Групповые контакторы
Общие сведения.Групповыми контакторами называют аппараты, состоящие из нескольких кулачковых контакторов (контакторных элементов) или выключателей контакторного типа с общим механическим приводом, обычно кулачковым. Кулачки, управляющие контакторами, объединяются общим валом, для вра щения которого аппарат снабжают приводом.
Индивидуальные контакторы по сравнению с групповыми имеют простую конструкцию, однако применение их значительно усложняет цепи управления из-за необходимости иметь большое число блок-контактов для обеспечения последовательности срабатывания контакторов. Поэтому применение групповых контакторов позволяет значительно сократить число электрических блокировок (последовательность замыкания и размыкания контактов обеспечивается разверткой кулачковых шайб), упростить электрические цепи, повысить их надежность и уменьшить размеры контроллера машиниста.
Название группового контактора обычно связано с теми функциями, которые выполняют его кулачковые контакторы, например: групповые контакторы, предназначенные для переключения тяговых двигателей с одного соединения на другое, называют групповыми переключателями; групповые контакторы, переключающие ступени реостатов (резисторов),— реостатными контроллерами
Основными частями группового контактора являются кулачковые контакторы, кулачковый вал с кулачковыми шайбами или кулачками, привод, блокировочное устройство и корпус.
Кулачковые контакторы.По принципу действия кулачков или кулачковых шайб различают контакторы:
работающие на замыкание (рис. 171, а), т.е. с замыкающими контактами / и 2, которые замыкают цепь тока под действием выступа кулачковой шайбы 4,
а размыкают под действием пружины или собственного веса подвижной системы. Нажатие контактов создается усилием притирающей пружины 3\
работающие на размыкание (рис. 171, б), т.е. с размыкающими контактами, которые замыкаются под действием включающей пружины 7; размыкаются они под действием выступа кулачковой шайбы 4, который с помощью ролика и рычага подвижного контакта 2 сжимает включающую пружину.
К первому виду относятся кулачковые контакторы типа КЭ-1 групповых переключателей электровозов ВЛ8, ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11 и др.; ко второму — например, кулачковые контакторы групповых переключателей и главных контроллеров электровозов ВЛ60К, ВЛ80, ВЛ80Т, ВЛ80° и кулачковые контакторы типов КЭ-4 и КЗ-30 электропоездов. Оба вида кулачковых контакторов на э.п.с. имеют примерно одинаковое распространение.
Кулачковые контакторы выполняют как с дугогашением, так и без него (рис. 172).
В целях повышения допустимой температуры нагрева контакты иногда серебрят электролитическим способом (кулачковые контакторы ЭКГ-8 и др.). Чтобы ускорить восстановление электрической прочности дугового промежутка, у некоторых кулачковых контакторов (иа главном контроллере ЭКГ-8 и др.) продувают сжатым воздухом пространство между разрывными контактами. Воздух подают по воздушному каналу в верхнем кронштейне от электромагнитных вентилей. Для повышения электродинамической стойкости контактор снабжен электромагнитным компенсатором, состоящим из якоря и ярма. Якорь жестко укреплен на держателе неподвижного контакта. Ярмо охватывает контактные рычаги и укреплено на рычаге разрывного контакта. При прохождении тока по рычагу в ярме и якоре образуется магнитный поток, под действием которого ярмо
притягивается к якорю и создает дополнительное нажатие на главные и разрывные контакты, имеющие контактные напайки из металлокерамических композиций.
Кулачковые валы.Валы для групповых контакторов выполняют из стали. Они имеют в средней части квадратное, шестигранное или круглое сечение и опираются обычно на шариковые подшипники.
На валу крепят литые чугунные кулачки или прессованные из пластмассы кулачковые шайбы.
В случае применения чугунных кулачков вал опрессовывают изоляцией. Контакторы группируют так, чтобы рядом находились контакты одного потенциала. Кулачки таких контакторов выполняют из одной отливки, плотно надевают на опрессованный вал и фиксируют на нем стопорными болтами. Для увеличения расстояния по поверхности изоляции между кулачками разного потенциала на вал надевают изоляторы, имеющие фигурный профиль. Кулачковые шайбы прессуют; их профиль обычно фрезеруют по шаблонам.
Конфигурация кулачков, относительное расположение их иа валу, взаимодействие с приводом и контакторами в целом задаются диаграммой замыкания контакторов. На диаграмме показано, какие контакторы должны быть замкнуты и какие разомкнуты иа каждой позиции аппарата, а также последовательность замыкания и размыкания контакторов при переходе с одной позиции на другую. Обычно на таких диаграммах черные полосы соответствуют положениям вала, на которых данные контакторы полностью замкнуты (рис. 173), белые концы у этих полос — углам поворота вала, в пределах которых происходит притирание контактов, толстые линии — периоду перемещения подвижных контактов до соприкосновения с неподвижными, отсутствие полос и линий — положению полного выключения контактов. Вертикальными линиями отмечены позиции, фиксируемые приводом. Диаграммы используют также для проверки правильности сборки группового аппарата и допустимости износа его частей в эксплуатации.