Некоторые расхождения в теоретических позициях
В отечественной психологии можно встретить упоминания о «принципиальных» расхождениях во взглядах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина. Такие расхождения обнаруживаются только в том случае, если «вырывать» позиции, которые занимали авторы теорий в
разное время, из контекста развития единого общепсихологического теоретического подхода. В настоящее время большая часть таких противоречий преодолена, но их место занимают другие противоречия и трудности. Это естественный путь развития любой «живой», развивающейся системы теоретических знаний в науке. При этом принципиальных методологических расхождений, которые бы требовали радикального пересмотра деятельностного подхода, между указанными авторами теорий нет.
Укажем некоторые из расхождений, ссылки на которые можно обнаружить в психологической литературе.
А. Н. Леонтьев о необходимости изменения единицы анализа психических явлений, используемой в работах Л. С. Выготского (Леонтьев А. Н., 1998)
Л. С. Выготский: внутри «практического» процесса жизни ребенок сталкивается с особым историческим продуктом - с общественным сознанием и мышлением, овеществленными в языке, орудиях, продуктах человеческой культуры.
• Единицей сознания выступает значение, которое лежит за словом, а слово выступает носителем значения.
• Овладение значением есть результат общения, в ходе которого происходит овладение ребенком значениями и смыслами, имеющимися в общественном сознании и культуре.
А. Н. Леонтьев: положение Л. С. Выготского о том, что сознание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его вещной действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения.
• Единицей анализа психики становится действие, в котором открываются для субъекта и порождаются значения (и смыслы), которые могут фиксироваться языковыми средствами.