ДИАГНОСТИКА ОТРЯДА
Источники
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОМЕТРИИ
Методика социометрии (ее основоположником считается Дж. Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и анипатий, выявить лидеров и "отверженных" членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Опросный лист
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.
1. представь, что ващ отряд отправляется в самостоятнельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашего отряда?______________________________________________
2. если бы вашему отряду пришлось участвовать в общелагерной олимпиаде по каким-либо предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?_________________________
3. кого из отряда ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________
После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих товарищей из отряда, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Обработка полученных результатов
Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех детей, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке - имена тех ребят, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы детей, вы заносите их в эту таблицу. Например, ребенок А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос - Б, Ж и З; при ответе на третий - Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например.
Пример социометрической таблицы
Кого выбирают Кто выбирает | А… | Б… | В… | Г… | Д… | Е… | Ж… | З… | И… |
А………………… | x | 1,1,1 | 1,1, | 1,1, | |||||
Б………………… | 1,1,1 | X | 1,1 | 1,1 | |||||
В………………… | 1,1 | x | 1,1,1 | 1,1,1 | |||||
Г………………… | 1,1 | 1,1,1 | x | 1,1 | |||||
Д………………… | 1,1,1 | 1,1 | x | ||||||
Е………………… | 1,1 | 1,1,1 | 1,1,1 | x | |||||
Ж……………….. | 1,1,1 | 1,1,1 | 1,1 | x | |||||
З………………… | 1,1,1 | 1,1,1 | x | ||||||
И………………… | 1,1, | 1,1,1 | 1,1 | x | |||||
Общее число выборов (рейтинг) |
Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым из школьников и заносите получившееся у вас число в последнею строку - под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра считается его рейтингом.
Интерпретация полученных результатов.
Полученные рейтинги покажут вам и наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:
- лидеров - авторитетных детей, имеющих заметно более высокий рейтинг (в нашем случае это ребята Б и Г);
- рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива - они имеют средний рейтинг (в нашем случае это дети А, Е и Ж);
- одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих товарищей или только друг с другом - они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это дети В, Д и З);
- отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе - они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это ребенок И).
Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными ребятами, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о ребятах А и Б, Б и Г, В и Д - они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.