Методика Формирование понятий
Выводы об уровне развития
Обработка результатов
За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы» которые соответствуют приведенным примерам, и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Описанная методика годится в основном для психодиагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.
Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому что не все дошкольники по-настоящему знают, что это такое.
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика представляет собой набор плоскостных фигур — квадратов, треугольников и кругов — трех разных цветов (красный, желтый, зеленый — возможны и другие их комбинации) и трех различных размеров (см. рис. 53, где эти фигуры показаны контурных формах вместе с основными размерами). Признаки этих фигур; форма, цвет и величина — образуют трехбуквенные искусственные понятия, не имеющие смысла на родном языке ребенка. В данном эксперименте используются следующие искусственные понятия:
Понятия с одним признаком | Понятия с двумя признаками | Понятия с тремя признаками |
круглый | дис — красный и большой | мук — красный, треугольный, маленький |
большой | буд — зеленый и большой | чар — красный, круглый, средний |
красный | вар — желтый и маленький | бек — красный, квадратный, большой |
треугольный | роз — желтый и большой | вич — зеленый, треугольный, маленький |
квадратный | веч — зеленый и маленький | сев — зеленый, круглый, средний |
средний | кир — красный и средний по размеру | бал — зеленый, квадратный, большой |
зеленый | зум — желтый и средний по размеру | нур — желтый, треугольный, маленький |
маленький | куд — зеленый и средний по размеру | гон — желтый, круглый, средний |
желтый | сим — красный и маленький по размеру | сов — желтый, средний, круглый |
Как видно из приведенных выше списков, в предложенные искусственные понятия входят от одного до трех различных примаков. Фигуры соответствующего размера, формы и цвета (все- 10 27 фигур с разными признаками) вырезаются из цветной бу маги и наклеиваются на квадратные картонные карточки размером 8 х 8 см.
Перед ребенком в произвольном порядке рядом друг с другом Раскладываются карточки с цветными фигурами на них таким образом , чтобы все эти карточки ребенок мог одновременно видеть и изучать. Карточки можно разложить в три ряда по семь карточек в каждом, поместив шесть из них в неполный ряд. По команде экспериментатора испытуемый в соответствии с полученным от экспериментатора заданием начинает искать задуманное им понятие. Делая первый шаг на этом пути, он собирает одну из карточек и кдадет ее отдельно от других. Экспериментатор подтверждает или отрицает наличие искомого признака (признаков) понятия на отобранной испытуемым карточке, и тот продолжает поиск дальше до тех пор, пока не будут отобраны карточки, содержащие в себе все признаки искомог понятия. После того как экспериментатор подтвердит испытуемому данный факт, испытуемый должен дать определения со ответствующему понятию, т.е. сказать, какие конкретные признаки в него входят.
Экспериментатор в начале исследования задумывает понятие, содержащее только один признак, затем — понятие, включающее два признака, и, наконец, понятие, содержащее в себе сразу три признака. Задумав понятие, экспериментатор сообщает испытуемому трехбуквенное название данного понятия и количество признаков, которое оно содержит. Испытуемому предлагается самостоятельно найти эти признаки, отобрав из предложенного набора карточек с фигурами те, которые содержат эти при знаки, и назвать само понятие, определив его через найденные признаки.
Понятие, содержащее в себе только один из признаков — цвет, форму или величину, отбирается экспериментатором произвольно из верхнего списка; понятие, включающее два признака, - из среднего списка; понятие, включающее три признака, — из нижнего списка.
На решение испытуемым каждой из трех задач (поиск трех понятий, включающих в себя от одного до трех разных признаков) отводится по 3 минуты. Если за это время испытуемый не справится самостоятельно с задачей, то экспериментатор дает ему подсказку: сам отбирает одну из карточек, которая содержит искомый признак, и говорит: «На этой карточке есть нужный признак» (ребенок должен обнаружить этот признак и назвать о дальнейшей подсказки). Еще через минуту, если ребенок по-прежнему не справляется с заданием, экспериментатор предлагает ему вторую подсказку: показывает еще одну карточку, содержащую искомый признак (или признаки). Наконец, если спустя 5 минут после начала выполнения очередного задания ребенок так и не нашел все признаки и не дал словесное определение этому понятию, то ему предлагается следующая задача того самого типа. Если и с ней испытуемый не справится, то эксперимент прекращается.
В том случае, если ребенок справился с первым заданием (поиск и определение понятия с единственным признаком) самостоятельно или после подсказок экспериментатора, ему предлагается следующее, более сложное задание, связанное с поиском и определением понятия, содержащего два признака, и так далее. Более сложное задание, касающееся формирования понятий с большим числом признаков, дается ребенку только в том случае, если до этого он справился с выполнением менее сложного задания.