Сущность, структура педагогической технологии

Лекция 1

Алгоритм обследования.

Показания к РКТ – выявленные при УЗИ очаговые образования печени, выявленные при УЗИ очаговые образования поджелудочной железы, подозрения на рубцовые изменения в проекции желчного пузыря, высказанное по результатам УЗИ, дифференциальная диагностика причин механической желтухи.

Предварительная подготовка к РКТ – накануне исследования (на ночь) 7-10 мл водорастворимого контрастного вещества (омнипак), разведённого в стакане воды; за 1-1.5 часа до исследования повторный приём той же дозы контрастного вещества.

Контрастное усиление – внутривенное введение 40-80 мл 60-76% раствора контрастного вещества.

 

 

  1. Всем больным на первом этапе обследования выполняют УЗИ.
  2. При ультразвуковых признаках очаговых образований печени и поджелудочной железы, получении недостаточной информации о состоянии поджелудочной железы на втором этапе обследования используют РКТ с целью уточнения характера изменений.
  3. При ультразвуковых признаках биллиарной гипертензии, наличии у больных эпизодов желтухи в анамнезе на втором этапе обследования проводят ЭРХПГ.

Тема: Образовательная технология: эволюция понятия и сущность

 

Содержание учебного материала:

1. Сущность, структура педагогической технологии.

2. Критерии технологичности, источники и научные основы пед. технологий.

3. Классификации педагогических технологий.

 

Литература:

1. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения: Учебн. пособие. - Омск: ОмГПУ, 2002.

2. Аношкин А.П., Теории, системы, технологии образования: Конспект- пособие.- Омск: ОмГПУ, 2001.

3. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие. - М., 1997.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии./Учеб. - метод, пособие.- М., 2000.

5. Маврин С.А. Педагогические системы и технологии: Уч. пособие для студентов педвузов.- Омск, 1993.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Учеб. пособие/ Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1999.- Гл. .15.

7. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. спец./ под ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/д, 2002.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

9. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования. - Омск: ОмГПИ, 1993.

 

Понятие «педагогическая технология» появилось в США в начале 60-х годов. Существуют три подхода к определению данного понятия: 1) синоним понятий «методика» и «форма организации обучения»; 2) совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств, форм обучения»;

3) совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить результат с заданными свойствами;

Сущность педагогической технологии состоит в полной управляемости учебного процесса, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла, детальном определении конечного результата и его точном достижении.

Г.К. Селевко выделяет в педагогической технологии 3 аспекта:

1) научный – область пед. науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проектирующая пед. процессы (ученый методолог);

2) процессуально-описательный – алгоритм процесса, т.е. совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения (ученый-методист);

3) процессуально-действенный – осуществление педагогического процесса (учитель).

 

Педагогическая технология рассматривается на 3-х иерархически соподчиненных уровнях:

1. Общепедагогический –педагогическая технология – синоним педагогической системе (совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов образовательного образовательного процесса). Например, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения ит.д.

2. Частнометодический (предметный) – разрабатывается в рамках одной методики преподавания. Например, технология преподавания математики, естествознания в начальной школе.

3. Локальный – направлена на решение частной дидактической задачи. Например, технология урока, самостоятельной работы, повторения и контроля знаний.

 

Структура педагогической технологии (по Г.К. Селевко):

I. Концептуальные основы – теоретические идеи, составляющие основу технологии.

II. Содержательная часть:

- цели обучения (общие и конкретные);

- содержание учебного материала.

 

III. Процессуальная часть:

- организация учебного процесса;

- методы и формы работы учителя;

- методы и формы деятельности учащихся;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

 

По В.П. Беспалько:

1. Диагностика обученности детей;

2. Целеполагание – цель ставится диагностично (очень точно); детальное писание прогнозируемого результата и критериеа его оценки;

3. Проектирование дидактического взаимодействия – мысленное представление и фиксирование на бумаге его хода и деталей.

4. Организация взаимодействия.

5. Анализ его результативности.

6. Коррекция процесса и результатов дидактического взаимодействия – деятельность по устранению пробелов в обученности школьников; внесение изменений в проект.

 

2. Критерии технологичности:

1. Концептуальность – опора на определенную научную концепцию (философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое достижение образовательных целей).

2. Системность – целостность, логика процесса, взаимосвязь всех частей.

3. Управляемость – возможность целеполагания, планирования, проектирования, диагностики с целью коррекции результатов.

4. Эффективность – гарантированность достижения образовательного стандарта, оптимальность по затратам и эффективность по результатам.

5. Воспроизводимость – возможность применения др. субъектами, в других образовательных учреждениях.

 

Источники педагогических технологий:

- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

- наука;

- передовой педагогический опыт;

- опыт прошлого;

- народная педагогика.

 

Научные основы педагогической технологии:

1) Философски е основы –общие регулятивы, входящие в состав методологического ее обеспечения.

- материализм; - природосообразность;

- идеализм; - атропософия;

- диалектика; - теософия;

- метофизика; - прагматизм;

- сциентизм; - экзистенциализм;

- гуманизм;

 

2) Психологические – ведущий фактор психического развития:

- биогенные – определяются наследственностью;

- социогенные – определяются социальным опытом, результатами обучения4

- психогенные – самим человеком, его предшествующим опытом, психическими процессами самосовершенствования;

- идеалитические – нематериальное происхождение личности и ее качеств.