Сущность, структура педагогической технологии
Лекция 1
Алгоритм обследования.
Показания к РКТ – выявленные при УЗИ очаговые образования печени, выявленные при УЗИ очаговые образования поджелудочной железы, подозрения на рубцовые изменения в проекции желчного пузыря, высказанное по результатам УЗИ, дифференциальная диагностика причин механической желтухи.
Предварительная подготовка к РКТ – накануне исследования (на ночь) 7-10 мл водорастворимого контрастного вещества (омнипак), разведённого в стакане воды; за 1-1.5 часа до исследования повторный приём той же дозы контрастного вещества.
Контрастное усиление – внутривенное введение 40-80 мл 60-76% раствора контрастного вещества.
- Всем больным на первом этапе обследования выполняют УЗИ.
- При ультразвуковых признаках очаговых образований печени и поджелудочной железы, получении недостаточной информации о состоянии поджелудочной железы на втором этапе обследования используют РКТ с целью уточнения характера изменений.
- При ультразвуковых признаках биллиарной гипертензии, наличии у больных эпизодов желтухи в анамнезе на втором этапе обследования проводят ЭРХПГ.
Тема: Образовательная технология: эволюция понятия и сущность
Содержание учебного материала:
1. Сущность, структура педагогической технологии.
2. Критерии технологичности, источники и научные основы пед. технологий.
3. Классификации педагогических технологий.
Литература:
1. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения: Учебн. пособие. - Омск: ОмГПУ, 2002.
2. Аношкин А.П., Теории, системы, технологии образования: Конспект- пособие.- Омск: ОмГПУ, 2001.
3. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие. - М., 1997.
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии./Учеб. - метод, пособие.- М., 2000.
5. Маврин С.А. Педагогические системы и технологии: Уч. пособие для студентов педвузов.- Омск, 1993.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Учеб. пособие/ Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1999.- Гл. .15.
7. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. спец./ под ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/д, 2002.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
9. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования. - Омск: ОмГПИ, 1993.
Понятие «педагогическая технология» появилось в США в начале 60-х годов. Существуют три подхода к определению данного понятия: 1) синоним понятий «методика» и «форма организации обучения»; 2) совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств, форм обучения»;
3) совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить результат с заданными свойствами;
Сущность педагогической технологии состоит в полной управляемости учебного процесса, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла, детальном определении конечного результата и его точном достижении.
Г.К. Селевко выделяет в педагогической технологии 3 аспекта:
1) научный – область пед. науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проектирующая пед. процессы (ученый методолог);
2) процессуально-описательный – алгоритм процесса, т.е. совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения (ученый-методист);
3) процессуально-действенный – осуществление педагогического процесса (учитель).
Педагогическая технология рассматривается на 3-х иерархически соподчиненных уровнях:
1. Общепедагогический –педагогическая технология – синоним педагогической системе (совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов образовательного образовательного процесса). Например, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения ит.д.
2. Частнометодический (предметный) – разрабатывается в рамках одной методики преподавания. Например, технология преподавания математики, естествознания в начальной школе.
3. Локальный – направлена на решение частной дидактической задачи. Например, технология урока, самостоятельной работы, повторения и контроля знаний.
Структура педагогической технологии (по Г.К. Селевко):
I. Концептуальные основы – теоретические идеи, составляющие основу технологии.
II. Содержательная часть:
- цели обучения (общие и конкретные);
- содержание учебного материала.
III. Процессуальная часть:
- организация учебного процесса;
- методы и формы работы учителя;
- методы и формы деятельности учащихся;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
По В.П. Беспалько:
1. Диагностика обученности детей;
2. Целеполагание – цель ставится диагностично (очень точно); детальное писание прогнозируемого результата и критериеа его оценки;
3. Проектирование дидактического взаимодействия – мысленное представление и фиксирование на бумаге его хода и деталей.
4. Организация взаимодействия.
5. Анализ его результативности.
6. Коррекция процесса и результатов дидактического взаимодействия – деятельность по устранению пробелов в обученности школьников; внесение изменений в проект.
2. Критерии технологичности:
1. Концептуальность – опора на определенную научную концепцию (философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое достижение образовательных целей).
2. Системность – целостность, логика процесса, взаимосвязь всех частей.
3. Управляемость – возможность целеполагания, планирования, проектирования, диагностики с целью коррекции результатов.
4. Эффективность – гарантированность достижения образовательного стандарта, оптимальность по затратам и эффективность по результатам.
5. Воспроизводимость – возможность применения др. субъектами, в других образовательных учреждениях.
Источники педагогических технологий:
- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
- наука;
- передовой педагогический опыт;
- опыт прошлого;
- народная педагогика.
Научные основы педагогической технологии:
1) Философски е основы –общие регулятивы, входящие в состав методологического ее обеспечения.
- материализм; - природосообразность;
- идеализм; - атропософия;
- диалектика; - теософия;
- метофизика; - прагматизм;
- сциентизм; - экзистенциализм;
- гуманизм;
2) Психологические – ведущий фактор психического развития:
- биогенные – определяются наследственностью;
- социогенные – определяются социальным опытом, результатами обучения4
- психогенные – самим человеком, его предшествующим опытом, психическими процессами самосовершенствования;
- идеалитические – нематериальное происхождение личности и ее качеств.