Подотчетность, обязательства и контроль
КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС ЭТИКИ В ОБЛАСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Нижеследующие правила характеризуют корпоративный кодекс этики в области программного обеспечения.
1. Все программное обеспечение используется только в соответствии с лицензионным соглашением.
2. Легитимное программное обеспечение предоставляется всем служащим, у кого есть в этом деловая потребность. Служащие компании самовольно не могут сделать ни одной копии. Любой, у кого будет обнаружена незаконная копия, подлежит увольнению.
3. Компания не допускает использования нелегитимных копий. Любой человек, нелегально копирующий программу, может стать объектом гражданских и уголовных наказаний, включая штрафы и лишение свободы. Незаконное копирование программного обеспечения не допускается ни при каких обстоятельствах. Каждый, кто создает, использует или приобретает несанкционированные копии, должен быть подвергнут наказанию в законном порядке.
4. Никто из служащих не должен передавать программное обеспечение «на сторону» (включая клиентов, потребителей и других лиц).
5. Любой служащий, который обнаружил, что в компании имеет место незаконное использование программного обеспечения, должен обратиться к руководителю подразделения или к юристу.
6. Все программное обеспечение, используемое организацией, приобретается в установленном порядке.
Помимо законодательства, касающегося конфиденциальности и прав собственности, новые ИТ создают проблемы в области ответственности индивидов и институтов. Если человеку нанесен вред станком, контролируемым программным обеспечением, кто должен нести за это ответственность? Могут ли общественные органы или обслуживающие электронные фирмы позволять передачу порнографии или оскорбительных материалов? Иными словами, отвечают ли они за то, что передает пользователь? Если вы занимаетесь обработкой информации, можете ли вы привлекать к ответственности внешних поставщиков за некачественное программное обеспечение, использование которого нанесло ущерб вам или вашим потребителям? Привлечь к ответственности создателей программного обеспечения за ущерб, который нанесло использование их продуктов, очень трудно, если вообще возможно.
Программное обеспечение может быть встроено в какие-то системы, предоставляющие услуги. Примером являются автоматические кассовые аппараты — это услуга, обслуживающая посетителей банка. Если аппарат не сработал, клиенты могут понести экономический ущерб, своевременно не получив доступа к своим средствам. Должна ли распространяться на производителей программ ответственность за плохие финансовые, бухгалтерские, имитационные или маркетинговые системы?
Этические вопросы. Центральный вопрос здесь таков: если индивид или организация создают, производят и продают системы (оборудование и программы), несут ли они моральную ответственность за последствия их использования? Если да, то, при каких условиях? Какие обязательства должен иметь пользователь, а какие — провайдер?
Социальные вопросы. Главный социальный вопрос касается того, что должно допускать общество при разработке систем, обеспечивающих обработку информации. Должны ли индивиды и организации нести жесткую ответственность за услуги систем, которые они предоставляют? Если организация имеет такие обязательства, как это повлияет на разработку новых систем? Может ли общество позволять через электронные сети передавать клеветническую или недостоверную информацию, наносящую ущерб многим людям? Как должна регулироваться деятельность компаний, оказывающих услуги?
Политические вопросы. Основной вопрос — это дебаты между провайдерами, которые хотят быть свободны от обязательств, и пользователями, которые требуют гарантий высокого качества систем. Должно ли законодательство налагать хотя бы ограниченные обязательства на провайдеров?