Генетическая теория развития интеллектуальных функций человека

1. Живой организм (субъект) наделен функциональной активностью, направленной на приспособление к внешним условиям. Приспособление обеспечивается двумя процессами.

 

17*

 

 

 

Организация это структуры организма, на которые опи­раются биологические функции. Структуры складываются при жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях индивидуального разви­тия.

Адаптация наследственно закрепленные динамические аспекты реализации функций приспособления. Адаптация включает процессы ассимиляции и аккомодации (см. ниже).

 

2. Основными факторами развития выступают координа­ция и уравновешивание между:

• биологическим созреванием, которое заключается в появ­лении новых органических структурно-функциональных возможностей для развития. Такие возможности реализу­ются на основе эмпирического опыта и воздействий соци­ального окружения;

• эмпирическим опытом, который включает: формирование двигательных навыков путем упражнения, извлечение информации из опыта взаимодействия с физическим миром, логико-математический опыт организации и координации познавательных действий;

• воздействием социального окружения.

3. Поведение есть функциональный обмен (в противопо­ложность физиологическому материальному обмену) между организмом и средой. Такой обмен реализуется на больших расстояниях в пространстве и во времени по весьма слож­ным траекториям. Функциональный обмен организма со средой имеет два аспекта:

энергетический - аффективный, побуждающий, мотивационный;

интеллектуальный - пространственно-временной, опре­деляющий пути, по которым реализуются связи субъекта с объектом.

 

 

 

4. Взаимодействие субъекта и объекта - это источник любого знания, который складывается из двух типов опыта:

• координации действий и операций, которые строятся, конструируются субъектом в процессах взаимодействия с физическим миром. Абстрагируются отношения (логи­ко-математические) между действиями и операциями;

• установления качественных особенностей физических объектов, а также отношений между ними (путем органи­зованных и координированных действий и операций). Аб­страгируются свойства самих предметов и явлений.

5. Интеллект -это одна из составляющих биологиче­ского функционирования организма, позволяющая адапти­роваться к условиям окружающего мира; это уровень функ­циональной организации, обеспечивающий гибкое и устойчи­вое структурное равновесие и приспособление поведения к изменяющейся окружающей среде.

• Критерием интеллекта выступает дифференциация цели и средства ее достижения.

• Природа интеллекта двойственная: одновременно логиче­ская и биологическая. При этом логика является способом описания и способом организации интеллекта.

6. Интеллектуальная активность производна от практиче­ских материальных действий. Интеллектуальные операции - это интериоризированные практические действия.

• Производные от действий интеллектуальные операции ко­ординируются между собой и образуют обратимые, устой­чивые, целостные структуры.

• Интеллектуальное развитие человека заключается в фор­мировании и прогрессивной дифференциации познава­тельных операций путем объединения их в схемы.

Схема - это обобщенная познавательная структура, обес­печивающая реализацию класса сходных действий (пер­цептивных, двигательных, речевых) в разнообразных ситу­ациях.

 

 

 

• Интеллектуальные схемы возникают на основе предмет­но-практических и перцептивных действий и образуют функциональную иерархию.

7. Интеллектуальная адаптация обеспечивается равнове­сием между двумя процессами:

аккомодацией - формированием качественно новых схем в онтогенезе, в результате чего меняется организация ин­теллекта и, следовательно, способы адаптации индивида к окружающему миру;

ассимиляцией - функционированием схем в ходе индиви­дуаль-ной жизни путем наполнения их содержанием. Асси­миляция позволяет адаптироваться в окружающем мире на основе уже имеющихся познавательных схем, без измене­ний организации интеллекта.

8. В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и ста­дии интеллектуального развития.

Период сенсомоторного интеллекта', на основе координа­ции самых ранних перцептивных и двигательных форм пове­дения появляются сенсомоторные схемы.

• Позволяют выполнять прямые и обратные внешние дейст­вия с предметами и частично выходить за пределы «пер­цептивного поля».

а) Стадия центрации ребенка на своем собственном теле (до 7 - 9 месяцев) 0 - 1 мес. - упражнение рефлексов.

1 - 4,5 мес. - простые навыки и первые круговые реак­ции.

4,5 - 8 - 9 мес. - координация зрения и хватания; вторич­ные круговые реакции.

б) Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве.

8 - 9 - 11 - 12 мес. - дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта.

 

 

 

11 - 12 - 18 мес. - дифференциации схем действий, по­явление третичных круговых реакций.

18 - 24 мес. - начало интериоризации схем решения не­которых проблем путем дедукции.

Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с пред­метами.