Критерии оценок.
Диагностика интонационной стороны речи по методике Лазаренко О. И.
- Умение регулировать темп речи.
Задание 1. Произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции.
Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.
Задание 2. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.
Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.
Ходит кот по лавке - Очень медленны движенья, С горки мчится паровоз
Мягонькие лапки, И «походка» как скольженье, Без трубы и без колес.
Ушки пушисты, В дом свой прячется от страха, С паровозом – три вагона:
Глазки золотисты. Хвост поджавши, черепаха. Михаил и два Антона.
В. Талызин О. и К. Соловьевы
3 балла – легко изменяет темп речи в отработанном ряду слов, не испытывает трудностей в определении нужного темпа в стихотворном тексте.
2 балла – наблюдаются трудности с выполнением заданий, выполняет по образцу.
1 балл - удается выполнить после нескольких попыток.
0 баллов – не регулирует темп речи.
- Умение регулировать ритм речи.
Задание 1. Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.
Цель: выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок фразы (без опоры на содержание).
Инструкция: послушай, как я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.
Много снега – много хлеба.
От топота копыт пыль по полю летит.
Задание 2. Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.
Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных текстов.
Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью та-та-та или простукивания. Узнай какой это текст – первый или второй?
Зайку бросила хозяйка, Идет бычок качается,
Под дождем остался зайка. Вздыхает на ходу:
Со скамейки слезть не смог – «Ах, доска кончается,
Весь до ниточки промок. Сейчас я упаду»
Задание 3. Прочесть знакомый стихотворный текст и отхлопать его.
Цель: выявить возможности ребенка самостоятельно передавать ритмоинтонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.
Инструкция: расскажи стихотворение «Наша Таня громко плачет…» А. Барто и отхлопай его.
Задание 4. Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова.
Цель: выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.
Инструкция: послушай стихотворение, подбери из нескольких слов нужное – то, которое подходит по ритму и смыслу.
На шесте, ветвях, на крыше В самых разных морях они водятся
Гнезда вьет он, где повыше, И опасны, коль рядом находятся.
Ест лягушек, что попались, Может съесть даже ножку от стула,
С клювом длинным белый…. Если пахнет съедобным, -…
(попугай, аист, лебедь) (рыба, кит, акула)
Кто там крылышками машет
И цветка иного краше?
И похожа на жучка
Балерина -…..
(птичка, бабочка, стрекоза) В. Талызин