Критерии оценок.

Диагностика интонационной стороны речи по методике Лазаренко О. И.

  1. Умение регулировать темп речи.

Задание 1. Произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции.

Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.

Задание 2. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.

Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.

 

Ходит кот по лавке - Очень медленны движенья, С горки мчится паровоз

Мягонькие лапки, И «походка» как скольженье, Без трубы и без колес.

Ушки пушисты, В дом свой прячется от страха, С паровозом – три вагона:

Глазки золотисты. Хвост поджавши, черепаха. Михаил и два Антона.

В. Талызин О. и К. Соловьевы

3 балла – легко изменяет темп речи в отработанном ряду слов, не испытывает трудностей в определении нужного темпа в стихотворном тексте.

2 балла – наблюдаются трудности с выполнением заданий, выполняет по образцу.

1 балл - удается выполнить после нескольких попыток.

0 баллов – не регулирует темп речи.

 

  1. Умение регулировать ритм речи.

Задание 1. Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.

Цель: выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок фразы (без опоры на содержание).

Инструкция: послушай, как я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.

Много снега – много хлеба.

От топота копыт пыль по полю летит.

Задание 2. Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.

Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных текстов.

Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью та-та-та или простукивания. Узнай какой это текст – первый или второй?

Зайку бросила хозяйка, Идет бычок качается,

Под дождем остался зайка. Вздыхает на ходу:

Со скамейки слезть не смог – «Ах, доска кончается,

Весь до ниточки промок. Сейчас я упаду»

Задание 3. Прочесть знакомый стихотворный текст и отхлопать его.

Цель: выявить возможности ребенка самостоятельно передавать ритмоинтонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

Инструкция: расскажи стихотворение «Наша Таня громко плачет…» А. Барто и отхлопай его.

Задание 4. Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова.

Цель: выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.

Инструкция: послушай стихотворение, подбери из нескольких слов нужное – то, которое подходит по ритму и смыслу.

На шесте, ветвях, на крыше В самых разных морях они водятся

Гнезда вьет он, где повыше, И опасны, коль рядом находятся.

Ест лягушек, что попались, Может съесть даже ножку от стула,

С клювом длинным белый…. Если пахнет съедобным, -…

(попугай, аист, лебедь) (рыба, кит, акула)

Кто там крылышками машет

И цветка иного краше?

И похожа на жучка

Балерина -…..

(птичка, бабочка, стрекоза) В. Талызин