Элементы теории телетрафика
Теория телетрафика - раздел теории массового обслуживания. Основы теории телетрафика заложил датский ученый А. К. Эрланг. Его работы были опубликованы в 1909-1928 гг.
Термин «трафик» (от англ. Traffic) - «телефонная нагрузка» - нагрузка, создаваемая потоком вызовов, требований, сообщений, поступающих на входы СМО. Трафик измеряется в часо-занятиях (ч-з) или в эрлангах (Эрл). Трафик, создаваемый одним источником и выраженный в часо-занятиях, равен произведению числа попыток вызовов с за определенный интервал времени T на среднюю длительность одной попытки t: у = сt (ч-з).
Трафик величиной в 1 Эрл равен 1 ч-з в час (ч-з/ч). Отметим, что попытка вызова может не закончиться занятием канала (линии) в требуемом направлении связи, однако любая попытка создает нагрузку на СМО. Трафик Y, выраженный в Эрлангах, равен среднему числу одновременных занятий в течение одного часа. Трафик можно вычислить тремя способами:
1) пусть число вызовов с в течение часа равно 1800, а средняя длительность занятия t = 3 мин, тогда
Y = 1800 выз/ч • 0,05 ч = 90 Эрл;
2) пусть в течение времени T фиксируется длительности всех n занятий выходов некоторого пучка, тогда трафик определяется так:
3) пусть в течение времени T выполняется наблюдение через равные промежутки времени t за количеством одновременно занятых выходов некоторого пучка, по результатам наблюдений строят (рис.) ступенчатую функцию времени x(t).
Рис. Отсчеты одновременно занятых выходов пучков
Трафик в течение времени T может быть оценен как среднее значение x(t) за это время:
где n - число отсчетов одновременно занятых выходов. Величина Y есть среднее количество одновременно занятых выходов пучка в течение времени T.
Трафик вторичных телефонных сетей существенно колеблется во времени (рис. ниже). В течение рабочего дня трафик имеет два или даже три пика.
Рис. Колебания трафика в течение суток
Как известно каждому пользователю телефонной сети, не все попытки установления соединения с вызываемым абонентом заканчиваются успешно. Иногда приходится делать несколько неудачных попыток, прежде чем будет установлено желаемое соединение.
Рассмотрим возможные события при установлении соединения между абонентами А и Б.
Рис. Диаграмма событий при установлении соединения между абонентами А и Б
Статистические данные о вызовах в телефонных сетях таковы: доля состоявшихся разговоров составляет 50...70 %, доля несостоявшихся - 30...50 %. Любая попытка абонента занимает вход СМО. При удачных попытках (когда разговор состоялся) время занятия коммутационных приборов, устанавливающих соединения входов с выходами, больше чем при неудачных. Абонент может в любой момент прервать попытки установления соединения. Повторные попытки могут быть вызваны следующими причинами:
номер набран неправильно;
предположение об ошибке в работе сети;
степень срочности разговора;
неудачные предыдущие попытки;
знание привычек абонента Б;
сомнение в правильности набора номера.
Повторная попытка может быть предпринята в зависимости от следующих обстоятельств:
степени срочности;
оценки причины неуспеха;
оценки целесообразности повторения попыток;
оценки приемлемого интервала между попытками.
Отказ от повторной попытки может быть связан с низкой степенью срочности. Различают несколько видов трафика, создаваемого вызовами: поступающий (предложенный) и пропущенный . Трафик включает все успешные и неуспешные попытки, трафик , являющийся частью , включает успешные и часть неуспешных попыток:
где разговорный (полезный) трафик, а трафик, созданный неудачными попытками. Равенство возможно лишь в том идеальном случае, если нет потерь, ошибок вызывающих абонентов и неответов вызываемых абонентов.
Ограниченность ресурсов приводит к необходимости поэтапного расширения станции и сети. Администрация сети делает прогноз увеличения трафика в течение этапа развития, учитывая, что:
o доход определяется полезным трафиком ;
o затраты определяются качеством обслуживания при наибольшем трафике;
o большая доля потерь (низкое качество) бывает в редких случаях и характерна для конца периода развития;
o наибольший объем пропущенного трафика приходится на периоды, когда потери практически отсутствуют;
o если потери меньше 10 %, то абоненты на них не реагируют.
При планировании развития станций и сети необходимо ответить на вопрос, каковы требования к качеству предоставления услуг (к потерям). Для этого нужно проводить измерения трафика и оценку потерь по принятым в стране правилам.