Актуализация знаний по оценке результатов и составлению заключения после логопедического обследования дошкольника
Обобщение и анализ результатов логопедического обследования.
Цели:
- Познакомить логопедов с методикой количественного и качественного анализа результатов логопедического обследования;
- Научить составлять аналитическую справку, используя обобщенные результаты обследования.
План консультации:
- Актуализация полученных знаний - практическая работа.
- Количественный анализ результатов обследования дошкольников, поступающих в школу (знакомство с таблицами):
- Сводная таблица речевой готовности дошкольников, поступающих в школу (рейтинг достижений);
- Сводная таблица готовности дошкольников к обучению (по результатам психологического и логопедического обследования).
- Качественный анализ результатов логопедического обследования:
· Аналитическая справка;
· Практическая работа по составлению аналитической справки.
Групповая практическая работа.
Ход работы:
- Логопеды работают в группах по 4-5 человек.
- Обсуждают и анализируют протоколы обследования К.С.
- Составляют и записывают логопедическое заключение и рекомендации родителям.
- Ведущий сравнивает результаты анализа разных групп.
- Обсуждаются результаты.
Количественный анализ результатов обследования дошкольников, поступающих в школу (знакомство с таблицами)
Результаты каждого обследованного дошкольника, поступившего в школу, должны быть занесены в таблицу. Основным параметром, по которому ранжируются результаты, является общий балл. Важным для оценки речевой готовности к обучению является возраст ребенка, ведущая модальность и состояние устной речи на момент обследования (логопедический диагноз). После синдромного анализа результатов и выявления предрасположенности к дисграфии и дислексии, данные заносятся в соответствующие столбцы таблицы. Рекомендации логопеда для определения образовательного маршрута каждого ученика также отражаются в таблице. Дифференциация уровней речевой готовности может быть отражена цветом: красный цвет – уровень выше среднего, синий цвет – средний уровень, зеленый цвет – ниже среднего, черный цвет – низкий уровень. Подсчитывается процентное соотношение уровней речевого развития.
Составив такую рейтинговую таблицу, логопед может легко выделить группу первоклассников, нуждающихся в логопедической коррекции имеющихся дефектов речи и профилактике различных форм дисграфии и дислексии.
Полученные данные распределяются в таблицы для всех первых классов школы, но фамилии записываются уже в алфавитном порядке. Классному руководителю даются рекомендации для индивидуальной работы с каждым учеником.
Сводная таблица речевой готовности дошкольников на 200…- 200… уч. год.
Фамилия , имя | Модаль-ность | Возр к школе | Балл | Предрасполож. к дисграфии | Предрасполож. к дислексии | Логоп. диагноз | Рекомендация | ||||||||||||
Фонем. литерал. | Фонем вербал. | Оптич литерал. | Моторн. | Фонем. вербал. | |||||||||||||||
1. ……. | Сл-зр | 7,0 | 3,5 | - | - | - | - | - | РО | 7,0 | 3,5 | - | - | - | - | - | РО | ||
2……… | Слух. | 7,5 | - | - | - | - | - | РО | |||||||||||
17……. | Сл. | 6,11 | 9,5 | - | + | - | - | - | Ротац | РО | |||||||||
57……. | Зр.-дв. | 7,6 | 17,5 | - | + | + | - | - | ЛГНР | Тр | |||||||||
78……. | Дв. | 7,9 | 23,5 | + | + | - | + | + | ФФНР дизарт | Тр (Лог.гр.) |
Эта же таблица служит основой для определения количественных данных, предоставляемых Комитету образования в виде «Сводной таблицы готовности дошкольников к обучению - по результатам психологического и логопедического обследования». (Приложение 1) Эта таблица представляет собой данные по каждому первому классу школы, с указанием количества учащихся и программы, по которой проходит обучение в данном классе. Здесь же отражается мотивация учеников (учебная, предучебная, игровая), уровни психологической и речевой готовности в натуральном виде и в процентах, и состояние эмоционально-волевой сферы на момент обследования (тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, медлительность).
Эти данные помогут спрогнозировать предположительный конечный результат обучения к концу первого класса, и будут являться базовыми для выявления динамики психофизиологического развития учащихся 1 класса.