Неорационалистическис, реалистические, операциональные и постпозитивистские концепции научного знания
Во второй половине XX в. философско-методологические исследования стали широко проводиться как в русле прежних философских течений (позитивизм, прагматизм, диалектический материализм), так и в новейших направлениях методологической мысли (неорационализм, методологический детерминизм, конструктивизм и др.).
Наряду с диалектическим материализмом существовали и иные философские течения, развивавшие прямо противоположно позитивизму методологические и теоретико-познавательные концепции, согласно традиции, идущей от создателей панонтологических систем XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Одной из первых фундаментальных работ этого плана была "Природа мышления" Б. Бланшара[31], автор которой с позиций объективного идеализма подвергал резкой критике позитивизм и в русле рационалистической традиции развивал оригинальные представления по вопросам сущности познания, отношения знания к объекту, теории истины и природы заблуждения. В основе его концепции лежит понятие внутренних отношений. Их природой определяется характер и результаты познавательной деятельности. Проявляясь в необходимых связях и закономерностях, внутренние отношения обусловливают причинную зависимость свойств исследуемых объектов, присущих им явлений и процессов. Б. Бланшар опровергает представление о том, что природа отношений произвольна, не связана с характером объектов. Отсюда его резкое неприятие конструктивно задаваемых логико-языковых структур, которые по определению не ориентированы на понимание и выражение внутренних отношений, фактов их "жизни". Гносеологическую ущербность этих средств научного поиска Б. Бланшар видит в том, что они выносят отношения за пределы исследуемых объектов, считая, что добавление или устранение того или иного отношения в системе отношений объекта познания ничего в нем не меняет. В данной концепции ведущая роль отводится предметному анализу, а точнее изучению внутренних отношений исследуемого объекта, детерминирующих его параметры и характер операциональных аспектов научного поиска.
Представления, заложенные Б. Бланшаром, получили дальнейшее развитие в различных версиях реализма — критическом, метафизическом, научном. Наиболее оригинальной и фундаментальной является концепция, изложенная в двухтомном исследовании Д.М. Армстронга "Универсалии и научный реализм". Примечательна исходная позиция автора в полемике с представителями инструментализма. Он считает, что критика отдельных идей и подходов инструментализма малодоказательна. Лучший способ критики — разработка фундаментальной философской теории познания, ассимилирующей данные науки. В соответствии с этим Д.М. Армстронг ставит целью обосновать существование универсалий и их отношений. Он доказывает, что в основе каждого свойства объекта лежит определенное внутреннее отношение, и что сами отношения составляют наиболее важный вид универсалий. Отмечая несостоятельность номиналистического подхода к универсалиям, Д.М. Армстронг подчеркивает, что все подлинные универсалии не являются чем-то определяемым, генетически производным, а сами выполняют роль доминирующего начала, проявляясь в причинных отношениях. Подобие универсалий, их определенная иерархия обеспечивают в научном сознании возможность перехода от частей к целому и в общем плане — выражение в теоретической форме объективной системы соотношений универсалий. Соответственно производными от характера универсалий и их соотношений оказываются методы (способы, приемы) исследования.
На фоне затяжных дискуссий о принципах, структуре и методах научного познания обнадеживающе были восприняты постулаты операционализма, хронологически и идейно контактирующего со всеми наиболее влиятельными западными философско-методологи-ческими течениями с момента его возникновения (1927 г.). Содержание разработанного его основоположником, видным американским физиком П. Бриджменом метода операционального анализа, являвшего собой систему представлений о генезисе и структуре научного знания, механизмах позитивной эвристики и критического осмысления творческого пути и полученного результата, было понятно и близко умонастроениям физиков 20-30-х гг. XX в. Оно непосредственно соприкасалось с гносеологической проблематикой логического позитивизма, лингвистического анализа, инструментализма, прагматизма. Позитивное использование метода операционального анализа было одним из условий возникновения генетической эпистемологии Ж. Пиаже.
Однако со временем основной постулат данного метода об определяющем значении познавательных операций для генезиса поня тий ("понятие синонимично соответствующему классу операций") и всей системы научного знания в значительной мере утратил свою притягательность. Стало очевидным, что он отражает закономерности генезиса лишь одного из видов научных понятий, а именно, операциональных. Обнаружились практические и принципиальные затруднения при попытках его последовательного проведения как в самой физике, так и в других дисциплинах. Прежде всего, в семиотике, должной, по замыслу П. Бриджмена, объяснить и в конечном счете устранить возникшие трудности. Основное препятствие было связано с объяснением генезиса самих операций, поскольку элиминировалось эвристическое воздействие на этот процесс накопленного ранее знания, существующего в форме понятий (многие из которых не определены и не могут быть определены операционально). Способом модификации малопродуктивных и изобретения новых операций, по мнению П. Бриджмена, является метод проб и ошибок, что фактически не объясняет, а воспроизводит проблему генезиса операций. В итоге попытка создать всеобъемлющую концепцию научного знания на основе, казалось бы, не оставляющего места для сомнений в его истинности гносеологического принципа, дала лишь дополнительные стимулы для дальнейших методологических исследований.
Одна из наиболее масштабных философско-методологических систем, ассимилирующая проблематику рационалистических направлений и операционалистской концепции, была разработана французским философом Г. Башляром. Многогранность этой системы и факты творческой эволюции ее автора дали основание квалифицировать его как представителя нескольких течений: его объявляли сторонником диалектического материализма, постпозитивизма, критического реализма. Однако это, прежде всего, один из основоположников неорационализма, в своем творчестве подвергший критике большинство современных ему философских течений (позитивизм, прагматизм, реализм, феноменологию, экзистенциализм) и обосновавший с позиций рационализма ряд фундаментальных принципов анализа научного познания: историзма, диалектизации, эквивалентности описаний, дополнительности, тотального синтеза, конструктивности. Рациональная активность субъекта, проявляющаяся в его целенаправленном воздействии на объект в ходе наблюдения, эксперимента и технического конструирования, согласно Г. Башляру, не только находит подтверждение в ходе упомянутых познавательных действий, но еще в большей степени творит объект воздействия, струк турируя его по своим законам. По содержанию — это законы технического творчества, генезис которых Г. Башляр не анализирует, постулируя их как что-то непосредственно данное, хотя и имеющее исторический характер. Они не отражают чего-либо существующего в природе. Их назначение — регулировать процессы создания искусственной реальности, преодолевая сопротивление материи. Последнего тезиса явно недостаточно для объяснения всего богатства взаимосвязей процессов познания природы и создания искусственных объектов. Понятно лишь одно, что ведущее значение не только в структуре метода, но и в научном познании в целом приобретает операциональная сторона. Однако в отличие от представителей традиционного операционализма делаются попытки осмыслить ее генетические связи с предметным теоретическим знанием.
Одной из таких попыток явилась концепция "методологического детерминизма" Ж. Ульмо — последователя Г. Башляра и основоположника "операционального реализма", — постулирующая зависимость объективных причинных связей от связей исследовательских операций и методов, посредством которых субъект конструирует объект познания, используя в качестве инструментов рациональные формы имеющегося знания (законы, модели, абстракции, формализмы и т.д.).В русле позитивизма в 50-60-е гг. XX в. наблюдалось становление принципиально нового методологического направления, возникшего во многом из критики традиционного позитивизма и названного постпозитивизмом (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейера-бенд, Л. Лаудан и др.). Это содержательно широкое и идейно неоднородное направление, ранних представителей которого (К. Поппер) относят одновременно к другому влиятельному направлению — критическому рационализму (неорационализму). Наиболее значимое влияние в научном и философском мире имели концепция "трех миров" и принцип фальсификации К. Поппера, концепция научных революций Т. Куна, исследовательских программ И. Лакатоса, научной традиции П. Фейерабенда.
В своей концепции "трех миров" К. Поппер постулирует независимое существование, во-первых, мира физических объектов (физических состояний); во-вторых, мира мыслительных (ментальных) состояний сознания; в-третьих, мира объективного содержания мышления, представленного преимущественно продуктами научного творчества. "Третий мир" — это результат взаимодействия первых двух миров, содержание которого фиксируется в языке и обретает независимый от них объективный статус. Однажды возникнув в этом высоком качестве, оно в соответствии с интерналистским пониманием движущих сил развития науки, которого придерживается К. Поп-пер, оказывает решающее воздействие на деятельность ученых по приращению знания. Эта деятельность во многом замыкается на третий мир как свой естественный контекст.
Научное познание, согласно К. Попперу, есть непрерывный процесс замены менее удовлетворительных теорий более удовлетворительными. Критериями удовлетворительности теории при этом выступают правила и реализуемые по этим правилам процедуры верификации и фальсификации. Верификация — это подтверждение научных теорий данными наблюдений и экспериментов. С каждым новым подтверждением теории становятся все более правдоподобными. Фальсификация — это придание научным теориям (и гипотезам) такой логической формы, которая допускает их опровержение на основе данных наблюдений и экспериментов, с последующей реализацией процедуры опровержения. Если теория опровергается опытными данными, от нее необходимо отказаться. Целостное представление о процессе развития научного знания, согласно К. Попперу, включает несколько основных элементов процессуального характера: постановка проблемы; выдвижение гипотез; оценка степени их фальсифицируемости; выбор предпочтительной гипотезы по критерию количества потенциальных фальсификаторов (опровергающих опытных данных) — выбираются наиболее "рискованные" гипотезы; выведение из выбранной гипотезы эмпирически проверяемых следствий и проведение необходимых наблюдений и экспериментов; отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации; временная поддержка гипотезы, если она не фальсифицируется; отбор в совокупности полученных опытных данных тех следствий гипотезы, которые имеют принципиально новый характер; решение о прекращении эмпирических проверок; решение о принятии теории, разработанной на основе гипотезы, успешно прошедшей процедуру фальсификации (замене ею ранее существовавшей теории).
Согласно К. Попперу, история научного познания представляет собой последовательность процессов выдвижения рискованных гипотез (смелых предположений) и их проверок (опровержений), т.е. история "перманентных революций", движущими силами которых выступают внутринаучные факторы. Образ революции для характеристики процессов развития научного знания впоследствии стал очень популярным, особенно после публикации книги Т. Куна "Структура научных революций".
Согласно философско-методологической концепции Т. Куна развитие научного знания может быть представлено как процесс поочередной смены периодов "нормальной науки" и "научных револю ций". Нормальная наука характерна тем, что деятельность ученых по приращению знания осуществляется по логически и содержательно устоявшейся схеме — "парадигме" или "дисциплинарной матрице". В своем доминирующем смысле парадигма —- это способ (образец, модель) постановки и решения задач на основе существующей теории. В условиях нормальной науки работает парадигма, в основе которой лежат принятые научным сообществом общие положения ("метафизические части парадигм" и "символические обобщения"), ценностные установки относительно определенных форм знания (например, количественные предсказания оцениваются выше качественных) и образцы решения задач. Деятельность ученого в периоды нормальной науки уподобляется решению "задач-головоломок" — необходимо найти решение научной проблемы как модификацию известных общих законов с учетом конкретных условий, в которых находится исследуемый объект. Такого рода деятельность не предполагает масштабных фальсификаций.
Однако по мере накопления новых фактов, которые невозможно объяснить на основе имеющейся теории (такие случаи Т. Кун называет аномалиями), в научной дисциплине складывается кризисная ситуация. Она, согласно Т. Куну, разрешается научной революцией, представляющей собой процесс смены парадигмы. Этот процесс занимает значительный временной период, если его рассматривать не только в эвристическом аспекте, анализируя творчество изобретателей новой парадигмы, но проследить события, связанные с ассимиляцией новой парадигмы научным сообществом. Научное сообщество (понятие которого впервые ввел сам Т. Кун) оказывается расколотым в своем отношении к новой парадигме. Одна часть его членов в силу устоявшихся стереотипов мышления не в состоянии ее принять. При этом непонимание и неприятие новой парадигмы может заходить настолько далеко, что они не замечают аномалий и не включаются в ведущиеся научные дискуссии по поводу их возможного объяснения. Другая часть научного сообщества (это сами авторы новой парадигмы, наиболее чуткие к новациям молодые исследователи, а также малоискушенные в тонкостях научной работы дилетанты) начинает работать по новой парадигме. Доминирующей она становится, как правило, только тогда, когда первая часть научного сообщества отойдет от активной научной работы, вымрет творчески и физически.
Анализируя генезис новой парадигмы, Т. Кун отводит ключевое значение социальным и психологическим факторам. В наибольшей степени этот процесс стимулируется социально-психологической атмосферой в обществе, личными предпочтениями исследователей, чьи творческие интересы вышли на уровень осмысления парадигмальных аспектов научной работы. В частности, их верой в то, что новая парадигма будет продуктивнее старой. Сам автор концепции научных революций квалифицировал эти факторы как, по-видимости, случайные и произвольные, что дало основание для обвинений его в иррационализме, поскольку кроме того Т. Кун отстаивал тезис об отсутствии преемственности в содержании парадигм и даже их несопоставимости. Но главное в том, что он фактически обошел вниманием центральный вопрос — как возникает новое знание фундаментального уровня и связанный с ним вопрос о критериях выбора между конкурирующими теориями (старой и новой или несколькими новыми).
Эти вопросы были подвержены тщательному и продуктивному по своим результатам анализу в творчестве И. Лакатоса. Ключевым элементом его концепции, синтезирующим их содержание, стало введенное И. Лакатосом понятие исследовательской программы. "В соответствии с моей концепцией, — поясняет он, — фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а "исследовательская программа". Последняя включает в себя конвенциально принятое (и поэтому "неопровержимое", согласно заранее избранному решению) "жесткое ядро" и "позитивную эвристику", которая определяет проблемы для исследования, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез, предвидит аномалии и победоносно превращает их в подтверждающие примеры — все это в соответствии с заранее разработанным планом. Ученый видит аномалии, но, поскольку его исследовательская программа выдерживает их натиск, он может свободно игнорировать их. Не аномалии, а позитивная эвристика его программы — вот что в первую очередь диктует ему выбор проблем. И лишь тогда, когда активная сила позитивной эвристики ослабевает, аномалиям может быть уделено большее внимание. В результате методология исследовательских программ может объяснить высокую степень автономности теоретической науки, чего не может сделать несвязанная цепь предположений и опровержений наивного фальсификационизма"[32].
В соответствии с содержанием и функциями элементов исследовательской программы процесс приращения предметного знания получает рациональное объяснение не только в рамках нормальной науки, но и за ее пределами. Смена научных теорий и парадигм может происходить в рамках одной исследовательской программы, не затрагивая ее жесткого ядра. При наличии нескольких конкурирующих программ (подобно существованию конкурирующих теорий в рамках одной программы) встает вопрос о критериях их выбора конкретным исследователем или группой ученых, который также решается на рациональных основанях путем выработки представлений о прогрессивном и регрессивном сдвиге проблем в русле конкретной программы. "Исследовательская программа, — подчеркивает И. Лакатос, — считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты ("прогрессивный сдвиг проблем"); программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от ее эмпирического роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой ("регрессивный сдвиг проблем")"[33].
В ином, более адекватном реальному положению дел, образе предстало осмысление истории науки. И. Лакатос обращает внимание на то, что конкуренция исследовательских программ — это длительный процесс, в течение которого ученые достаточно спокойно работают в русле избранной программы, а иногда и в русле обеих конкурирующих программ одновременно, до тех пор пока одна из программ не вытеснит другую. Факты долговременного сосуществования исследовательских программ и их эволюции лежат в основе объяснений множества противоречивых событий в истории науки, которая в свою очередь выступает "пробным камнем" любой методологический концепции.
В противоположность И. Лакатосу, раздвинувшему границы контактности конкурирующих знаний, один из наиболее радикальных критиков неопозитивизма П. Фейерабенд придерживался прямо противоположной ориентации. Он категорически отрицал правомерность принципа совместимости новых теорий со старыми и принцип инвариантности значений одинаковых терминов, входящих в различные теории, считая, что действие первого приводит к элиминации новой теории и в итоге к застою в развитию научного знания, а второй нивелирует влияние теоретических знаний на процессы эмпирического исследования, в частности, достоверно установленные факты "теоретической нагруженности" наблюдений и экспериментов.
Однако далее П. Фейребенд развивает малообоснованные положения о принципиальной равноправности любых систем знания, направляющих работу исследователя на эмпирическом уровне. Он вводит принцип пролиферации (размножения) научных теорий, в соответствии с которым для опровержения теории недостаточно противоречащего факта, а необходима новая теория, в роли которой может выступать любая идея, и принцип контриндукции, требующий введения гипотез, несовместимых с общепризнанными теориями и фактами. Это послужило основанием для квалификации его концепции как "методологического анархизма". Сам же П. Фейерабенд пошел еще дальше, эволюционировав от постулата о равноправности методологий к утверждению о ее ненужности для конкретного ученого, который должен исследовать реальные объекты (явления, процессы), не поддаваясь давлению каких-либо парадигм, норм и стандартов, поскольку они чаще всего действуют на него не как "метафизическая сила", а как сила материального воздействия (ученый вынужден приспосабливаться к ним, не принимая их по существу). Практически единственной системой предпосылочного знания, имеющей определенное методологическое значение, он считал познавательную традицию, понятие которой сам впервые ввел в научный обиход, достаточно тонко подметив разницу в работе по осмыслению методологических проблем, осуществляемую усилиями человека, принадлежащего к данной традиции, и внешнего ей человека. Через содержание данного понятия, согласно П. Фейерабенду, осуществляется воздействие на познавательные процессы (в том числе и в науке) многообразных социокультурных, политических и практических факторов.
В вопросах философии науки представители неорационализма, реализма и операционализма придерживались "умеренно оптимистической" позиции, отдавая явное предпочтение науке в возможности духовного освоения реальности перед другими духовно-практическими формами (здравым смыслом, культурной традицией, укоренившимися практическими стереотипами, религиозными верованиями и др.). Тем не менее достаточно отчетливо наблюдается тенденция к понижению когнитивного статуса науки: сначала под действием внутринаучных факторов (размывание границ между независимой от исследователя реальностью и конструктивно заданными объектами и отношениями, повышение гносеологического статуса операциональных аспектов познания в целом и как следствие культивирование релятивизма в понимании истины), далее при нарастающем давлении внешних по отношению к науке факторов (внимание со стороны социума к науке стало все более зависеть от эффективности ее практических приложений, существенно понизилась интенсивность социальной восприимчивости ее содержания по сравнению с содержательными характеристиками других форм духовно-практического освоения реальности). Наконец, в концепции "методологического анархизма" П. Фейерабенда была поставлена под сомнение сама мысль об особом эпистемологическом статусе науки (в добывании практически ценного знания ее возможности не превосходят возможности повседневно-обыденного опыта, культовых предписаний, любой другой культурной традиции). Такая позиция не стала в философии науки XX в. доминирующей. Однако нельзя не замечать энтузиазма, с которым ее начали культивировать в конце минувшего столетия малоискушенные в эпистемологической проблематике представители "гуманистических" течений в философии и прежде всего постмодернизма.