Методика. Определение активного словарного запаса

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

0-3 балла — низкий.

 

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. 55). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит этой картинке.

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, которого приводится в таблице 7, и затем анализируется.

Фиксируемые признаки речи Частота употребления признаков
1. Существительные 2. Глаголы 3. Причастия 4. Деепричастия 5. Прилагательные в начальной форме 6. Прилагательные в сравнительной степени 7. Прилагательные в превосходной степени 8. Союзы 9. Однородные члены предложения 10. Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др. 11. Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др. 12. Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п  

 

 

В протоколе фиксируется частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи.