Лекция 5.

Тема 4. Методы изучения межличностных отношений и межличностного восприятия.

Обработка и интерпретация результатов теста

Стимульный материал

Вариант II

Интерпретация результатов теста

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение.

- 70% - 100% – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

- 40% - 70% – Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

- 10% - 40% – Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.

- 0% - 10% – Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Инструкция к тесту"На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются":

- "почти всегда" – 2 балла;

- "в большинстве случаев" – 4 балла;

- "иногда" – 6 баллов;

- "редко" – 8 баллов;

- "почти никогда" – 10 баллов.

 

1. Стараетесь ли Вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам?

2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком.

5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?

8. Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприятной для Вас темы?

9. Поправляете ли Вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, название, вульгаризмы?

10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику?

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель "выше среднего уровня". Обычно средний балл слушателей 55.

 

Под межличностными отношениями (или взаимоотношениями) будем понимать личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Мы можем исследовать межличностные отношения благодаря тому, что они актуализируются и проявляются в общении (которое является уже наблюдаемым процессом) и в общении же они формируются и развиваются.

Как отмечают исследователи, занимающиеся изучением различных аспектов межличностных отношений, сфера межличностных отношений достаточно широка и охватывает весь диапазон существования человека, начиная c диадных супружеских или детско-родительских отношений до его отношения к большим социальным группам. Возможно именно проникновение межличностных отношений в различные сферы жизнедеятельности человека привело к разработке значительного количества методических средств исследования межличностных отношений. У Бодалева, Столина приводятся различные основания систематизации арсенала методик:

n на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутри группы, в частности в диаде); для каждого объекта - своя специфика;

n на основании задач, решаемых в исследовании (выявление групповой сплоченности, совместимости);

n на основании структурных особенностей самих методик (опросники, проективные методики, социометрия);

n на основании тех параметров, которые являются основанием для суждения психолога о межличностных отношениях (субъективные предпочтения, личностные характеристики участников общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений); это основание связано с определенным теоретическим пониманием исследуемого объекта.

В [Приклад.] отмечается, что для измерения социальных отношений применяются две группы методик:

1) собственно методики оценки отношений;

2) диагностические методики и оценки свойств человека, влияющие на отношения.

Для изучения отношений наиболее распространенным методом исследования является социометрия.