Качественный анализ результатов логопедического обследования
(аналитическая справка)
Все полученные результаты должны быть подвергнуты количественному и качественному анализу и обобщены в аналитическом заключении (справке).
Количественный анализ - это метод исследования, использующий количественные (статистические) данные, полученные в результате обследования (диагностики).
Качественный анализ – метод исследования, не использующий количественных показателей, но делающий выводы лишь на базе логических рассуждений над полученными фактами (Словарь психолога-практика. Минск-Москва. Харвест АСТ. 2001.)
Аналитическая справка пишется в официально-деловом стиле и должна отражать следующие параметры (Приложение к Положению о психологической службе в общеобразовательном учреждении № 636):
- Причину исследования (запрос от родителей, классных руководителей, учителей, детей, администрации и др.) Наше логопедическое исследование проводится по запросу администрации школы, поэтому в ней должны быть представлены данные, интересующие именно администрацию школы.
- Цель исследования формулируется в зависимости от запроса. Например: запрос администрации звучит так: «Выясните готовность дошкольников к обучению в школе и порекомендуйте, кого, в какой класс определить?»
Сформулируйте самостоятельно цель обследования.
Целью логопедического обследования является:
· определение уровня речевой и функциональной готовности к обучению письму и чтению;
· выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии;
· рекомендация администрации школы по выбору образовательного маршрута для каждого первоклассника.
- Обоснование выбора методики диагностического исследования. Так как данная методика составлена из тестов разных авторов, то указывается составитель. Инструментарий:Логопедическое обследование (составитель – Оксимец О.А., по заказу Комитета образования г. Нефтеюганска) включает в себя следующие шкалы: (Запишите самостоятельно)
- Фонематический анализ;
- Звукопроизношение;
- Аналитико-синтетическая деятельность;
- Изобразительно-графические способности;
- Развитие функционального базиса;
- Словарный запас;
- Связная речь;
- Чтение.
- Диагност (исполнитель) (Ф.И.О., должность).
- Сроки проведения исследования.
- Количество респондентов.
- Критерии оценки речевой готовности (запишите самостоятельно)
- 0 - 10,5 б. - выше среднего;
- 11 – 20,5 б. - средний;
- 21 – 30,5 б. - ниже среднего;
- 31 б. и выше - низкий.
8. Терминология:(запишите самостоятельно)
ФНР –фонетическое недоразвитие речи;
ФФНР –фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
ФМНР – фонематическое недоразвитие речи;
ЛГНР - лексико-грамматическое недоразвитие речи;
ОНР – общее недоразвитие речи;
Дисграфия (нарушения письма): оптическая литеральная, фонематическая литеральная и вербальная;
Дислексия (нарушения чтения): моторная, фонематическая.
9. Результаты исследования:
· количественные данные представлены в таблицах – общей и на каждый класс;
· обобщенная интерпретация данных (качественные анализ) – аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;
· рекомендации по результатам исследования.
Подробнее остановимся на количественном, качественном анализе, выводах и рекомендациях.
Когда мы подсчитываем в процентах количество детей разных уровней готовности к обучению, количество детей с одинаковым речевым дефектом, количество детей предрасположенных к дисграфии и дислексии, количество детей с нормой и т.д., то мы производим количественный анализ.
Качественный анализ осуществляется тогда, когда мы ищем причины, делаем выводы для себя и даем рекомендации тому, чей запрос мы выполняем, например:
- много детей с предрасположенностью к вербальной фонематической дисграфии.;
Знаем, что в основе такой формы дисграфии лежит недоразвитие лексико-грамматической структуры речи. Почему в школу пришло много детей с таким дефектом? Это либо недоработка какого-то определенного детского сада, либо педзапущенность детей, не посещавших детский сад, либо это дети-билингвисты.
Определив причину, можно наметить пути коррекции:
- Провести консультацию по развитию связной речи с родителям детей, не посещавших детский сад;
- Сформировать группу детей для профилактики вербальной фонематической дисграфии;
и отразить это в рекомендациях:
- Провести встречу с руководством детского сада и обсудить ситуацию;
- Организовать специальные занятия для изучения русской лексики с детьми-билингвистами.
- много детей с низкой речевой готовностью к обучению;
Знаем, что если дети получают более 31 балла, то дефект не только речевой. Причина в функциональной неготовности к обучению письму и чтению. Почему? Может быть, просто биологическая незрелость детей, а может быть психофизический инфантилизм детей или другая причина. Но дети уже приняты в школу. Значит, для себя делаем вывод:
- Сформировать группу детей для развития функционального базиса и профилактики дисграфии и дислексии;
пишем рекомендацию администрации:
- организовать повторное обследование в декабре, обсудить результаты на ПМПк;
- много детей с предрасположенностью к моторной дислексии;
Проработайте самостоятельно этот вариант – запишите выводы и рекомендации.
Причина – несформированность оптико-артикуляторной связи : графема-фонема.
Вывод для логопеда:
- организовать индивидуальную работу по профилактике моторной дислексии;
- провести консультации с родителями и учителями по выработке единых подходов и требований в обучении чтению детей с данным видом дефекта;
Рекомендации для администрации:
- разрешить проводить индивидуальную работу с ….учениками по профилактике моторной дислексии во время урока чтения (10-15 минут, 2 раза в неделю).
Качественный анализ логопедического обследования можно отобразить и в виде таблице:
Факты | Причины | Выводы логопеда | Рекомендации для администрации |
Таким образом, аналитическая справка является основой для планирования дальнейшей коррекционно-развивающей, методической работы с детьми, учителями, родителями, администрацией.
Аналитическая справка вместе с таблицами сдается администрации школы. Один экземпляр остается у логопеда.