ДИАГНОСТИКА ОТРЯДА

Источники

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.

ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОМЕТРИИ

 

Методика социометрии (ее основоположником считается Дж. Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и анипатий, выявить лидеров и "отверженных" членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1. представь, что ващ отряд отправляется в самостоятнельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашего отряда?______________________________________________

2. если бы вашему отряду пришлось участвовать в общелагерной олимпиаде по каким-либо предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?_________________________

3. кого из отряда ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих товарищей из отряда, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех детей, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке - имена тех ребят, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы детей, вы заносите их в эту таблицу. Например, ребенок А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос - Б, Ж и З; при ответе на третий - Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например.

Пример социометрической таблицы

Кого выбирают Кто выбирает А… Б… В… Г… Д… Е… Ж… З… И…
А………………… x 1,1,1   1,1,   1,1,  
Б………………… 1,1,1 X 1,1   1,1    
В…………………   1,1 x 1,1,1 1,1,1      
Г………………… 1,1 1,1,1   x 1,1    
Д………………… 1,1,1 1,1 x    
Е………………… 1,1 1,1,1   1,1,1   x    
Ж……………….. 1,1,1   1,1,1   1,1 x    
З…………………     1,1,1 1,1,1 x  
И………………… 1,1,   1,1,1   1,1   x
Общее число выборов (рейтинг)

 

Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым из школьников и заносите получившееся у вас число в последнею строку - под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра считается его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов.

Полученные рейтинги покажут вам и наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

- лидеров - авторитетных детей, имеющих заметно более высокий рейтинг (в нашем случае это ребята Б и Г);

- рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива - они имеют средний рейтинг (в нашем случае это дети А, Е и Ж);

- одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих товарищей или только друг с другом - они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это дети В, Д и З);

- отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе - они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это ребенок И).

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными ребятами, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о ребятах А и Б, Б и Г, В и Д - они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.