Интерпретация результатов
Ключ
Обработка результатов
Инструкция
Ключ к тесту
I | Альтруистическая направленность | 1, 11, 21, 31, 41 |
II | Коммуникативная направленность | 2, 12, 22, 32, 42 |
III | Глористическая направленность - | 3, 13, 23, 33, 43 |
IV | Практическая направленность | 4, 14, 24, 34, 44 |
V | Пугническая направленность | 5, 15, 25, 35, 45 |
VI | Романтическая направленность | 6, 16, 26, 36, 46 |
VII | Гностическая направленность | 7, 17, 27, 37, 47 |
VIII | Эстетическая направленность | 8, 18, 28, 38, 48 |
IX | Гедонистическая направленность - | 9, 19, 29, 39, 49 |
X | Акхизитивная направленность - | 10, 20, 30, 40, 50 |
Опросник Б.И.Додонова [150] по изучению эмоциональной направленности личности включает описания различных человеческих переживаний. Каждое из них относится к одной из 10, выделяемых им направленностей
1) Альтруистическая – в основе потребность в содействии и помощи, покровительство другим людям;
2) Коммуникативная - базируется на потребности в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике;
3) Глорическая – потребность самоутверждения, славы, почета;
4) Праксическая –(радость от процесса работы) ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе;
5) Пугническая – борьба. Опирается на потребность в преодолении опасности, на базе которой возникает позднее интерес к борьбе;
6) Романтическая –стремление ко всему необычайному, таинственному;
7) Гностическая – стремление понять, разрешить сложную проблему;
8) Эстетическая – тяга к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к переживанию чувства прекрасного;
9) Гедонистическая - выражение потребности в телесном и душевном комфорте;
10) Акизитивная (приобретение) – тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Обработка результатов включает следующие этапы:
Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
СТ | Ответы | ЛТ | Ответы | ||||||
№№ | №№ | ||||||||
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||||||||
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
до 30 баллов – низкая,
31 - 44 балла - умеренная;
45 и более - высокая.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.