Оперативно-справочные, оперативно-розыскные и криминалистические учеты

Тема 2. Современные компьютерные технологии в юридической практике и правоохранительной деятельности

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятия «информационная технология»?

2. Дайте определение информационной системы.

3. Перечислите три основных принципа новой информационной технологии.

4. Какие общие этапы включает в себя любая информационная технология?

5. Какие средства формируют основу информационной технологии?

6. Что включает в себя подсистема информационного обеспечения информационных технологий?

7. Какие преимущества и недостатки имеет централизованная форм организации технического обеспечения ИТ?

8. Какие преимущества и недостатки имеет децентрализованная форм организации технического обеспечения ИТ?

9. Какие компоненты входят в состав программного обеспечения ИТ?

10. Какие функции выполняет организационное обеспечение информационных технологий?

11. Что входит в состав правового обеспечения информационных технологий?

12. Назовите основные виды информационных технологий, используемых в правовой сфере?

13. Какие компоненты являются составляющими технологии автоматизации офиса?

14. Что является основой ИТ обработки данных?

15. В чем заключаются основные особенности информационных технологий искусственного интеллекта?

 

 

Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации. Именно эти функции и призвана обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел.

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения о:

· правонарушителях и преступниках;

· владельцах автомототранспортных средств;

· владельцах огнестрельного оружия;

· событиях и фактах криминального характера, правонарушениях;

· похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;

а также другая подлежащая хранению информация.

Службы и подразделения органов внутренних дел характеризуются данными :

· о силах и средствах, которыми располагает орган;

· о результатах их деятельности.

Перечисленные выше сведения используются при организации работы подразделений, при принятии практических мер по борьбе с преступностью и правонарушениями. Кроме указанных сведений широко используется научная и техническая информация, необходимая для совершенствования деятельности органов внутренних дел.

В информационном обеспечении правоохранительных органов центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших. Учеты предназначены для оперативного информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов.

Учет – это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.

Целями учетов являются информационное обеспечение деятельности:

· по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;

· предупреждению и выявлению административных правонарушений;

· подтверждению наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установлению места нахождения разыскиваемых лиц;

· установлению личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные;

· установлению личности граждан, не способных по состоянию здоровья или возраста сообщить данные о своей личности.

В настоящее время учеты ведутся на межгосударственном, федеральном, региональном, республиканском, краевом и областном уровнях. Также существуют локальные учеты, существующие в пределах определенного органа внутренних дел.

Учет подведомственных МВД преступлений охватывает 95% криминальных проявлений и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах. В целом по России в последние годы с помощью информации, содержащейся в учетах, раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, т.е. почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска.

Первоначально учеты назывались уголовной регистрацией, что отражало суть деятельности по регистрации преступников. Информацию о лицах упорядочивали по определенным группам признаков, что способствовало своевременному поиску необходимых сведений. В последующем учитывать стали не только самих преступников, но и предметы, следы, имевшие отношение к совершенному преступлению.

История развития учетов

Впервые учеты были применены во Франции А. Бертильоном в начале XIX века. В предложенном им криминалистическом учете фотоснимки преступников группировались по определенным признакам. Впоследствии Р. А. Рейсом была разработана система ведения картотеки с антропологическим описанием личности, в которую заносились такие характеристики, как рост, цвет глаз, параметры головы и др. Наиболее эффективной оказалась немецкая система учета, состоявшая из трех взаимосвязанных частей для регистрации признаков внешности преступников – альбома фотографий, картотеки особых примет и фототеки.

В СССР в 1961 г. была введена Инструкция по учетам в органах внутренних дел. Компьютеризация информационно-поисковых служб органов внутренних дел началась в 1968 году: 29 марта 1968 года в целях совершенствования информационного обеспечения центрального аппарата МВД СССР для решения задач по комплексной автоматизации учетно-вычислительных работ был создан информационно-вычислительный центр (ИВЦ).

9 ноября 1970 года для улучшения системы сбора и обработки информации и использования ее в оперативно-служебной деятельности на базе ИВЦ, 1 СО, отдела статистики Оргинспекторского управления, Бюро учета лиц, занимающихся бродяжничеством, организуется Главный информационный центр (ГИЦ) при МВД СССР на основании соответствующего приказа Министра внутренних дел СССР "Об организации Главного информационного центра при МВД СССР". В МВД, УВД были созданы информационные центры (ИЦ).

В мае 1971 года приказом МВД СССР были объявлены типовая структура информационных центров при МВД-УВД и временные типовые штаты вычислительных подразделений ИЦ. Штат ГИЦ был установлен в 498 человек. Структуру ГИЦ составили следующие подразделения: вычислительный центр (ВЦ), оперативно-справочный отдел (ОСО), отдел статистики (ОС), организационно-методический отдел, историко-архивный отдел (ИАО), отдел научно-технической информации (ОНТИ), редакционно-издательский отдел (РИО).

Всю разработку автоматизированных систем и задач тогда планировалось проводить силами ВЦ, и потому в его структуре предусматривались отделы, которые должны были заниматься исследовательской работой, проектированием и разработкой систем:

· отдел автоматизированных систем;

· отдел отраслевой автоматизированной системы управления;

· отдел информационно-поисковых систем;

· отдел алгоритмизации,

а также другие, традиционные для вычислительных центров отделы.

В первый год, по согласованию с оперативными службами, были поставлены для решения с помощью ЭВМ такие задачи, как "Бродяги" и "Розыск". Через год после создания ГИЦ руководству министерства стало ясно, что улучшение функционирования системы информатизации в органах внутренних дел требует фундаментального научного подхода – иного, чем ранее, уровня организации разработок автоматизированных систем. Следствием этого явилось преобразование в ноябре 1971 года ГИЦ в Главный научно-исследовательский центр управления и информации (ГНИЦУИ)[28].

На ГНИЦУИ возлагались задачи по научной разработке проблем совершенствования систем управления и информации в органах внутренних дел, руководству учетно-регистрационной и информационной деятельностью; обеспечению аппарата МВД СССР, органов внутренних дел, других ведомств оперативно-справочной, статистической и научно-технической информацией. В течение года отраслевым службам министерства и органам внутренних дел было выдано около 200 отчетов по задачам "Розыск", "Профилактика", "Бродяги", "Умышленные убийства" и др. Широкое внедрение ЭВМ типа ЕС позволило информационным подразделениям использовать мощные операционные системы и системы управления базами данных, а появление магнитных дисков большой емкости – создавать базы данных большой емкости. Стала возможной реализация автоматизированной обработки таких проектов, как автоматизация оперативно-справочной картотеки.

В ГНИЦУИ и ИЦ начали успешно функционировать системы оперативно-розыскного назначения. В регионах были разработаны и вступили в эксплуатацию такие системы, как "Ермак", "Квадрат" и др. Выросло число эффективно функционирующих автоматизированных информационно справочных и информационно-поисковых систем, разработанных коллективами информационных подразделений МВД, УВД и ГНИЦУИ.

4 ноября 1985 года ГНИЦУИ переименовывается в Главный информационный центр (ГИЦ) МВД СССР. Важным решением в этот период стало создание практически в каждом подразделении уровня горрайоргана специальных информационных подразделений, способствующих повышению уровня информационного взаимодействия подразделений ОВД в борьбе с преступностью.

В 1991 году, в связи с реорганизацией органов внутренних дел страны, при МВД РСФСР было создано Республиканское информационное бюро (РИБ). Годом позже, в 1992 году упраздняется МВД СССР, а ГИЦ МВД СССР и РИБ МВД РСФСР объединяются в ГИЦ МВД России. Утверждается новое Положение о Центре, в большей степени отвечающее решению как традиционных, так и новых задач, поставленных перед информационно-поисковой службой органов внутренних дел России. В это же время) было заключено Соглашение МВД государств-участников СНГ, в рамках которого Главный информационный центр МВД России формирует и ведет Межгосударственный информационный банк (МИБ), выдает в установленном порядке правоохранительным органам Российской Федерации и государств-участников СНГ, а также другим федеральным органам исполнительной власти запрашиваемую информацию.

В соответствии с новыми задачами ГИЦ МВД России в ноябре 2004 года был объединен с Управлением оперативно-розыскной информации МВД России и преобразован в Главный информационно-аналитический центр МВД России – ГИАЦ МВД России.

На современном этапе борьбы с преступностью крайне актуальным является тесное взаимодействие на международном уровне отечественных и зарубежных информационно-поисковых служб правоохранительных органов. В этой связи, такая деятельность осуществляется в рамках Европейской полицейской организации – Европол и Международной организации уголовной полиции – Интерпол.

Европол – это правоохранительная организация, целью которой является повышение эффективности сотрудничества между компетентными органами стран Европейского Союза (ЕС) в борьбе с международной преступностью, в том числе и между соответствующими информационно-поисковыми службами этих органов.

Международная организация уголовной полиции – Интерпол, структура которой не мыслима без содержания в ней информационно-поисковой службы, была создана раньше Европола. В 1956 г. в Вене на юбилейной 25-й сессии Генеральной Ассамблеи МКУП был принят Устав Организации, в котором в статье 1 закреплено ее название - Международная организация уголовной полиции (МОУП) - Интерпол.

Организация насчитывает 186 стран-участниц, в каждой из которых существует орган, созданный для обеспечения сотрудничества, в том числе формирования соответствующих информационно-поисковых систем учетов криминалистической регистрации и плодотворного (эффективного) взаимообмена имеющимися в них сведениями, для борьбы с преступностью как у себя в стране, так и на международном уровне.

Классификация учетов

С помощью учетов получается информация, которая помогает в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Они формируются в горрайлинорганах, ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному) принципу и образуют федеральные учеты МВД России. Кроме того, учеты имеются в паспортных аппаратах. Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайлинорганах. Часть ее оседает на месте, а другая направляется в ИЦ и ГИАЦ для формирования единого банка данных.

В настоящее время ведение (сбор, обработка, хранение) учетов осуществляется в информационных подразделениях ОВД с помощью автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных автоматизированных систем.

Наряду с учетами в органах внутренних дел ведутся экспертно-криминалистические централизованные коллекции и картотеки, которые создаются и хранятся в ЭКЦ МВД России (федеральные) и ЭКУ МВД, ГУВД, УВД (региональные). Коллекции и картотеки ЭКУ и ЭКЦ ориентированы прежде всего на обеспечение раскрытия и расследования преступлений.

Накапливаемая в учетах, коллекциях и картотеках оперативно-справочная, розыскная и криминалистическая информация именуется криминальной.

Учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам.

Функционально учеты разделяются на три группы:

· оперативно-справочные;

· розыскные;

· криминалистические.

Розыскные учеты призваны давать неизвестные инициаторам запроса сведения об объектах учета. Очевидно, что при организации розыскных учетов, в описание отдельных объектов учета должны быть включены те показатели, которые обычно известны на стадии возбуждения уголовного дела (способ действий, место действия, приметы лица, предметы посягательства и т. п.), а также обычно принятые в обществе идентификационные признаки личности фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, работы.

Таким образом, розыскные учеты предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а так же предупреждения особо опасных, в том числе серийных межрегиональных и региональных, преступлений

Справочные учеты имеют много общего с розыскными учетами, основное их отличие заключается в форме запросов. В справочные учеты поступают запросы, особенно в случае ручных картотек, установленного образца, а в розыскные – произвольного вида.

Криминалистические учеты описывают, как правило, материальные следы преступления. В отличие от оперативных учетов, обязательным условием обращения к криминалистическим учетам является криминалистическая экспертиза.

По объектовому признаку учеты разделяют также на три группы:

· учеты лиц;

· учеты преступлений (правонарушений);

· учеты предметов.

Информационная база системы МВД построена на принципе централизации учетов. Ее составляют оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ, и локальные учеты горрайлинорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в 250-300 млн. учетных документов.

Централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты располагают следующими сведениями о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства:

· судимость, место и время отбывания наказания, дата и основание освобождения;

· перемещение осужденных;

· смерть в местах лишения свободы, изменение приговора, амнистия, номер уголовного дела;

· место жительства и работы до осуждения;

· задержание за бродяжничество;

· группа крови и дактилоформула осужденных.

Порядок формирования и ведения централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации регламентируется приказами МВД России.

Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные. Автоматизированные учетысостоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляется в региональных банках криминальной информации (РБКИ).

Одним из основных компонентов информационно-вычислительной системы общего пользования органов внутренних дел (ИВС ОВД) является Федеральный банк криминальной информации (ФБКИ) – вместе с РБКИ он составляет единую информационную структуру ОВД.

Автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС)

АИПС используются для выполнения основных функций органов внутренних дел. Их особенность заключается в накоплении и постоянном корректировании больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих оперативный интерес.

АИПС работают преимущественно по принципу «запрос-ответ», поэтому обработка информации в них связана в основном не с преобразованием первичных данных, а с их поиском.

Принципиальную особенность АИПС составляет понятие «информационный поиск». Информационный поиск – это процесс отыскания в каком-то множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме (предмету) или содержат необходимые потребителю факты, сведения.[29]

Автоматизированные информационно-поисковые системы принято подразделять на документальные и фактографические. Такое деление основано на различии объектов поиска. В документальных объектами поиска являются документы, их копии или библиографическое описание. В фактографических искомыми объектами могут быть записи, характеризующие конкретные факты или явления.

В системе органов внутренних дел АИПС решают задачи сбора, хранения, поиска и выдачи оперативно-розыскной и справочной информации.

Приведем основные АИПС и кратко охарактеризуем их назначение и возможности.