Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н. Лутошкина

(для любого возраста)

Цель: Изучение динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы, самочувствия личности в группе. Имеется опыт применения данной методики для оценки воздействия различных ситуаций на настроение людей, для изучения эффективности некоторых форм образовательного процесса в учебных заведениях и т.д.

Материал. Испытуемому выдается «Дневник настроений», рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон: восемь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов. Каждая полоса символизирует определенное настроение и сопровождается соответствующей словесной характеристикой.

Красный – восторженное; оранжевый – радостное; желтый – приятное; зеленый – спокойное, уравновешенное; синий – грустное; фиолетовый – тревожное; черный – крайне неудовлетворительное и белый – трудно сказать.

Ход обследования. Заполнение «Дневника настроений» осуществляется ежедневно.

Инструкция испытуемому:Мы обращаемся к Вам с несколько необычной просьбой: ежедневно рассказывать нам о своем настроении. Мы понимаем, что чувства и настроения - это личная, интимная область человеческой жизни и вторгаться в нее не каждому позволено. Да и эмоционально раскрываться перед другими людьми не каждый захочет. Но мы не видим другого пути изучения настроений, как только обратиться к Вам, с личной просьбой принять участие в такой работе.

Нас интересует, с каким настроением Вы приходите на ра­боту (учебу), с каким уходите с нее, как отражаются на Вашем самочувствии коллективные дела, отношения с людьми. С этой целью мы просим Вас ежедневно в начале и в конце дня в цветописном дневнике настроений оценивать свое эмоциональное со­стояние. Кроме того, мы просим Вас давать такую же оценку на­строению всего Вашего коллектива (группы, класса, отдела и т. п.)

В цветописи каждая цветовая полоса — это условное обо­значение того или иного настроения. В зависимости от того, ка­кое сегодня у Вас настроение, Вы слева от соответствующего цвета в начале, а затем и в конце дня проставляете дату, В правой стороне Вы можете указать, какое, по Вашему мнению, настроение преобладало в течение дня в Вашем коллективе. Эта работа не займет у Вас много времени. Записи делайте, пожалуй­ста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться. Работа с цветописями принесет Вам пользу. Оценивая свое настроение и состояние своих товарищей по коллективу, анализируя причины колебаний своего самочувствия, Вы тем самым сможете сделать первый шаг к управлению своими чувствами, начнете глубже по­знавать существующие в Вашем коллективе взаимоотношения.

Мы заранее благодарим Вас, ценим Ваше сотрудничество, откровенность и обещаем, не разглашать полученных сведений.

 

Мое настроение сегодня Тональность настроения Настроение моего коллектива.
Начало Конец
    Восторженное Красная полоска  
    Радостное Оранжевая полоска  
    Приятное Желтая полоска  
    Спокойное Уравновешенное Зеленая полоска  
    Грустное Синяя полоска  
    Тревожное Фиолетовая полоска  
    Крайне неудовлетворительное Черная полоска  
    Трудно сказать Белая полоска  

 

Оперативная цветоматрица эмоциональных состояний в начале дня.

 

Фамилии группы Числа месяца.
                     
                         

В клеточках «числа месяца» цветом характеризуется настроение.

 

Итоговая цветоматрица настроений членов коллектива.

 

Фамилии группы Количество дней.
                     
                         

В клеточках «количество дней» отмечается общее количество дней с определенным настроением.

 

Оценка – интерпретация цветоматрицы проводится в двух вариантах.

Первичная оценка- по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие карти­ну настроения во всем коллективе (какие состояния преоблада­ли в течение исследуемого периода, как они соотносятся по не­делям, отдельным дням), групповые или зональные цветовые синдромы (могут показывать психологическую атмосферу в от­дельных группировках людей, сложившихся внутри коллекти­ва). По своему содержанию синдромы могут оцениваться как:

а) позитивно стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра);

б) умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета верхней части спектра);

в) негативные, астеничиые (цвета нижней части спектра);

г) напряженные (представлены противоположные по значе­нию цвета);

д) «ковровые» (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях).

Вторичная обработкацветоматрицы требует квантификации полученных данных. Числовые преобразования оценок прово­дятся следующим образом: красномуцвету приписывается оценка (интенсивность выражения эмоционального состояния) в «+3» балла, оранжевому«+2», желтому « + 1», зеленому«О», си­нему «-1», фиолетовому«-2», черному«-3», Полоса в цветописи «трудно сказать» оценивается в «О» баллов. Условный показа­тель психологической атмосферы дня «А» высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:

Сумма (+) – Сумма (-)

А = n

 

n - количество человек в коллективе, принявших участие в исследовании.

 

Получаемые данные позволяют графически выразить и по полученной кривой проследить динамику эмоциональных состояний в коллективе по дням.

 

Примечание. Замеры настроения испытуемых в начале и в конце рабочего (учебного) дня показали, что методика позволяет не только собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У членов детских коллективов потребность рассказать о своем настроении обычно достаточно велика. Необходимость выговориться, поделиться тем, что на душе, чаще наблюдается в коллективах с недостаточно благоприятным психологическим климатом, т.е. там, где имелись напряженные отношения.

Текст-рисунок (для младшего школьного возраста)

Методика рисунка достаточно разнообразна. Можно предложить детям выполнить рисунок по заданной теме: «Мои товарищи», «Я в лагере». Такие рисунки нужны, в первую очередь, для выявления самочувствия детей, их настроения в складывающемся коллективе, их товарищеских связей и общего восприятия своей жизни на данный период.

Как правило, ребенок, чувствующий себя психологически комфортно в коллективе, использует в рисунке яркие цвета, сюжеты отражают позитивное межличностное взаимодействие, рисунок располагается по всему листу и др.