Банки данных

Тема 4. Использование баз данных для организации хранения данных

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы и операции подготовки текстовых документов на компьютере.

2. Назовите основные элементы текста, подлежащие автоматизированной обработке.

3. Перечислите основные функции систем обработки текстов.

4. Чем отличаются текстовые редакторы, текстовые процессоры и издательские системы?

5. Назовите основные атрибуты шрифта. Оформите предложенный текст, используя различное шрифтовое оформление.

6. Назовите основные параметры оформления текстового документа и перенастройте их в соответствии с предложенным стандартом, пользуясь указанным текстовым редактором.

7. Назовите основные параметры абзаца, входящие в понятие “стиль оформления абзаца”. Оформите предложенный текст, используя различные абзацные стили.

8. Представьте указанные данные в виде таблицы, используя различные средства оформления текста (рамка, фон ячеек, цвет шрифта и т.д.).

9. Какие типовые операции можно выполнить с выделенным текстовым фрагментом?

10.Какие функции выполняет буфер обмена?

11.В чем заключается сущность операции автозамены?

12.С какой целью производится форматирование документа?

13.В каких целях используются колонтитулы документа?

14.В чем заключаются основные преимущества использования шаблонов документов?

15.Как в текстовых процессорах производится проверка правописания слов?

 

 

Понятие банка данных

Банк данных (БнД) – информационная система, комплекс специальных методов и средств для поддержания динамической информационной модели предметной области (ПО) с целью обеспечения информационных потребностей пользователей.

БнД может рассматриваться как специальная обеспечивающая подсистема в составе старшей по иерархии АИС.

Поддержание динамической информационной модели предусматривает не только хранение информации о ней и своевременное внесение изменений в соответствии с реальным состоянием объектов, но и обеспечение возможности учета изменений состава этих объектов (в том; числе появление новых) и связей между ними (т.е. изменений самой структуры хранимой информации).

Обеспечение информационных потребностей (запросов)пользователей имеет два аспекта:

• определение границ конкретной предметной области и поддержание соответствующей информационной модели;

• разработка БнД, ориентированного на эффективное обслуживание запросов различных категорий пользователей.

С точки зрения целевой направленности профессиональной деятельности принято выделять пять основных категорий пользователей:

• аналитики;

• системные программисты;

• прикладные программисты;

• администраторы;

• конечные пользователи.

По типу работы с БнД различают пользователей постоянных и разовых; пользователей-людей и пользователей-задачи; пользователей с различным уровнем компетентности (приоритетом). Каждый класс пользователей предъявляет специфические требования к своему обслуживанию (с точки зрения организации диалога «запрос – ответ»). Постоянные пользователи обращаются в БнД с фиксированными по форме (типовыми) запросами; пользователи-задачи должны иметь возможность получать информацию из БнД в согласованной форме в указанные области памяти; пользователи с низким приоритетом могут получать ограниченную часть информации из БнД и т.д.

Основные требования к БнД

Уровень сложности и важности задач информационного обеспечения ИТ баз данных определяет ряд основных требований к БнД:

• адекватность информации состоянию предметной области;

• быстродействие и производительность;

• простота и удобство использования;

• массовость использования;

• защита информации;

• возможность расширения круга решаемых задач.

Централизованное управление данными в БнД имеет ряд важных преимуществ:

• сокращение избыточности хранимых данных;

• устранение противоречивости хранимых данных;

• многоаспектное использование данных (при однократном вводе);

• обеспечение возможности стандартизации данных;

• обеспечение возможности санкционированного доступа к данным
и др.

Все названные преимущества по существу связаны с такими основополагающими принципами концепции БнД, как интеграция данных, централизация управления ими и обеспечение независимости данных от прикладных программ их обработки.

Состав банка данных

БД(БД)–совокупность специальным образом организованных (структурированных) данных и связей между ними, датологическое (от англ. data – данные) представление информации о предметной области.

Если в состав БнД входит одна БД, банк принято называть локальным; если БД несколько – интегрированным.

СУБД – специальный комплекс программ и языков, посредством которого организуется централизованное управление базами данных и обеспечивается доступ к ним.

В состав любой СУБД входят языки двух типов:

язык описания данных (с его помощью описываются типы данных, их структура и связи);

язык манипулирования данными (его часто называют языком запросов к БД), предназначенный для организации работы сданными в интересах всех типов пользователей.

Наличие разнообразного состава потребителей информации потребовало включения в БнД специального элемента — словаря данных.

Словарь данныхпредназначен для хранения единообразной и централизованной информации обо всех ресурсах данных конкретного банка:

· об объектах, их свойствах и отношениях предметной области;

· данных, хранимых в БД (наименование, смысловое описание, структура, связи и т.п.);

· форматах представления данных;

· кодах защиты и разграничении доступа пользователей к данным и т.п.

Администратор баз данных –лицо (группа лиц), реализующее управление БД.

Функции администратора являются долгосрочными: он координирует все виды работ на этапах создания и применения БнД. На стадии проектирования АБД выступает как идеолог и главный конструктор системы; на стадии эксплуатации отвечает за нормальное функционирование БнД, управляет режимом его работы и обеспечивает безопасность данных.

Основные функции администратора следующие:

· решать вопросы организации данных в БД;

· согласовывать представления пользователей, учитывать текущие и перспективные требования пользователей;

· следить, чтобы БД удовлетворяли актуальным потребностям пользователей;

· решать вопросы, связанные с расширением БД в связи с изменением границ предметной области;

· разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению защиты данных, сбоев технических средств, обеспечивать секретность определенной части данных и разграничение доступа к ним;

· выполнять работы по ведению словаря данных; контролировать избыточность и противоречивость данных, их достоверность;
и т.п.