Интерпретация результатов

Ключ

Обработка результатов

Инструкция

Ключ к тесту

I Альтруистическая направленность 1, 11, 21, 31, 41
II Коммуникативная направленность 2, 12, 22, 32, 42
III Глористическая направленность - 3, 13, 23, 33, 43
IV Практическая направленность 4, 14, 24, 34, 44
V Пугническая направленность 5, 15, 25, 35, 45
VI Романтическая направленность 6, 16, 26, 36, 46
VII Гностическая направленность 7, 17, 27, 37, 47
VIII Эстетическая направленность 8, 18, 28, 38, 48
IX Гедонистическая направленность - 9, 19, 29, 39, 49
X Акхизитивная направленность - 10, 20, 30, 40, 50

Опросник Б.И.Додонова [150] по изучению эмоциональной направленности личности включает описания различных человеческих переживаний. Каждое из них относится к одной из 10, выделяемых им направленностей

1) Альтруистическая – в основе потребность в содействии и помощи, покровительство другим людям;

2) Коммуникативная - базируется на потребности в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике;

3) Глорическая – потребность самоутверждения, славы, почета;

4) Праксическая(радость от процесса работы) ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе;

5) Пугническая – борьба. Опирается на потребность в преодолении опасности, на базе которой возникает позднее интерес к борьбе;

6) Романтическая –стремление ко всему необычайному, таинственному;

7) Гностическая – стремление понять, разрешить сложную проблему;

8) Эстетическая – тяга к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к переживанию чувства прекрасного;

9) Гедонистическая - выражение потребности в телесном и душевном комфорте;

10) Акизитивная (приобретение) – тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

 

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 

Обработка результатов включает следующие этапы:

Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

 

СТ Ответы ЛТ Ответы
№№ №№
Ситуативная тревожность Личностная тревожность

 

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов – низкая,

31 - 44 балла - умеренная;

45 и более - высокая.

 

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.