Актуализация знаний по оценке результатов и составлению заключения после логопедического обследования дошкольника

Обобщение и анализ результатов логопедического обследования.

Цели:

  1. Познакомить логопедов с методикой количественного и качественного анализа результатов логопедического обследования;
  2. Научить составлять аналитическую справку, используя обобщенные результаты обследования.

 

План консультации:

  1. Актуализация полученных знаний - практическая работа.
  2. Количественный анализ результатов обследования дошкольников, поступающих в школу (знакомство с таблицами):
    • Сводная таблица речевой готовности дошкольников, поступающих в школу (рейтинг достижений);
    • Сводная таблица готовности дошкольников к обучению (по результатам психологического и логопедического обследования).
  3. Качественный анализ результатов логопедического обследования:

· Аналитическая справка;

· Практическая работа по составлению аналитической справки.

 

 

Групповая практическая работа.

Ход работы:

  1. Логопеды работают в группах по 4-5 человек.
  2. Обсуждают и анализируют протоколы обследования К.С.
  3. Составляют и записывают логопедическое заключение и рекомендации родителям.
  4. Ведущий сравнивает результаты анализа разных групп.
  5. Обсуждаются результаты.

 

Количественный анализ результатов обследования дошкольников, поступающих в школу (знакомство с таблицами)

Результаты каждого обследованного дошкольника, поступившего в школу, должны быть занесены в таблицу. Основным параметром, по которому ранжируются результаты, является общий балл. Важным для оценки речевой готовности к обучению является возраст ребенка, ведущая модальность и состояние устной речи на момент обследования (логопедический диагноз). После синдромного анализа результатов и выявления предрасположенности к дисграфии и дислексии, данные заносятся в соответствующие столбцы таблицы. Рекомендации логопеда для определения образовательного маршрута каждого ученика также отражаются в таблице. Дифференциация уровней речевой готовности может быть отражена цветом: красный цвет – уровень выше среднего, синий цвет – средний уровень, зеленый цвет – ниже среднего, черный цвет – низкий уровень. Подсчитывается процентное соотношение уровней речевого развития.

Составив такую рейтинговую таблицу, логопед может легко выделить группу первоклассников, нуждающихся в логопедической коррекции имеющихся дефектов речи и профилактике различных форм дисграфии и дислексии.

Полученные данные распределяются в таблицы для всех первых классов школы, но фамилии записываются уже в алфавитном порядке. Классному руководителю даются рекомендации для индивидуальной работы с каждым учеником.

 

Сводная таблица речевой готовности дошкольников на 200…- 200… уч. год.

Фамилия , имя Модаль-ность Возр к школе Балл Предрасполож. к дисграфии Предрасполож. к дислексии Логоп. диагноз Рекомендация    
  Фонем. литерал. Фонем вербал. Оптич литерал. Моторн. Фонем. вербал.
1. ……. Сл-зр 7,0 3,5 - - - - -   РО 7,0 3,5 - - - - -   РО
2……… Слух. 7,5 - - - - -   РО
17……. Сл. 6,11 9,5 - + - - - Ротац РО
57……. Зр.-дв. 7,6 17,5 - + + - - ЛГНР Тр
78……. Дв. 7,9 23,5 + + - + + ФФНР дизарт Тр (Лог.гр.)

 

Эта же таблица служит основой для определения количественных данных, предоставляемых Комитету образования в виде «Сводной таблицы готовности дошкольников к обучению - по результатам психологического и логопедического обследования». (Приложение 1) Эта таблица представляет собой данные по каждому первому классу школы, с указанием количества учащихся и программы, по которой проходит обучение в данном классе. Здесь же отражается мотивация учеников (учебная, предучебная, игровая), уровни психологической и речевой готовности в натуральном виде и в процентах, и состояние эмоционально-волевой сферы на момент обследования (тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, медлительность).

Эти данные помогут спрогнозировать предположительный конечный результат обучения к концу первого класса, и будут являться базовыми для выявления динамики психофизиологического развития учащихся 1 класса.