Web-технологии в экономике

Трудно найти сферу общественной жизни, на которую не повлияло бы возникновение и развитие WWW. До появления интернета компьютеры использовались в основном для обработки информации (главным образом, для вычислений); результаты расчетов переносились на внешние носители (чаще всего, на бумагу). Благодаря интернету и, прежде всего, основной его компоненте, - World Wide Web, компьютеры становятся средством связи.

Современные web-технологии представляют широчайшие возможности для публикации информации. WWW - одно из самых демократичных средств массовой информации: правом размещать в Web свою информацию в равной степени пользуются и правительственные организации, и крупные фирмы, и частные лица. Информация, опубликованная в WWW, не подвергается цензуре.

Web-технология применяется не только в интернете, но и для обеспечения информационной поддержки работы различных подразделений в рамках одной организации (intra-сети, intranet). Intranet существенно облегчают процесс создания, хранения и поиска документов, позволяют не только усовершенствовать делопроизводство, но и качественно изменить весь процесс управления предприятием.

Очевидно, что наибольшее влияние развитие web-технологий имеет на те сферы общественной деятельности, которые непосредственно связаны с управлением информационными потоками, с передачей и обработкой информации, с визуализацией данных, полученных в результате вычислений. Роль применения web-технологий в экономике и образовании трудно переоценить.

Возникший относительно недавно термин E-commerce на русский переводится как "электронная коммерция", хотя, пожалуй, лучше было бы сказать "электронная экономика" или "экономика с применением электронных технологий". Дело в том, что применение web-технологий в экономике не ограничивается только сферой непосредственно торговли, оно затрагивает все сферы экономики.

Web-технологии открывают принципиально новые возможности для организации рекламы, маркетинга и реализации самых разных товаров и услуг, для установления деловых партнерских отношений между фирмами.

Переход на электронную основу не является чисто "механическим" - он качественно изменяет все стадии производства и реализации товаров и услуг.

Применение web-технологий, в частности позволяет:

  • обеспечить оперативный доступ поставщиков, партнеров и конечных потребителей продукции к информации об имеющихся товарах, ценах и пр.
  • упростить supply chain management (процесс управления запасами на разных стадиях производства).
  • обеспечить непосредственную связь потребителя с производителем товара, установить баланс спроса и предложения, выпускать товар в той конфигурации, которую заказывает потребитель. Такой способ производства называется just-in-time manufacturing. Например, существует множество e-магазинов, рекламирующих и продающих куклы Barbie (таких, как http://www.barbie.com/ (Главная страница)). На некоторых из них можно заказать куклу в собственном, уникальном исполнении, выбрав для нее цвет волос, глаз, кожи, одежду, прическу и т.д. Благодаря just-in-time manufacturing уменьшается риск перепроизводства и снижаются затраты на хранение товаров.
  • предлагать потребителям дополнительные услуги, связанные со сложными расчетами, поиском данных, визуализацией информации, организацией работы службы технической поддержки потребителей. (Например, существуют виртуальные примерочные, виртуальные "гримерки", где, используя отсканированное фото, можно подобрать прическу, цвет волос, косметику, украшения. Существуют e-магазины, где можно подобрать растения для садового участка, нанеся их предварительно на план участка; в США и Канаде можно узнать кратчайший маршрут (и наилучший вид транспорта) для перемещения из любого населенного пункта в любой другой.)
  • расширить бизнес за счет представительств в других странах;
  • уменьшить количество офисов и снизить затраты на их содержание;
  • создать "информационное пространство" для вовлечения географически разрозненных менеджеров в совещания, дискуссии и пр. и тем самым повысить качество управления предприятием.
  • применение web-технологий на рынке программного обеспечения привело к появлению новых форм доставки товаров - вместо отправки упаковок с программным продуктов по почте часто используется скачивание по сети (как правило, это испытательная версия, после оплаты пользователь получает пароль, снимающий защиту).

Электронная коммерция охватывает все 4 сектора экономики:

B2C (BUSINESS to CONSUMER, БИЗНЕС - ПОТРЕБИТЕЛЮ) Это сфера розничной и мелкооптовой торговли. Изначально преобладала в электронной коммерции. В настоящее время рост числа электронных магазинов, предлагающих свои товары и услуги розничным потребителям, существенно сократился. Наметились тенденции к росту других секторов, в первую очередь, B2B.   Примеры: http://www.amazon.com www.ozon.ru www.softline.ru B2B (BUSINESS to BUSINESS, БИЗНЕС - БИЗНЕСУ) Возможно, это одно из наиболее перспективных направлений электронной коммерции. Сектор представлен торговыми системами, включающими в себя: · вертикальные порталы, имеющие ярко выраженную специализацию, (например, строительство и строительные материалы). Включают в себя систему оптовой торговли, интернет-аукцион, сайт новостей, онлайновые справочники, энциклопедии по товарам и услугам данной отрасли, систему поддержки потребителя. (Пример: http://kek.ksu.ru/EOS/TESTS/www.StroyShop.ru) · горизонтальные порталы, объединяют электронные магазины различной специализации, предоставляют своим клиентам широкий спектр услуг по рекламе, маркетингу товаров, юридическую поддержку. (Пример: http://kek.ksu.ru/EOS/TESTS/www.torg.ru)
C2C (CONSUMER to CONSUMER, ПОТРЕБИТЕЛЬ - ПОТРЕБИТЕЛЮ) Относительно слабо развитый сектор электронной коммерции (как и экономики вообще). В основном, представлен он-лайновыми аукционами (в том числе обратными) для реализации бывших в употреблении товаров или предложения услуг. C2B (CONSUMER to BUSINESS, ПОТРЕБИТЕЛЬ - БИЗНЕСУ) Наименее развитый сектор. В качестве примера можно привести web-сайты анекдотов, покупающие анекдоты у пользователей.

 

На пути развития электронной коммерции в России имеется множество препятствий, связанных с несовершенством финансово-кредитной системы, недостаточной законодательной базой, техническими проблемами. Однако то, что WWW - это - технология будущего, несомненно.

Назовем лишь некоторые основные тенденции развития электронной коммерции в России:

  • развитие системы электронных платежей
  • развитие интернет-рекламы и маркетинга
  • развитие системы доставки, создание систем "отслеживания" местонахождения товара на пути к потребителю
  • расширение сети интернет-аукционов
  • интеграция систем электронной коммерции, снижение за счет этого затрат на поддержку серверов, повышение квалификации персонала и пр., разработку web-сайтов
  • развитие мобильной коммерции (т.е. электронной коммерции на основе мобильных телефонов и карманных устройств)