ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА

Классификация психических состояний

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Выводы об уровне развития

Оценка результатов

0 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнару­жатся не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6_7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3-признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, пред­ставляющие собой одну-единственную часть речи.

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н.Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой.

Состояние человека понимается как качественно своеобразный ответ его функциональных систем разных уровней на внешние и внутренние воздействия, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации.

Психическое состояние – один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне – системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства.

Виды состояний человекамногообразны:

1. эмоциональные состояния (н-р, аффект, настроение);

2. состояния сознания (н-р, расширенное, помраченное);

3. психофизиологические состояния (н-р, голода, релаксации).

Ю.Е. Сосновикова выделяет три большие группы методов изучения психических состояний:

1) теоретическое исследование философских вопросов проблемы;

2) получение медицинских, физиологических и биологических характеристик и параметров;

3) собственно психологические методы: наблюдение, беседы, анкеты, самонаблюдение, тесты.

 

Использование физиологических методов не дает возможности интерпретировать психические состояния: при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний может быть различной, т.е. одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических систем, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические изменения. Например, негодование и воодушевление имеют одинаковые физиологические характеристики, в то же время это разные состояния. Поэтому ряд исследователей психических состояний рассматривают использование физиологических показателей в основном как дополнительные энергетические компоненты психических состояний.

Анализ форм описания психических состояний, проведенный В.А. Ганзеном и В.Н. Юрченко, позволил им выделить три основные формы:

– качественно нестрогие описания на литературном языке (художественные);

– описания качественно строгие (терминологические);

– описания количественные, полученные в результате экспериментальных измерений (эмпирические).

По их мнению, все три вида описаний, дополняя друг друга, вносят существенный вклад в создание целостного образа психического состояния человека. Так, художественные описания наиболее полно отражают многообразие индивидуальных проявлений субъективной (переживательной) и поведенческих сторон состояний. Результаты экспериментальных исследований представляют собой количественное выражение происходящих у человека в том или ином состоянии изменений. Обобщение и научный анализ всех данных проводится в терминологических описаниях.

Диагностика признаков психических состояний

Признак психического состояния Параметр Форма проявления
Физиологический Гормональный Изменение секреции адреналина, тироксина, глюкокортикоидов, половых гормонов и пр.
Сердечно-сосудистый Изменение ЧСС, тонуса сосудов, артериального давления
Моторной сферы Мышечный тонус Изменение напряжения мышц, тремора, ритма и глубины дыхания
Мимика и жесты Изменение мимики (мимических мышц), пантомимики (поза и движения корпуса), жестов
Голосовые характеристики Громкость голоса, его высота, тембр и темп речи
Эмоциональный Интенсивность, длительность и модальность Характер эмоциональных переживаний (положительный или отрицательный), интенсивность эмоций, длительность протекания аффективных процессов
Когнитивный Выраженность когнитивных процессов и их роль в контроле поведения Логичность мышления, осознанность состояния, точность прогноза развития событий, возможность управления состоянием организма
Поведенческий Трудовые действия и операции Точность выполнения действий, их конструктивность, правильность
Действия по удовлетворению собственных актуальных потребностей Адекватность действий, соответствие актуальным потребностям, избыточность и пр.
Социальный Коммуникативный Характер общения с другими людьми: способность слышать другого человека, воздействовать на него, находить общие точки взаимодействия
Социально-адаптационный Способность ставить адекватные цели и достигать их

 

В психодиагностике наиболее разработаны методики оценки функциональных состояний, к которым относятся следующие: утомление, монотонна, тревога, напряженность, психологический стресс, фрустрация. При этом оценивание производится с точки зрения вопроса о возможности человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.

Диагностикаопределенного состояния может опираться на регистрацию следующих симпто­мов:

· физиологических сдвигов в деятельности центральной нервной системы, сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной;

· сдвигов в протекании основных психических процессов памяти, внимания, восприятия, мышлениями изменений в эмоционально-волевой сфере;

· субъективных переживаний (при утомлении человек испытывает субъективные переживания усталости, вялости, бессилия. Состоянию монотонии свойственны переживания скуки, апатии, сонливости; в состоянии повышенной эмоциональной напряженности ведущими являются чувства тревоги, нервозности, переживания опасности и страха);

· поведенческих реакций (двигательное и речевое поведение, интенсивность и темп работы, число сбоев и ошибок).

Типы методикоценки состояний: физиологические, психологические и комплексные.

Физиологические методикизамеряют следующие параметры: электроэнцефалограмму (ЭЭГ), электромиограмму (ЭМГ), кожно-гальваническую реакцию (КГР), частоту сердечных сокращений, тонус сосудов, величину диаметра зрачка и т.п. Наиболее известен «полиграф» или «детектор лжи» - комплекс вышеназванных замеров.

Психологические методикиделятся на следующие подвиды:

1) психометрические, фиксирующие:

а) успешность выполнения определенного рода заданий (корректурная проба, таблицы Шульте, комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики непрерывного счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона-Рузера, предназначенные для анализа интеллектуальных процессов, тесты определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, критической частоты мельканий КЧМ, теппинг-тест);

б) характер протекания какого-либо процесса (примером может служить оценка речи по акустическим и семантическим параметрам, меняющимся параллельно с изменением состояния человека);

2) методики субъективной оценки:

а) опросники;

б) субъективное шкалирование (САН, тест дифференциальной самооценки утомления, которое, по мнению автора методики В.А. Доскина, характеризуется с помощью трех признаков: самочувствия, активности и на­строения);

в) субъективное предпочтение (пример - цветовой тест Люшера, дающий, по мнению ряда современных исследователей, показатели степени фрустрованности, величины отклонения от релаксационной нормы, коэффициенты утомления, тревоги, напряжения, стресса и другие показатели, выраженные в числовой форме, опирающиеся на расчет взаиморасположений цветов в сделанной испытуемым раскладке.

Комплексные методикиобъединяют в себе замеры психологические и физиологические. В современных условиях такое объединение чаще всего выполняют через использование ЭВМ.

Сферы применения замеровфункциональных и эмоциональных состояний: производство (на тех участках, где требуется особенная безукоризненность в выполнении трудовых действий); длительные космические полеты; судебно-психологическая экспертиза; спорт; медицина; криминалистика, психокоррекция.

 

Диагностика психического развитиянеобходимадля проверки правильности и адекватности взаимодействия с формирующимся и развивающимся индивидом. Первоначально не только главным, но и единственным объектомразвития считался ребенок. Впоследствии внимание исследователей привлек геронтогенез. Зрелая личность стала объектом психодиагностического исследования с точки зрения развития лишь недавно, что привело к появлению акмеологии(науки о путях и методах достижения высших стадий психологического развития).

Задачи диагностики психического развития:

– определение реального уровня психического развития;

– определение зоны ближайшего развития.

Достижения зарубежной психологии в этой области:

Теория развития Э. Эриксона — описание процесса развития личности, совершающегося от рождения до смерти и проходящего восемь типичных стадий. На каждой стадии решается определенная задача развития. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это:1. Базисное доверие - недоверие к миру. 2. Автономия - чувство зависимости. 3. Инициативность-чувство вины. 4. Производительная предметная деятельность - чувство неполноценности. 5. Идентичность - диффузия идентичности. 6. Интимность и солидарность - изоляция. 7. Творчество - застой. 8. Эго-интеграция - разочарование в жизни.

Теория развития X. Вернера — теория индивидуального развития, построенная на основе биологической методологии. В ней постулируется, что через развитие достигается переход от синкретизма к дискретности, от ригидности к гибкости, от неустойчивости к стабильности, от диффузности к расчлененности.

Отечественные психологи,внесшие особый вклад в понимание проблем развития психики: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, К.М. Гуревич.