Генетическая теория развития интеллектуальных функций человека
1. Живой организм (субъект) наделен функциональной активностью, направленной на приспособление к внешним условиям. Приспособление обеспечивается двумя процессами.
17*
• Организация — это структуры организма, на которые опираются биологические функции. Структуры складываются при жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях индивидуального развития.
• Адаптация — наследственно закрепленные динамические аспекты реализации функций приспособления. Адаптация включает процессы ассимиляции и аккомодации (см. ниже).
2. Основными факторами развития выступают координация и уравновешивание между:
• биологическим созреванием, которое заключается в появлении новых органических структурно-функциональных возможностей для развития. Такие возможности реализуются на основе эмпирического опыта и воздействий социального окружения;
• эмпирическим опытом, который включает: формирование двигательных навыков путем упражнения, извлечение информации из опыта взаимодействия с физическим миром, логико-математический опыт организации и координации познавательных действий;
• воздействием социального окружения.
3. Поведение есть функциональный обмен (в противоположность физиологическому материальному обмену) между организмом и средой. Такой обмен реализуется на больших расстояниях в пространстве и во времени по весьма сложным траекториям. Функциональный обмен организма со средой имеет два аспекта:
• энергетический - аффективный, побуждающий, мотивационный;
• интеллектуальный - пространственно-временной, определяющий пути, по которым реализуются связи субъекта с объектом.
4. Взаимодействие субъекта и объекта - это источник любого знания, который складывается из двух типов опыта:
• координации действий и операций, которые строятся, конструируются субъектом в процессах взаимодействия с физическим миром. Абстрагируются отношения (логико-математические) между действиями и операциями;
• установления качественных особенностей физических объектов, а также отношений между ними (путем организованных и координированных действий и операций). Абстрагируются свойства самих предметов и явлений.
5. Интеллект -это одна из составляющих биологического функционирования организма, позволяющая адаптироваться к условиям окружающего мира; это уровень функциональной организации, обеспечивающий гибкое и устойчивое структурное равновесие и приспособление поведения к изменяющейся окружающей среде.
• Критерием интеллекта выступает дифференциация цели и средства ее достижения.
• Природа интеллекта двойственная: одновременно логическая и биологическая. При этом логика является способом описания и способом организации интеллекта.
6. Интеллектуальная активность производна от практических материальных действий. Интеллектуальные операции - это интериоризированные практические действия.
• Производные от действий интеллектуальные операции координируются между собой и образуют обратимые, устойчивые, целостные структуры.
• Интеллектуальное развитие человека заключается в формировании и прогрессивной дифференциации познавательных операций путем объединения их в схемы.
• Схема - это обобщенная познавательная структура, обеспечивающая реализацию класса сходных действий (перцептивных, двигательных, речевых) в разнообразных ситуациях.
• Интеллектуальные схемы возникают на основе предметно-практических и перцептивных действий и образуют функциональную иерархию.
7. Интеллектуальная адаптация обеспечивается равновесием между двумя процессами:
• аккомодацией - формированием качественно новых схем в онтогенезе, в результате чего меняется организация интеллекта и, следовательно, способы адаптации индивида к окружающему миру;
• ассимиляцией - функционированием схем в ходе индивидуаль-ной жизни путем наполнения их содержанием. Ассимиляция позволяет адаптироваться в окружающем мире на основе уже имеющихся познавательных схем, без изменений организации интеллекта.
8. В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и стадии интеллектуального развития.
Период сенсомоторного интеллекта', на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы.
• Позволяют выполнять прямые и обратные внешние действия с предметами и частично выходить за пределы «перцептивного поля».
а) Стадия центрации ребенка на своем собственном теле (до 7 - 9 месяцев) 0 - 1 мес. - упражнение рефлексов.
1 - 4,5 мес. - простые навыки и первые круговые реакции.
4,5 - 8 - 9 мес. - координация зрения и хватания; вторичные круговые реакции.
б) Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве.
8 - 9 - 11 - 12 мес. - дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта.
11 - 12 - 18 мес. - дифференциации схем действий, появление третичных круговых реакций.
18 - 24 мес. - начало интериоризации схем решения некоторых проблем путем дедукции.
Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами.