II этап. Основной

Г. Материал для исследования состояния связной реги.

1. Картинки с действием.

2. Сюжетные картинки.

3. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп.

4. Серии картинок по сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

При подборе картинок, дидактического и речевого материала, заданий, игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности, структуру речевого дефекта.

Полученная информация в период обследования заносится в блокнот, тетрадь, заготовленные бланки.

Готовясь к обследованию детей надо заранее подготовить:

— комплексную карту;

— бланки для заполнения результатов логопедического обследования;

— бланки анкет для родителей;

— листы для выполнения заданий детьми карандашом;

— бланки комплектования подгрупп (листа занятости) графика работы логопеда.

Продолжительность подготовительного периода —1—2 дня.

Важно отметить, что подготовительный материал, игры, упражнения и задания используются в период вторичного и заключительного обследования, т. е. 20 января и 20 мая.

Рекомендации: Выделить место для хранения материала для обследования детей. Заранее готовить бланки и материал для продуктивной деятельности детей.

Сроки. 16-17 дней.

Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках в соответствии с задачами общеобразовательной программы; уточнить логопедический диагноз.

Схема обследования.

Обследование проводит учитель-логопед.

Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком — сотрудничество.

Схема обследования (проводит учитель-логопед):

1. Ознакомление с документацией. Медицинские справки.

2. Выяснение акушерского анамнеза и анализа развития ребенка: моторного, речевого, психического. .

Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуканье, гудение); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

3. Объективное исследование ребенка.

3.1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию; выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.

3.2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции):

ладонь — ребро — кулак.

Отмечается наличие персевераций (стереотипное повторение действия), застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

3.3. Исследование предметного гнозиса (знание, узнавание):

а) по контуру;

б) по пунктированию;

в) по наложению одного предмета на другой;

г) предметы с недостающими элементами.

3.4. Исследование мышления.

Расклад серии картин с учетом развития сюжета.

Выяснение причинно-следственных связей. Например: Почему весной из почек появляются на деревьях листочки?

Классификация, обобщения, выделение лишнего предмета из группы однородных.

Определение уровня смысловой целостности рассказа.

3.5. Исследование импрессивной речи.

Понимание связной речи.

Понимание предложений.

Понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов с различными приставками (пришел — ушел; вошел — вышел) и т. п.

Понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

3.6. Исследование фонематических процессов.

3.6.1. Фонематический анализ:

— выделение звука на фоне слова;

— выделение звука из слова;

— определение места звука в слове по отношению к другим звукам;

— определение количества звуков в слове;

— дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкие - глухие, мягкие — твердые, свистящие — шипящие и т.п.).

3.6.2. Фонематический синтез.

Составление слов из последовательно названных звуков (М, А, К —мак).

Составление слов из звуков, названных в нарушенной последовательности (М, К, А — мак). 3.7. Исследование экспрессивной речи.

3.7.1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений: тонус; активность; объем движения; точность выполнения; длительность; замена одного движения другим; добавочные и лишние движения (наличие синкинезии).

3.7.2. Состояние звукопроизношения:

изолированно;

в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных): са, ас, ста; в словах; в речи;

произношение слов различной слоговой структуры.

Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.

3.7.3. Исследование словарного состава языка.

Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:

солнышко какое? — теплое, яркое...

какие овощи растут на грядке? — огурцы... подбор синонимов, антонимов, родственных слов; выявление общих категориальных названий. Например: машина, автобус, трамвай — это? (транспорт). Отметить:

— соответствие словаря возрастной норме;

— наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, Местоимений, существительных;

— точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.

3.7.4. Обследование грамматического строя речи.

а) Состояние функции словоизменения:

— преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;

— образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;

— согласование с числительными (2 и 5).

б) состояние функции словообразования:

— образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

— образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);

— образование названий детенышей животных;

— образование глаголов с помощью приставок.

3.7.5. Состояние связной речи. Воспроизведение знакомой сказке:

а) по памяти;

б) по серии картинок.

Сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Отметить:

— логическую последовательность в изложении событий;

— характер аграмматизма;

— особенности словаря.

3.7.6. Исследование динамических характеристик речи (тип, интонация, выразительность, наличие скандированной речи, запинки, заикание)

3.7.7. Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.

4. Логопедическое заключение.

Речевой диагноз: степень и характер нарушения устной речи.

Результаты обследования отмечаются не только при заполнении речевой карты, но и заносятся в комплексную диагностическую карту.

При заполнении таблиц заносится итоговая информация о речевом развитии ребенка с помощью условных обозначений:

синий кружок — низкий уровень;

зеленый кружок - средний уровень;

красный кружок - высокий уровень.

Автор дает характеристики уровней (см. комплексную диагностическую карту).