А) Стадия дооперационалъного интеллекта
Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образные) схемы с одновременным развитием знаково-символи-ческих функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений.
Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспроизведения обозначаемого.
Образная репрезентация в этот период не имеет координации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость операций; речевые действия ребенка в этот период следуют за образными представлениями).
2 - 4 года - появление символической функции, начало интериоризации схем действий.
4 - 6 лет - интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.
6 - 8 лет - интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления.
Б) Стадия конкретных операций
Постепенное развитие знаково-символических функций ведет к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, переходить от одной «точки мыслительного пространства» к другой в плане представлений. Группировка - закрытая обрати-
мая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая и специальная идентичность.
8 - 10 лет - простые операции: классификация, сериация, установление взаимно-однозначного соответствия.
9 - 12 лет - система операций: система координат, проективные понятия.