корпуса 28 и шайбы 26 с зазором, что позволяет ему несколько отклоняться от централь­ного положения. Это дает возможность применять диафрагменный привод в ап­паратах с качающимся рычагом, напри­мер в быстродействующих выключателях Подвод сжатого воздуха от электромаг­

нитного вентиля в камеру осущест­вляется через бобышку 32, приварен­ную к крышке 31. При поступлении сжатого воздуха диафрагма прогибается и давит на диск, вызывая поворот вала или перемещение якоря (быстродейст­вующий выключатель). Возврат диаф­рагмы в исходное положение происхо­дит под действием пружины 29. Кре­пят камеру к каркасу аппарата бол­тами 27.

Реверсором называют ап­парат, которым осуществляют переклю­чения с целью изменения направления тока в обмотках возбуждения или обмот-

 

 

Рис. 183 Принципиальные схемы переключения обмоток главных полюсов тяговых двигателей M1 и М2 реверсорами барабанным (а) и кулачковым (б):

1 — палец, 2 — вал, 3 — сегмент, 4 к 5 — подвижные контакты, 6 — неподвижный контакт

 

ках якорей тяговых двигателей для перемены направления вращения вала якоря и, следовательно, изменения на­правления движения локомотива. На электровозах ЧС2, ЧС2Т и ЧС4Т ревер­сорами также отключают неисправные тяговые двигатели и переключают сило­вые цепи в аварийный режим.

Реверсор, как правило, включают в цепь обмоток возбуждения тяговых дви­гателей, так как в этом случае напря­жение между его рабочими частями зна­чительно меньше, чем у реверсоров, включенных в цепи обмоток якорей; это позволяет уменьшить габаритные размеры аппарата. На электровозах ВЛ10, ВЛ10у, ЧС2, ЧС2Т, ЧС4Т и др. в целях упрощения схемы силовых це­пей реверсоры включены в цепи обмоток якорей.

Реверсоры выполняют барабанного типа с пальцевыми контактами и кулач­кового типа с кулачковыми контактора­ми Реверсоры отечественного производ­ства имеют положения «Вперед» и «На­зад», а электровозов ЧС4, ЧС2, ЧС21' — «Вперед», «Нулевое положение» и «На­зад».

Контактные сегменты силовой цепи реверсоров смонтированы попарно, и в зависимости от угла поворота вала реверсора пальцы соединяются друг с другом так, что при положении «Вперед» ток / (рис. 183) протекает через об­мотки главных полюсов тяговых двига­телей в одном направлении, а при поло­жении «Назад» — в другом. Реверсором управляют дистанционно с помощью реверсивной рукоятки контроллера ма­шиниста. В нулевое положение бара­баны реверсоров электровозов ЧС2Т, ЧС2, ЧС4Т устанавливают вручную, ког­да необходимо выключить из силовой цепи неисправный тяговый двигатель.

Реверсоры барабанного типа. В основном они имеют одина­ковое конструктивное выполнение. Каж­дый реверсор состоит из привода, ба­рабана и пальцев 1. Барабан состоит из стального вала 2, сегментодержате- лей и сегментов 3. Конструкция паль­цев в основном зависит от силы тока. При больших токах, вызывающих зна­чительное увеличение размеров пальца (ширина более 25 мм), применяют нес­колько пальцев, включенных параллель­но. В реверсорах для токов более 200 А делают более устойчивую конструкцию пальцев с цилиндрической пружиной; все части реверсора крепят на изоли­рованных стальных стержнях.

Реверсоры кулачкового типа. На сварной боковине / ре­версора РК-8А (рис. 184, а) укреплен двухпозиционный пневматический при­вод 2, который через рейку и шестерню 4 связан со стальным валом 3. На вал насажены кулачковые шайбы 7. Вал вращается в подшипниках, установлен­ных в боковинах. Подача сжатого воз­духа в левую и правую полости ци­линдра привода осуществляется электро­

 

 

 

 

Рис Реверсоры а — РК-8 с поршневым приводом по схеме рис 182, в; б — диафраг- менным приводом по схе­ме рис 182, (3, в — ПР-320А с приводом по схеме, г

 

магнитными вентилями 5 включающего действия. На планках 6 укреплены кулачковые контакторы без дугогаше- ния. Конструкция контактора позво­ляет производить быструю его разборку и смену изоляционных планок Враще­ние кулачкового вала через тягу пере­дается блокировочным сегментам, замы­кающим соответствующие контактные пальцы 8. Подобную конструкцию имеют реверсоры электровозов ВЛ8, ВЛ10, ВЛ10У.

Реверсоры и переключатели ПВ-176 (на электровозах ВЛ80Р, для дистанци­онного отключения ВИП из коридора кузова) выпускают также с диафрагмен- ным приводом 9 (рис. 184, б). Конструк­цию реверсора ПР-320А с каркасом из алюминиевых рам 10 электропоездов ЭР1 и ЭР2 поясняет рис 184, в.

Общие сведения.Реверсоры, тормоз­ные переключатели, переключатели нап­ряжения и мотор-вентиляторов отно­сятся к групповым контакторам с двух­позиционным приводом, которые произ­водят переключения при отсутствии тока в силовых цепях; поэтому их выпол­няют без дугогашения. Они имеют, как правило, пневматические приводы. Такой привод состоит из цилиндра 1 (рис. 182, аг), двух поршней 2 и 7, жестко соеди­ненных зубчатой рейкой 8, рейкой 11 с пальцем 10 или штоком 34. Рейки 8 и 11 через сектор 4, водило 9 или шестер­ню 12 либо через сухарь 35, поводок 36 поступательное движение поршней прев­ращают во вращательное движение ку­лачкового вала 13 либо 37 или барабанов 5 с сегментами, к которым прижаты контактные пальцы 6. Пои возбуждении

одного из вентилей 3 поршни переходят в одно из крайних положений. Эти поло­жения сохраняются и при перерывах питания катушек вентилей 3 или отсут­ствии сжатого воздуха. В приводе (см. рис. 182, в) при повороте вала 13 его шайбы 14 роликами 19 в заданной последовательности давят на рычаги 21, замыкая самоустанавливающиеся подвижные контакты 15, 24 с неподвиж­ными контактами 16, 23. Контакты 15, 24 электрически соединены гибким про­водом, который подключен к выводу-20. Выводы 18, 20 и 22 укреплены на изо­ляционной планке 17.

Привод по схеме рис. 182, а обычно обеспечивает угол поворота барабана 90—120°, что дает возможность увели­чить воздушный зазор между силовыми сегментами; применяют его на тормоз­ных переключателях. Привод с криво­шипным механизмом (см. рис. 182, б иг) поворачивает барабан на 30°, а у при­вода по схеме рис. 182, в угол поворота вала может быть любым и зависит от диаметра шестерни 12 и длины зубчатой рейки. Первым оборудованы реверсоры и переключатели мотор-вентиляторов, а вторым — реверсоры и тормозные перек­лючатели отечественных электровозов.

Пневматические поршневые приводы имеют значительную массу. Кроме того, скорость движения поршня и поворот вала аппарата непостоянны и зависят от состояния кожаных манжет и качест­ва смазки. Эти приводы трудоемки в изготовлении и требуют больших затрат труда при ремонте и эксплуатации в связи с необходимостью разборки для прожировки или замены кожаных ман­жет. Поэтому в последнее время на электроподвижном составе начали внед­рять диафрагменные двухпозиционные приводы (для реверсоров РК-8, тормоз­ных переключателей ТК-8, переключа­телей мотор-вентиляторов ПШ-5Б, быст­родействующих выключателей БВП-ЗА, групповых переключателей ПКГ-6, ПКГ- 4 и других аппаратов).

Приводы изготовляют на базе диафрагменных камер одностороннего дейст­вия. Основными частями такого привода являются каркас, камеры и передающий механизм (рычаги, вилка, шток и т.д.). Камера (рис. 182, д) состоит из корпуса28,

 

 

 

 

 

крышки 31, между которыми зажата резиновая диафрагма 30. Диафрагма внутренней поверхностью опирается на диск 33, закрепленный на штоке 25. Дру­гой конец штока соединен с валом, барабаном или упором аппарата, напри­мер с рычагом кулачкового вала ревер­сора. Щток вставлен в отверстие корпуса 28 и шайбы 26 с зазором, что позволяет ему несколько отклоняться от централь­ного положения. Это дает возможность применять диафрагменный привод в ап­паратах с качающимся рычагом, напри­мер в быстродействующих выключателях Подвод сжатого воздуха от электромаг­

нитного вентиля в камеру осущест­вляется через бобышку 32, приварен­ную к крышке 31. При поступлении сжатого воздуха диафрагма прогибается и давит на диск, вызывая поворот вала или перемещение якоря (быстродейст­вующий выключатель). Возврат диаф­рагмы в исходное положение происхо­дит под действием пружины 29. Кре­пят камеру к каркасу аппарата бол­тами 27.

Тормозные переключатели. Они пред­назначены для переключения силовой це­пи и цепи управления с тягового режима работы на тормозной и обратно и имеют два фиксированных положения. «Тяго­вый режим» и «Тормозной режим»

Тормозные переключатели, как и ре­версоры, выполняют барабанного типа с пальцевыми контактами и кулачкового типа с кулачковыми контакторами без дугогашения. В конструктивном отноше­нии они отличаются от реверсора только числом контактных пальцев (или кон­такторов), а также числом и формой силовых сегментов

Переключатели мотор-вентиляторов. Мотор-вентиляторы осуществляют ох­лаждение тяговых двигателей и часть электроаппаратов Если нет опасности недопустимого нагрева тяговых двига­телей (при езде резервом или с легким составом) и попадания в них снега, нет надобности в работе мотор-венти­ляторов при номинальном напряжении (на параллельном соединении). Для уменьшения расхода электроэнергии, из­носа машин и шума на электровозах постоянного тока предусматривают два режима работы мотор-вентиляторов: «Высокая скорость» (параллельное сое­динение) и «Низкая скорость» (после­довательное соединение). Так как элек­тродвигателями вентиляторов приводят­ся в движение генераторы управления, то при изменении частоты вращения мо­тор-вентиляторов будет изменяться и напряжение генераторов. Для поддержа­ния в цепи напряжения 50 В необхо­димо менять режим работы генераторов управления.

 

 

 
 

 


Тормозные переключатели и переключатели вентеляторов а —поршневым приводом, в; б — диафрагменным приводом, в— с приводом по

На электровозах отечественного про­изводства в основном применяют пере­ключатели мотор-вентиляторов ПШ-5. Переключатель ПШ-5 состоит из пневма­тического двухпозиционного привода и бакелитового цилиндра, на котором укреплены медные контактные сегменты. Эти сегменты в зависимости от поло­жения цилиндра замыкают друг с дру­гом пальцы высоковольтной цепи и цепи управления, укрепленные на изоляцион­ных стойках. Переключатели ПШ-5 вы­пускают и с диафрагменными приводами.

Переключатели ослабления возбужде­ния. На электровозах ВЛ60 первых вы­пусков, ЧС2 и др. такие переключате­ли применяют для отключения и под­ключения секций резисторов параллель­но обмоткам возбуждения тяговых двигателей с целью изменения коэф­фициента возбуждения. Это переклю­чатели кулачкового типа с пневматичес­ким приводом, по конструкции они от­личаются от реверсоров числом пози­ций, разверткой кулачковых шайб и монтажом высоковольтных цепей.