Простые диагностические задачи.
Задачи диагностических исследований
Задачи, разрешаемые криминалистической диагностикой, подразделяют на простые и сложные, прямые и обратные.
1) Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно включают:
- исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;
- определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;
- установление первоначального состояния объекта;
- определение причин и условий изменения свойств (состояния) объекта.
2) Диагностирование свойств и состояния объекта по его отображению включает:
- определение степени информативности следа;
- установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;
- определение причины изменения свойств или состояния объекта.
Сложные (составные) диагностические задачи - исследование механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям):
- определение механизма события, процесса, действия: возможность судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельным этапам (стадиям, фрагментам) события; установление механизма события в его динамике; установление возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; установление соответствия (несоответствия) действий специальным правилам;
- определение условий (обстановки): времени (периода) или хронологической последовательности действия (события); определение места действия (его локализация, границы), позиции участников; определение иных условий;
- определение причинно-следственных связей между действиями и наступившими последствиями.
Прямые диагностические задачи - движение от причины к следствию. Это, как правило, простые диагностические задачи типа: каков состав этого объекта или его структура; при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и пр. Прямые сложные диагностические задачи типа, каков будет механизм данного процесса при заданных условиях, решаются при создании методик для диагностических исследований. Одним из основных методов в диагностических исследованиях является аналогия. Повторяемость событий, действий, наличие типичных ситуаций влечет за собой возникновение повторяющихся типичных следов. Реально существующие отклонения зависят от вариационности тех или иных факторов, влияющих на саму ситуацию и механизм отображения. Данные о типичных ситуациях используются впоследствии при решении обратных диагностических задач.
Обратные диагностические задачи.Большинство сложных задач, разрешаемых криминалистической диагностикой, являются обратными - от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является моделирование: мысленное, физическое, математическое. Сравните: прямая задана - установить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная - реконструирование по обломку «биографии изделия», установление технологии его изготовления или причин излома и т.д.
Каковы объекты и субъекты криминалистической диагностики?
Объекты криминалистической диагностики:
• диагностируемые (искомые) - состояние, свойство объекта, механизм происшествия, ситуация; например, с какой стороны разбито окно, снаружи или изнутри;
• диагностирующие (проверяемые) - признаки, отражающие в материальном виде и характеризующие состояние, свойства объекта, механизм происшествия; например, наличие под окном кусков стекла и отсутствие этих фрагментов внутри комнаты.
Субъектами диагностики являются лица, решающие диагностические задачи в ходе судебного исследования и предотвращения преступлений: эксперт, следователь, судья, специалист, иногда иные участники процесса.
Следователь и судья осуществляют диагностирование как в процессуальной, так и в непроцессуальной форме при производстве следственных и судебных действий. Например, при осмотре места происшествия для уяснения механизма события, при построении и проверке следственных и судебных версий и пр. Эксперт осуществляет диагностику в процессуальной форме при производстве экспертизы и в непроцессуальной форме при разработке экспертных методик.